А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Обучение анализу лирического произведения.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Элина Валерьевна Гарейшина

Устный журнал.

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

Обучение анализу лирического произведения.

 

 Цели: 1) Учить анализировать и систематизировать изучаемый материал.

    2) Учить выявлять особенности языка в художественном произведении.

    3) Обогащать знания о ВОВ.

    4) Развивать речь учащихся, логическое мышление.

    5) Воспитывать патриотизм.

 

 Таблица, которая должна получиться у детей в тетради:

Часть плана

Опорная лексика

1. Об авторе

Родился на хуторе Загорье. (1910 – 1971 гг.). Был военным корреспондентом, что отразилось в творчестве писателя.

2. Тема

Дети и война.

3. Идея.

Единство поколений во время ВОВ, неугасимая любовь к родной земле.

4. Художественные средства,  синтаксис, лексика.

Гипербола, разговорная лексика, аллитерация, диалог, повтор (рефрен), эпитеты, метафоры.

 

Оформление доски:

План урока:

Форзац – «документальные хроники»

1 стр. – «биографическая презентация»

2 стр. – «теоретическая» (словарь урока)

3 стр. - «исследовательская»

(анализ стихотворения и составление таблицы)

4 стр. - «обучающая»

5 стр. - «изобразительная»

Форзац – «лирическая»

2 стр.

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».

Обучение анализу лирического произведения.

 

Часть плана

Опорная лексика

1.Об авторе

 

2.Тема

 

3.Идея

 

4.Художественные средства, синтаксис, лексика

 

 

Словарь урока:

Стихотворение

Баллада

Тема

Идея

Метафора

Эпитет Гипербола

Аллитерация

Диалог

Олицетворение

 

 

 

 

 

Оборудование: учебник, 5 класс (В.Я.Коровина и др.), компьютер (документальная хроника «Флаг над Рейхстагом» и презентация), репродукция картины Ю. Непринцева «Отдых после боя», распечатки с тропами, толковый словарь Ожегова

Методы и приёмы:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа, чтение учителем наизусть; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, индивидуальные задания

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения (по нахождению тропов)

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, проверка домашней работы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 5 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №11 им.П.М.Камозина

Устный журнал.

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

Обучение анализу лирического произведения.

 Цели: 1) Учить анализировать и систематизировать изучаемый материал.

    2) Учить выявлять особенности языка в художественном произведении.

    3) Обогащать знания о ВОВ.

    4) Развивать речь учащихся, логическое мышление.

    5) Воспитывать патриотизм.

 Таблица, которая должна получиться у детей в тетради:

Часть плана

Опорная лексика

1. Об авторе

Родился на хуторе Загорье. (1910 – 1971 гг.). Был военным корреспондентом, что отразилось в творчестве писателя.

2. Тема

Дети и война.

3. Идея.

Единство поколений во время ВОВ, неугасимая любовь к родной земле.

4. Художественные средства,  синтаксис, лексика.

Гипербола, разговорная лексика, аллитерация, диалог, повтор (рефрен), эпитеты, метафоры.

Оформление доски:

План урока:

Форзац – «документальные хроники»

1 стр. – «биографическая презентация»

2 стр. – «теоретическая» (словарь урока)

3 стр. - «исследовательская»

(анализ стихотворения и составление таблицы)

4 стр. - «обучающая»

5 стр. - «изобразительная»

Форзац – «лирическая»

2 стр.

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».

Обучение анализу лирического произведения.

Часть плана

Опорная лексика

1.Об авторе

2.Тема

3.Идея

4.Художественные средства, синтаксис, лексика

Словарь урока:

Стихотворение

Баллада

Тема

Идея

Метафора

Эпитет Гипербола

Аллитерация

Диалог

Олицетворение

Оборудование: учебник, 5 класс (В.Я.Коровина и др.), компьютер (документальная хроника «Флаг над Рейхстагом» и презентация), репродукция картины Ю. Непринцева «Отдых после боя», распечатки с тропами, толковый словарь Ожегова

Методы и приёмы:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа, чтение учителем наизусть; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, индивидуальные задания

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения (по нахождению тропов)

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, проверка домашней работы

Ход урока

  1. Подготовка к восприятию. (3 мин.)

(Просмотр документальной хроники «Флаг над рейхстагом»)

- О каком историческом событии вы увидели кадры кинохроники?

- Кто из вас знает, что это за кадры?

          (Именно после водружения Советской армией  знамени над Рейхстагом было

           объявлено о победе над фашизмом)

- Героическое прошлое нашего народа, нашей Родины отражается в искусстве, в частности, в литературе. Поэтическая летопись ВОВ 1941 – 1945гг создавалась многими писателями, поэтами, композиторами. Среди них есть стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста», о котором и пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

  1. Сообщение темы и целей. (3 мин.)

- Урок сегодня мы проведём в форме устного журнала по такому плану:

На доске:              План урока

                   Форзац – «документальные хроники»

                    1 стр. – «биографическая презентация»

                    2 стр. – «теоретическая» (словарь урока)

                    3 стр. – «исследовательская» (анализ стихотворения и составление таблицы)

                    4 стр. – «обучающая»

                    5 стр. – «изобразительная»

                    Форзац – «лирическая»

  1. За доской Д/З:

                  1) с.146 – 148 (наизусть) с устным анализом стихотворения,

                  опираясь на таблицу, составленную в классе

                               2) проиллюстрировать стихотворение (по желанию)

  1. Проверка Д/З – 1 стр. – «биографическая презентация». (5 мин.)

- 2 ученика к сегодняшнему уроку подготовили сообщения о жизни и творчестве А.Т.Твардовского и оформили их в виде презентации. Послушаем и посмотрим…

- В каких жанрах работал А.Т.Твардовский?

         (Поэмы и стихотворения)

  1. Словарь урока – 2 стр. – «теоретическая». (2 мин.)

- А что такое стихотворение?

- Обратимся к словарю урока. Дайте определения терминов, которые мы будем использовать при анализе стихотворения.

На доске:        Словарь урока

                        Стихотворение                     эпитет

                        Баллада                                  гипербола

                        Тема                                       аллитерация

                        Идея                                       диалог

                        Метафора                              олицетворение

6.  Анализ стихотворения и составление таблицы – 3 стр.

«исследовательская»

 - В тетради поставьте число напротив таблицы, которую я вас просила начертить для составления опорного конспекта. (На доске такая же таблица)

 - Что вы запомнили об авторе? Что запишете?

Заполните первую графу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)

Часть плана

Опорная лексика

1. Об авторе

Родился на хуторе Загорье. (1910 – 1971 гг.). Был военным корреспондентом, что отразилось в творчестве писателя.

2. Тема

3. Идея.

4. Художественные средства,  синтаксис, лексика.

1.Чтение стихотворения (наизусть учителем) – 3 мин.

- Ребята, что лежит в основе этого стихотворения?

   (Историческое событие с острым напряженным сюжетом)

- Как называются такие стихотворения?

   (Баллады)

- Какова тема этого стихотворения-баллады?

    (Дети и война)

- Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)

- Найдите и прочитайте слова, которыми Твардовский характеризует мальчика.

    (2 и 3 строфы)

- Как вы понимаете слова, словосочетания:

          а) БЕДОВЫЙ;

               Шустрый, смелый (разг.)       (Ожегов)

          б) ИЗ ТЕХ, ЧТО ГЛАВАРЯМИ У ДЕТЕЙ;

               Зачинщик, руководитель, вожак

          в) В ГОРОДИШКАХ ПРИФРОНТОВЫХ;

               Находящийся вблизи фронта

- Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?

- Прочитайте строки о том, каким был бой.

      (4-я строфа и 1,2 строки 5-ой строфы)

- Как вы понимаете строки:

а) А ОН ГВОЗДИТ – НЕ ВЫГЛЯНУТЬ ИЗ БАШЕН

      Гвоздить – 1) Бить, колотить изо всех сил.

                          2) Упорно повторять одно и то же. - (разг.)     (Ожегов)

- Почему поэт выбирает слово ГВОЗДИТ, а не стреляет, бьет, строчит и т.д.?

- В прямом или переносном смысле автор использует это слово? Для чего? С какой целью?

      (в переносном)

- Как называется л/в прием в строке:

    «… И ЧЕРТ ЕГО ПОЙМЕТ, ОТКУДА БЬЕТ».

       (Гипербола)

- Запишите в тетрадь(Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)

- Для чего его использует Твардовский

        (Усиливает ужас трудного боя)

б) … ЗА КАКИМ  ДОМИШКОЙ ОН ПРИМОСТИЛСЯ

      Примоститься – пристроиться в неудобном месте, в неудобном положении

                                  (сбоку, с краю)  - (разг.)    (Ожегов)

- Для какого стиля речи характерны слова, ГВОЗДИТ, ПРИМОСТИТЬСЯ, БЕДОВОЙ, ГЛАВАРЬ?

(Для разговорного)

- Запишите в тетрадь. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)

- Почему поэт в своем стихотворении использует слова разговорного стиля?

- Частичка  -КА в слове УГАДАЙ-КА тоже указывает на разговорный стиль.

- Обратите внимание на звукопись в 1 и 2 строке 4-ой строфы. Каких согласных здесь больше? Почему?  

        (звонких и сонорных)

- Как называется такой прием в литературе?

        (аллитерация)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)

- Прочитайте строки о том, как мальчик помог русским солдатам.

        ( 3-4 строка 5 строфы – до «Я вытер пот…»

- В какой форме Твардовский рассказывает об этом?

        (диалог)

- Почему именно диалог выбирает поэт?

        (Он характерен для разговорной речи. Придает большую реалистичность

          описываемым событиям)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)        

- Обратите внимание на слова мальчика:

      « Товарищ командир, товарищ командир!

         Я знаю, где их пушка. Я разведал…

         Я поползал, они вон там, в саду…»

Что характерно для речи парнишки? Почему?

      (Повторы слов, что выдает волнение, частое употребление местоимения Я, т.к.

       

Он тоже считает себя бойцом, солдатом… Мальчик очень хочет помочь, а также

        взобраться на танк, почувствовать себя настоящим воином)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)

- Как называет рассказчик мальчонку?

       (дружище)

- Почему именно так?

        (Стирается возрастная дистанция. Во время войны важен не возраст: детей

         уже нет, раз они воюют на улице вместе с отцами.)

- Как ведет себя мальчик на танке? Как это характеризует его?

        (Он смел, бесстрашен)

- Найдите в следующеё строфе слова или словосочетания, типичные для разговорной речи.

- На какие эпитеты нельзя не обратить внимания в этой строфе?

(рыхлый, жирный чернозём)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)

- Почему о родной земле именно так говорит поэт?

        (Земля словно помогает уничтожить вражескую пушку. Она не противится

         тому, что ее охраняют военным вражеским оружием. Она все равно остается

         плодородной)

- Прочитайте следующую (предпоследнюю строфу).

- Какие художественные средства использует здесь Твардовский? Для чего?

        (метафора – «душила гарь и копоть»

                             «… шел большой пожар»

         Пожар – неотъемлемая часть войны. Они всегда рядом. Они всегда словно

         живые.)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)

- Обратите внимание на последние две строки это строфы:

             «И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопцы! –

               И руку, как товарищ, пожал…»

В очередной раз автор стирает возрастное различие. То он назвал мальчонку дружищей, теперь – жмет ему руку, как товарищу. Это не случайно. Отсюда вытекает идея стихотворения. Какова она?

         (Идея единства поколений во время ВОВ, слитность в их глубоком

           патриотическом чувстве, неугасаемая любовь к родной земле.)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)

2.Объяснение нового. Стр. 4 – «обучающая» (2 мин)

- А теперь перечитайте первую и последнюю строфы стихотворения.

- Что вы можете о них сказать?

- Такой прием в литературе называется (на доску вешаю):

КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)

- Почему автор стихотворения использует этот прием?

        (Он подчеркивает свои переживания о том, что забыл спросить имя мальчика)

- А почему он не может себе этого простить?

- Стройность, соразмерность мыслей автора помогает ему передать выбранная

   рифма. Определите тип рифмы (по 1-ой строфе)

        (перекрестная)

- Можно ли считать поступок мальчика героическим?  

  1. Работа с репродукцией картины. – «лирическая».

 

- Как вы думаете, когда было написано это стихотворение? (после боя, после войны, во время боя?)

- Посмотрите на репродукцию картины Ю. Непринцева «Отдых после боя». Как можно ее соотнести со стихотворением?

- Как вы считаете, нужно ли нам сегодня вспоминать и обсуждать произведение о

  ВОВ? Почему?

- Послушайте стихотворение: «Задохнулись канонады…», которое подтверждает ваши

   слова.

( Индивидуальное задание – чтение наизусть)

             Задохнулись канонады.

             В мире тишина.

             На большой земле однажды

             Кончилась война.

             Будем жить, встречать рассветы,

             Верить и любить.

             Только не забыть бы это!

             Все Лишь бы не забыть!

             Эта память – верьте, люди –

             Всей земле нужна.

             Если мы войну забудем, вновь придет война.

- Вспомните кадры документальной кинохроники, показанные в начале урока. Какова связь между содержанием стихотворения «Рассказ танкиста» и телефрагментом.

        (Во время ВОВ дети внесли огромный вклад в одержание победы над фашизмом)

 8.Подведение итогов. (3 мин)

  1.  На уроке мы достигли поставленных целей:

- расширили знания о ВОВ

- выявили авторское отношение к детям во время войны

- обратили внимание на особенности языка «Рассказа танкиста».

Действительно, такое произведение создано на века.

  1. Оценки за урок.
  2. Какой вид работы вы бы еще хотели увидеть на уроках?

 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: «Подвиги земляков в годы Великой Отечественной войны»

Воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, героев современной жизни края,  через знакомство со страницами истории и выдающимися людьми Краснодарского края формиров...

Литературный вечер «Подвиги ямальцев в годы Великой Отечественной войны»

Нынешнее подрастающее поколение, к сожалению, всё чаще и чаще воспринимает событие Победы на фашистской Германией во Второй мировой войне просто как великое историческое событие. Сегодня, как никог...

«Их подвиг, жив, неповторим и вечен» Литературно – музыкальная композиция О подвигах Югорчан в годы Великой Отечественной войны

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые,  инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы ...

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Углич в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945гг»

4.Актуальность проблемы:Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений.В н...

Подвиги Рязанцев в годы Великой Отечественной войны

Материал доступен по ссылке: http://bit.do/podvigi...