Конспект урока литературы "Проблема счастья в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

В методической разработке предусмотрен отбор литературного материала, помогающего раскрытию данной темы, предлагается логическое его построение и характер беседы с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_po_tvorchestvu_l.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

                           Урок литературы по творчеству Л.Н.Толстого.

                                                                Желание служить общественному

                                                                благу должно быть непременной

                                                                потребностью души, условием

                                                                личного счастья.

                                                                                        А.П.Чехов.

                                                       Аннотация.

        Данная методическая разработка включает в себя материал урока по теме : Проблема счастья в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». В ней предусмотрен отбор литературного материала, помогающего раскрытию данной темы, предлагается логическое его построение и характер беседы с учащимися.

Методическая разработка может служить пособием для проведения урока по творчеству Л.Н.Толстого.

                    Проблема счастья в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

                    (на примере нравственных исканий Андрея Болконского).

 Цели урока:

учебная: изучение 2 и 3 томов романа;

развивающая: дальнейшее развитие навыков работы с текстом, умения анализировать текст; развитие монологической речи учащихся

воспитательная: воспитание потребности служить  общественному благу, формировать стремление к самопознанию, самосознанию и саморазвитию.

Методика урока: беседа с учащимися по вопросам, анализ и комментирование текста художественного произведения.

Средства обучения: тексты романа, выставка иллюстраций учащихся к роману, кинофрагменты «Князь Андрей в Отрадном», «Первый бал Наташи».

                                                       Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к восприятию и анализу текста.

Вступительное слово учителя должно настроить учащихся на восприятие произведения не с точки зрения его исторического аспекта, а как источник бесконечной человеческой мудрости.

Лев Николаевич Толстой приглашает нас к размышлению над вопросами, мучившими его самого: в чем смысл жизни? как найти пути к счастью? наконец, что такое счастье человеческое? свое выстраданное понимание счастья автор передал нам через любимого героя романа – Андрея Болконского.

Задача совместной работы учителя и учеников и состоит в том, чтобы, вслед за Толстым, понять: счастье обретается в нелегких испытаниях, счастье человеческое – трудное счастье.

                   Фронтальная работа с классом.

Вопрос. Как вы думаете, какие эпизоды романа, связанные с жизнью А.Болконского, помогут в наших размышлениях о счастье? (сцены Аустерлицкого сражения, приезд в Лысые Горы, встреча с Пьером и разговор на пароме и т.д.)

Вопрос. Что необходимо для счастья князя Андрея, по его собственному мнению, во время его участия в войне 1805 – 07 годов? (учащиеся выборочно зачитывают гл16 части 3 тома 1 и делают вывод о том, что князь Андрей свое счастье, свой успех связывает со «славой – любовью людскою»).

Вопрос. Какой ценой он хочет достичь этого идеала? (ученики без труда находят ответ: «смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно. И как ни дороги , ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни  страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей…»). Да, страшную цену князь Андрей готов заплатить за «минуты славы», «за любовь к себе людей…»

Учитель. Пока не будем говорить о том, насколько прав или не прав князь Андрей в своем выборе, со временем наши рассуждения приведут нас к нужным и правильным выводам.

(в тетрадях учащиеся все время ведут записи сделанных выводов)

Учитель. Сейчас нам должны быть понятны чувства А.Болконского на поле Аустерлицкого сражения (т.1, ч.3, гл.16). «Вот оно, - думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных против него». Его ничего не страшит, он забывает обо всем самом дорогом – собственной жизни, о своих родных, - он стремится к своей «минуте счастья». Но как часто в нашей жизни случаются события, меняющие наши жизненные идеалы.

Вопрос. Что же происходит с князем Андреем дальше? (его тяжело ранят; на поле Аустерлица, очнувшись, он видит перед собой бесконечное голубое небо с бегущими ро нему облаками. И все, что недавно было для князя Андрея самым дорогим – Наполеон -его кумир и идеал, слава, торжество над людьми, - все это стало таким мелким, ничтожным. Гл. 19).

Вопрос. Пройдя через собственные страдания, изменил ли князь Андрей свои идеалам? (да, «… тихая жизнь и спокойное семейное счастье в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастьем…»)

Вопрос. Нашел ли князь Андрей то счастье в Лысых Горах, о котором мечтал? (вернувшись в Лысые Горы, князь Андрей пережил трагические минуты. Как только князь Андрей понял радостное значение крика родившегося ребенка – его ребенка – и вошел в комнату жены, в этот момент он стает свидетелем ее смерти. На похоронах жены «князь Андрей почувствовал, что в душе его оторвалось что-то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть»)

Вопрос. В чем же виноват князь Андрей? (он чувствует свою вину перед женой в том, что совсем недавно готов был при нести ее – дорого человека – в жертву своему призрачному счастью. и, может быть, чтобы успокоить совесть, очистить душу, князь Андрей принимает решение жить для себя, для ребенка, не делая никому зла)

Вопрос. Может быть, князь Андрей прав? Может быть, действительно, так и надо жить, и здесь найти счастье? ( выслушав мнения учеников, порой самые противоречивые, учитель предлагает подумать над поведением и мыслями А.Болконского – т.2, ч.2, гл.8)

Вопрос. О чем же, по вашему мнению, «он слишком долго и мучительно думал»? (он думал о том, что жизнь идет, большая и кипучая, а он как бы выключен из нее. Он чувствует какую-то, может быть, еще не осознанную до конца, неудовлетворенность жизнью. Важным моментом в эволюции чувств князя Андрея является его встреча с Пьером в Богучарове, разговор на пароме)

Анализ т.2, ч.2, гл.12. Вопросы к анализу:

  1. Что удивляет Пьера в князе Андрее?
  2. В чем, по мнению Пьера, заблуждался князь Андрей?
  3. Какова логика развития диалога двух друзей: кто говорит, а кто слушает?
  4. Какие слова Пьера, по вашему мнению, растревожили душу князя Андрея? (…надо жить, надо любить, надо верить, что человек только частичка необходимой общей жизни).

Найдите в тексте главы слова, характеризующие душевное состояние князя Андрея.

  1. «Что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в душе Андрея».
  2. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

А жизнь шла своим чередом, дела имения требовали действия, и встреча с Ростовыми в Отрадном во многом повлияла на жизнь князя Андрея. (просмотр кинофрагмента «Князь Андрей в Отрадном»).

Беседа по кинофрагменту и анализ т.2, ч.3, гл. 1,2,3.

  1. Какое душевное состояние характерно для князя Андрея до встречи с Ростовыми?
  2. Какие события в Отрадном повлияли на перемену в настроении князя Андрея?
  3. Какой художественный прием Толстой использует для раскрытия этой эволюции?
  4. К какому новому убеждению приходит наш герой? ( «… надо, чтобы ни для одного  меня шла жизнь, … чтобы на всех она отражалась…»)

Душевный перелом в князе Андрее происходит, прежде всего, под влиянием Наташи. (для ответа предлагается анализ т.2, ч.3, гл.15,19).

Вопросы для анализа:

  1. Чем Наташа поразила князя Андрея в Отрадном?
  2. Что поразило его в Наташе на придворном бале (гл.15)
  3. Какова реакция князя Андрея на пение Наташи (гл.19)
  4. Почему в этот момент «к горлу князя Андрея подступают слезы»? какие события могут вызвать у человека, тем более мужчины, слезы? (плачет князь Андрей от встречи с прекрасным явлением жизни, каким была Наташа).

Именно Наташа помогает ему, князю Андрею, увидеть в самом себе чувство прекрасного. Согласитесь, что до этого момента мы не замечали в Андрее Болконском ни сентиментальности, ни мягкости, ни слез (даже в момент похорон жены); один здравы смысл, один рационализм.

        В момент пения Наташи князь Андрей чувствует, что «в душе его произошло что-то новое и счастливое; он был счастлив… (радость соприкосновения с прекрасным).

        В главе 23 мы наблюдаем еще один шаг князя Андрея на пути к своему счастью – признание в любви (зачитать). Сколько мужской силы и благородства, сколько страха за судьбу человека, жизнь которого будет во многом зависеть от него, князя Андрея.

        Вопрос. Как вы думаете, какие чувства князя Андрея проявились в этом признании? (любовь, сильная и глубокая, надежда на семейное счастье).

        Да, так близко было счастье, так возможно… Но жизнь сложна, в ней случаются непредвиденные, а порой, и самые невероятные случайности.

        Вопрос. Какие события, произошедшие в жизни героев, делают счастье князя Андрея невозможным? Какое событие, потрясшее всю Россию, помогает ему справиться с личным горем?

        Итак, князь Андрей в действующей  армии. Л.Толстой восхищается своим любимым героем, любовью его к России. Для подтверждения этой мысли обратимся к т.3, ч.2, гл.25, 16, 5: «Чувство озлобления против врага» руководит поступками князя Андрея. Он выполняет долг гражданина – защищает свое Отечество, служит ему честно и благородно, и в этом находит и удовлетворение, и счастье. Выполнение своего долга сблизило князя Андрея с народом, с солдатами своего полка.

        Вопрос. Какие отношения установились между князем Андреем и солдатами? («наш князь» - уважение и любовь людей)

        Итак, вновь – «любовь к себе людей». Вновь мы встретились с этой причиной «счастливых минут» в жизни Андрея Болконского.

        Вопрос. Ваше мнение о путях достижения счастья – «любви к себе людей» - в начале романа и в настоящее время? (в первом случае – тщеславие, эгоистические интересы; во втором – единая общая цель, духовное родство с народом).

Обобщение.        

Основные выводы по уроку ( оформить в кластер).

«Минуты счастья» князя Андрея рождали:

  1. Мысль: «надо, чтобы не для одного меня шла жизнь, надо, чтобы на всех она отражалась…
  2. Радость от соприкосновения с прекрасным.
  3. Любовь, желание семейного счастья.
  4. Служение Отечеству.
  5. «Любовь к себе людей».

Закончить урок можно беседой по следующим вопросам:

  1. В чем же заключается счастье человеческое?
  2. Каково мнение Толстого о нем?
  3. Легко ли быть счастливым?
  4. Что необходимо, чтобы быть человеку счастливым?
  5. Не устарело ли понимание Толстым счастья в наши дни?
  6. Счастливы ли вы сами?
  7. Были ли в вашей жизни счастливые минуты?

Итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - исследование "Проблема счастья в романе Л.Толстого "Война и мир"

Урок -исследование, в котором внимание обращено к женским образам романа. Что такое счастье? Как его понимают Мари Болконская, Соня, Наташа Ростова и Элен? Кто из героинь действительно счастлив? Почем...

Конспект урока внеклассного чтения по роману Н. Ю. Абгарян "Манюня" в 9 классе

Представлена разработка урока внеклассного чтения по роману Н. Ю.Абгарян " Манюня". Это роман современного автора, который был издан в 2010-2012 гг . На примере этой книги девятиклассники смогут позна...

Конспект урока литературы по теме «Роман «Герой нашего времени» как социально – психологический роман. Особенности жанра и композиции»,

Данный конспект предназначен для проведения урока литературы в 10 классе. Для него разработана презентация....

Конспект урока А.С.Пушкин роман "Евгений Онегин"

Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему....

План-конспект урока "Белый клык" по роману Джека Лондона

Конспект урока по домашнему чтению для студентов II курса....

Зараменских Т.С., учитель ГБОУ средняя общеобразовательная школа №630 Приморского района Санкт-Петербурга. Конспект урока "Библейские мотивы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита""

Пристальное внимание уделяет учитель работе с текстом. Сложнейший материал "библейских" глав исследуется скрупулезно, внимательно, детально. Учитель использует на уроке иллюстративный матери...