КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ « В.Г.Распутин – голос своего времени» .
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме

Прокопец Рита Петровна

      КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ПО ПУБЛИЦИСТИКЕ В.Г.РАСПУТИНА


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ПО ПУБЛИЦИСТИКЕ В.Г.РАСПУТИНА


Тема урока:    « В.Г.Распутин – голос своего времени» .

Тип урока: урок-размышление.

Вид урока: групповая работа по анализу публицистического текста.

 Приемы обучения:

Вступительное слово учителя; сообщения учеников; работа в группах; постановка аналитических и проблемных вопросов при изучении статей; самостоятельная деятельность учеников при работе с текстом, ответах на аналитические вопросы, выразительном чтении отдельных отрывков.

Межпредметные связи: история, география, живопись.

Оборудование: ПК, проектор, слайдовая презенация, тексты публицистических статей В.Г.Распутина, фрагмент фильма «Река жизни» о писателе.

                  Эпиграф урока:

                                                                                        Мы все на этой земле,

                                                                                        при любых должностях и званиях, временны.

                                                                                        Вечна Родина. Вот из чего должен исходить

                                                                                        истинный патриот.

                                                                                                                                                       В.Г.Распутин

Цели урока:

1)познакомить с биографией В.Г. Распутина, основными этапами творческого пути;

2) определить место и роль публицистики В.Г. Распутина в литературной и общественной жизни второй половины ХХ века;

3) показать эволюцию взглядов В.Г. Распутина на национальные, экономические, экологические, исторические проблемы российской истории и современности;

4) в анализе публицистики обнаружить те свойства мышления В.Г. Распутина, которые определяют творчество и формируют картину мира.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя о писателе. (слайд 1)

Русская литература  19 века дала миру имена Пушкина, Достоевского, Толстого, Тютчева, Тургенева.

В современной литературе XX–XXI веков есть имена, без которых ее мы уже не сможем представить. Одно из таких имен - Валентин Распутин.

Писатель Валентин Распутин - один из признанных современных писателей, который тоже продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего, с точки зрения нравственно – философских проблем, каких -  это мы  с вами должны увидеть, размышляя над  его произведениями. Сегодняшний урок мы посвятим публицистике писателя.

2.Работа с эпиграфом (слайд 2) как вы понимаете эти слова? Прокомментируйте.

3. Формулировка задач урока учащимися.

В связи с заявленной темой и заданиями для групп какими будут задачи нашего урока? (слайд 3)

4. К уроку группа “биографов” подготовила сообщения о жизненном и творческом пути писателя, послушаем их внимательно, запишем основные жизненные и творческие вехи писателя, и в конце сообщений попытаемся ответить на вопрос: какова жизненная позиция автора, что сделало его талантливым писателем, и, прежде всего, достойным человеком, гражданином?(Слайдовая презентация)

5.Группа «экологов» расскажет нам о публицистике В.Г.Распутина  60-70-ых годов 20 века. Ключевым произведением  этого периода является историко-краеведческая книга «Сибирь, Сибирь…», включающая несколько очерков. О них и пойдет речь.(Слайды 4-15)

В статье "Видя вокруг прозрения слепых…" В.Г. Распутин признается, что Байкал для него - буквально питающая сила: "это…нечто живое, отцовское, плоть от плоти и соль от соли которого все мы, живущие рядом, происходим."

Земля Байкала и Ангары породила писателя В.Г. Распутина для того, чтобы он сказал о ней словами, достойными ее красы и мощи, стал выразителем ее бед.

В его очерке "Байкал" (книга "Сибирь, Сибирь") есть такие слова: «Рядом с Байкалом мало размышлять привычно, здесь надо выше, чище, сильнее думать, вровень с его духом, не бессильно, не горько»."Вровень с его духом…". Так был обозначен уровень писательской и гражданской позиции в подходе ко всему, что касалось священного моря.

Писатель вспоминает об уничтожении своей родной деревни Аталанки, о тяжелом и страшном прощании с родиной. В.Г. Распутин говорит о напрасной гибели города, т.к. были уже опыты - строительство Братской ГЭС, Усть-Илимской, Красноярской. Самая мощная оказалась Братская ГЭС, а теперь такая мощность уже не нужна, и дает электроэнергию на две трети.

Писатель предупреждает, что то же самое будет и с Богучанской ГЭС, т.к. энергия пойдет не во блага страны, а в Китай. "Скажите, как жить без этих ангарских лесов, без этих дивных по красоте, богатых лесов? А после затопления их не станет."

Взаимосвязь природы с судьбой человека занимают в творчестве В.Г. Распутина определяющее место.

Любое произведение писателя отражает эту предопределенную связь природы, общества и человека.

Природа становится силой, направляющей человека и придающей смысл его существованию. В своей концепции времени В.Г. Распутин противопоставляет истинное, священное время природных циклов линейному времени цивилизации, которое кажется ему разрушительным и предполагающим свой конец.

5. Группа « историков» сделает обзор публицистики 80-90-ых годов 20 века. В этот период происходит эволюция  политических взглядов писателя.(Слайды 16-18) 

С началом перестройки В.Г. Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Писатель протестует против распада СССР, деградации России, разложения государства, предательства культуры и народа.

В.Г. Распутин выступает на каждом из десяти заседаний Всемирного Русского Собора. Часть из них проводилась в период, когда президентом был Б. Ельцин, а часть - при президентстве В.В. Путине. Собранные вместе эти речи представляют панораму проблем современной истории за десять лет.

а) "Так создадим же течение встречное" (слайды 19-20)

В.Г. Распутин призывает к духовному и гражданскому сопротивлению деморализующей политике властей. Писатель говорит о том, что в стране нет единой системы власти. А только "много специалистов самого высокого класса, занятых не обезболиванием, обездоливанием." Русский человек, верит В.Г. Распутин, обладает чувством национального самосознания, ответственностью, сплоченностью. Именно к нему и апеллирует писатель.

 В национальной истории В.Г. Распутина интересуют следующие вехи: монголо-татарское иго и Куликовская битва, Смутное время, церковный раскол, петровские реформы, наполеоновское нашествие 1812 года и Бородинское сражение, Октябрьская социалистическая революция и гражданская война 1918 - 1920 годов, индустриализация и коллективизация сельского хозяйства в 1926 - 1938 годах, Великая Отечественная война.

б)выразительное чтение отрывка из статьи «На поле Куликовом»(слайды 21-24)

 Обращение В.Г. Распутина к фактам исторического прошлого мотивировано ситуацией последних двух десятилетий ХХ века. Проводя исторические аналогии, писатель стремится выяснить причины наблюдаемого им в современной России кризиса, а также найти и указать соотечественникам способы его преодоления.

При описании ситуации в стране Распутин использует историческую параллель:

 Поле Куликово и Отечественная война: "Эти два события - поле Куликово и Отечественная война, разделенные более чем полутысячелетием, невольно в нашем представлении возвышаются над Россией огромными скорбными курганами"

в) анализ статьи «Время и бремя тревог» ( слайд 25)

«У каждого из нас свой участок на общем литературном поле, на котором писатель может принести наибольшую пользу. Но если представить наше общее поле не в абстрактной, а конкретной картине, — это и будет Россия. Нет для нас судьбы и нет у нас слова помимо России.»

г) анализ статьи «Россия уходит у нас из-под ног»(слайды 26-29)

Во-первых, у России украдено даже имя ее и пущено с молотка на обслуживание всякого рода сомнительных заведений, против нее же направленных.

Во-вторых, к руководству Россией пришли люди, которые даже не считают нужным скрывать к нам свою неприязнь.

В-третьих, патриотизм отменяется. «Патриотизм — это свойство негодяев», — провозгласил наш собрат по перу Ю. Черниченко.

В-четвертых, культура разрушается. Что там разрушается... Много ли теперь осталось от культуры, чистым голосом которой так славна была Россия в самые лихие и даже самые болотные времена.

В-пятых, нравственность, как старуху, раздели донага и, изможденную, изработанную, сморщенную, с обвисшими сосцами, проводят сквозь строй молодой растленной плоти, демонстрируя два вида красоты.

В-шестых, молодежь развращается. И это самое страшное, когда начинаешь думать о будущем России.

 Если три века назад Россия была поставлена на дыбы, то сегодня она поставлена на задние лапы.

Отечество действительно в опасности. Мы можем завтра проснуться в своих собственных постелях, но уже не в России. Все вокруг будет тем же самым, но чужим, лишенным родного духа и смысла. Допустить мирную интервенцию — позор больше и непоправимей, чем отдать Отечество на полях битвы. Там — наша ответственность, равная со всеми. Здесь — она неизмерима. Это поле нашей деятельности, и если мы сдадим его — грош нам всем цена.

Современную ситуацию

В.Г. Распутин рассматривает как крушение всего государства и атака на русскую культуру и русские богатства. Россия принимает чужие права, чужую культуру, язык, экономику, социальное и политическое устройство - "все то, что навязывалось ей на протяжении долгого времени."

6. По ходу урока за выступлением каждой группы следит группа «аналитиков» и делает выводы.(Слайды 30,31)

 Творчество В.Г. Распутина неразрывно связано с социальными, нравственными, психологическими процессами современной российской истории.

Журналистская деятельность В.Г. Распутина началась в 60-е годы, до 80-х годов писатель много внимания в своей публицистике уделял экологическим темам.

Конец 80-х годов - это время обращения В.Г. Распутина к политическим и экономическим темам.

В течение 10 лет - с 1985 года до середины 90-х - публицистика писателя становится открытой критикой политической ситуации в России.

в 90-е годы так остро разворачиваются дискуссии вокруг русской идеи, ставящие вопросы бытия нации, ее духа и судьбы.

В.Г. Распутин - главный идеолог и проповедник современного почвенничества, рассматривающий путь России как путь религиозно-нравственного возрождения.

7.Прсмотр фрагмента фильма «Река жизни»

8. Заключительное слово учителя.

 Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив хлеб книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться никакой другой литературой, ни любовными романами, ни дешевыми детективами, над которыми не надо думать - прочитал и все. Его хлеб – с горчинкой. Он всегда свежевыпечен, не способен зачерстветь. Такой продукт испокон века выпекали в Сибири, и назывался он вечным хлебом. Так и произведения Валентина Распутина несут незыблемые, вечные ценности. А при прочтении произведений Распутина приобретаешь только духовный и нравственный багаж.

9. Рефлексия. После сегодняшнего урока с именем В.Г.Распутина какие у вас будут ассоциации? Постарайтесь выразить их одним словом. (Родина, народ, Байкал, совесть, история, вера, будущее, единение, деревня, природа и др.)

Синквейн:

Распутин

Талантливый, стремящийся

Понять, предупредить, призвать

Народ к единению и возрождению

России.

10.Домашнее задание: написать эссе «Что для меня открыл В.Г.Распутин»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-размышление В.Г.Распутин – голос своего времени.

Слайд 2

«Мы все на этой земле, при любых должностях и званиях, временны. Вечна Родина. Вот из чего должен исходить истинный патриот». В.Г.Распутин

Слайд 3

Задачи урока: 1) определить место и роль публицистики В.Г. Распутина в литературной и общественной жизни второй половины ХХ века; 2) выявить и обосновать факторы формирования авторской позиции; 3) показать эволюцию взглядов В.Г. Распутина на национальные, экономические, экологические, исторические проблемы российской истории и современности; 4) в анализе публицистики обнаружить те свойства мышления В.Г. Распутина, которые определяют творчество и формируют картину мира.

Слайд 4

В статье "Видя вокруг прозрения слепых…" В.Г. Распутин признается, что Байкал для него - буквально питающая сила: "это…нечто живое, отцовское, плоть от плоти и соль от соли которого все мы, живущие рядом, происходим."

Слайд 6

Чувство любви писателя к родной земле с особой силой проявилось в историко-краеведческом полотне «Сибирь , Сибирь…» Земля Байкала и Ангары породила писателя В.Г. Распутина для того, чтобы он сказал о ней словами, достойными ее красы и мощи, стал выразителем ее бед.

Слайд 7

В его очерке "Байкал" (книга "Сибирь, Сибирь") есть такие слова: « Рядом с Байкалом мало размышлять привычно, здесь надо выше, чище, сильнее думать, вровень с его духом, не бессильно, не горько »." Вровень с его духом…". Так был обозначен уровень писательской и гражданской позиции в подходе ко всему, что касалось священного моря.

Слайд 8

Ангарский каскад первая ступень — Иркутская ГЭС вторая ступень — Братская ГЭС третья ступень — Усть-Илимская ГЭС четвёртая ступень — строящаяся Богучанская ГЭС пятая ступень — проектируемая Нижнебогучанская шестая ступень — проектируемая Мотыгинская ГЭС седьмая ступень — проектируемая Стрелковская ГЭС

Слайд 9

В июле 2009 года писатель побывал в Кодинске - городе строителей Богучанской ГЭС

Слайд 10

Писатель вспоминает об уничтожении своей родной деревни Аталанки , о тяжелом и страшном прощании с родиной. В.Г. Распутин говорит о напрасной гибели города, т.к. были уже опыты - строительство Братской ГЭС, Усть-Илимской, Красноярской . Самая мощная оказалась Братская ГЭС, а теперь такая мощность уже не нужна, и дает электроэнергию на две трети.

Слайд 11

Место затопления

Слайд 12

Писатель предупреждает, что то же самое будет и с Богучанской ГЭС, т.к. энергия пойдет не во блага страны, а в Китай. "Скажите, как жить без этих ангарских лесов, без этих дивных по красоте, богатых лесов? А после затопления их не станет."

Слайд 14

Взаимосвязь природы с судьбой человека занимают в творчестве В.Г. Распутина определяющее место. Любое произведение писателя отражает эту предопределенную связь природы, общества и человека.

Слайд 15

Природа становится силой, направляющей человека и придающей смысл его существованию. В своей концепции времени В.Г. Распутин противопоставляет истинное, священное время природных циклов линейному времени цивилизации , которое кажется ему разрушительным и предполагающим свой конец.

Слайд 16

Эволюция политических взглядов писателя С началом перестройки В.Г . Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Писатель протестует против распада СССР, деградации России, разложения государства, предательства культуры и народа.

Слайд 17

В.Г. Распутин выступает на каждом из десяти заседаний Всемирного Русского Собора . Часть из них проводилась в период, когда президентом был Б. Ельцин, а часть - при президентстве В.В. Путине. Собранные вместе эти речи представляют панораму проблем современной истории за десять лет.

Слайд 19

" Так создадим же течение встречное" ( июнь 1992) В.Г . Распутин призывает к духовному и гражданскому сопротивлению деморализующей политике властей. Писатель говорит о том, что в стране нет единой системы власти. А только "много специалистов самого высокого класса, занятых не обезболиванием, обездоливанием." Русский человек, верит В.Г. Распутин, обладает чувством национального самосознания, ответственностью, сплоченностью. Именно к нему и апеллирует писатель.

Слайд 20

В национальной истории В.Г. Распутина интересуют следующие вехи: монголо-татарское иго и Куликовская битва, Смутное время, церковный раскол, петровские реформы, наполеоновское нашествие 1812 года и Бородинское сражение, Октябрьская социалистическая революция и гражданская война 1918 - 1920 годов, индустриализация и коллективизация сельского хозяйства в 1926 - 1938 годах, Великая Отечественная война.

Слайд 21

«На поле Куликовом» (1985)

Слайд 22

Поле Куликово сегодня

Слайд 23

Обращение В.Г. Распутина к фактам исторического прошлого мотивировано ситуацией последних двух десятилетий ХХ века. Проводя исторические аналогии , писатель стремится выяснить причины наблюдаемого им в современной России кризиса , а также найти и указать соотечественникам способы его преодоления.

Слайд 24

При описании ситуации в стране Распутин использует историческую параллель : Поле Куликово и Отечественная война: "Эти два события - поле Куликово и Отечественная война , разделенные более чем полутысячелетием, невольно в нашем представлении возвышаются над Россией огромными скорбными курганами "

Слайд 25

«ВРЕМЯ И БРЕМЯ ТРЕВОГ» (Выступление на VI съезде Союза писателей РСФСР) 1985 год «У каждого из нас свой участок на общем литературном поле, на котором писатель может принести наибольшую пользу. Но если представить наше общее поле не в абстрактной, а конкретной картине, — это и будет Россия. Нет для нас судьбы и нет у нас слова помимо России .»

Слайд 26

«РОССИЯ УХОДИТ У НАС ИЗ-ПОД НОГ»(1990) Во-первых, у России украдено даже имя ее и пущено с молотка на обслуживание всякого рода сомнительных заведений , против нее же направленных. Во-вторых , к руководству Россией пришли люди, которые даже не считают нужным скрывать к нам свою неприязнь. В-третьих, патриотизм отменяется. «Патриотизм — это свойство негодяев», — провозгласил наш собрат по перу Ю. Черниченко.

Слайд 27

В-четвертых, культура разрушается. Что там разрушается ... Много ли теперь осталось от культуры, чистым голосом которой так славна была Россия в самые лихие и даже самые болотные времена. В-пятых, нравственность, как старуху, раздели донага и, изможденную, изработанную , сморщенную, с обвисшими сосцами, проводят сквозь строй молодой растленной плоти, демонстрируя два вида красоты. В-шестых , молодежь развращается. И это самое страшное , когда начинаешь думать о будущем России . Если три века назад Россия была поставлена на дыбы, то сегодня она поставлена на задние лапы.

Слайд 28

Отечество действительно в опасности. Мы можем завтра проснуться в своих собственных постелях, но уже не в России. Все вокруг будет тем же самым, но чужим, лишенным родного духа и смысла. Допустить мирную интервенцию — позор больше и непоправимей, чем отдать Отечество на полях битвы. Там — наша ответственность, равная со всеми. Здесь — она неизмерима. Это поле нашей деятельности , и если мы сдадим его — грош нам всем цена.

Слайд 29

Современную ситуацию В.Г . Распутин рассматривает как крушение всего государства и атака на русскую культуру и русские богатства. Россия принимает чужие права, чужую культуру, язык, экономику, социальное и политическое устройство - "все то, что навязывалось ей на протяжении долгого времени."

Слайд 30

Выводы Творчество В.Г. Распутина неразрывно связано с социальными, нравственными, психологическими процессами современной российской истории. Журналистская деятельность В.Г. Распутина началась в 60-е годы, до 80-х годов писатель много внимания в своей публицистике уделял экологическим темам. Конец 80-х годов - это время обращения В.Г. Распутина к политическим и экономическим темам. В течение 10 лет - с 1985 года до середины 90-х - публицистика писателя становится открытой критикой политической ситуации в России .

Слайд 31

в 90-е годы так остро разворачиваются дискуссии вокруг русской идеи, ставящие вопросы бытия нации, ее духа и судьбы. В.Г. Распутин - главный идеолог и проповедник современного почвенничества, рассматривающий путь России как путь религиозно-нравственного возрождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

конспект урока в 3 классе по математике на тему: "Меры времени 1 ч, 1 сутки"

Цель: Систематизировать и расширить знания детей об измерении времени.Задачи: Образовательные: Формирование умений ориентироваться во времени, научить Коррекционно- развивающие: способствовать развити...

Конспект урока литературы по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Разработка первого урока в системе уроков по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...

Урок литературы по теме "А.А. Ахматова - "голос своего поколения"

Урок изучения нового материала. Знакоство с лирикой А.А. Ахматовой. Лекция с элементами беседы и литературно-музыкальной композиции. Сопоставление раннего и позднего творчества....

Презентация к уроку литературы 6 класс В.Г. Распутин

На данном уроке можно ознакомится о жизни и творчестве В.Г. Распутина...

Конспект урока в 6 классе «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени».

Тема: «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени». Класс: 6....