Система уроков по сказу Н.С. Лескова "Левша"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Урок 41
Н. С. ЛЕСКОВ. КРАТКИЙ РАССКАЗ О ПИСАТЕЛЕ.
«ЛЕВША». ЗНАКОМСТВО С ГЕРОЯМИ СКАЗА.
СКАЗОВАЯ ФОРМА ПОВЕСТВОВАНИЯ
Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с фактами из биографии Н. С. Лескова, с героями сказа, со сказовой формой повествования; способствовать формированию представления о Н. С. Лескове как самобытном русском писателе.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
∙ познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве Н. С. Лескова как самобытном русском писателе, фактах его биографии, своеобразии языка, своеобразии изображения русского национального характера; познакомиться с героями сказа; определять жанровые особенности сказа, устанавливать его связь с устным народным творчеством; уметь различать рассказчика и автора-повествователя в произведении; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;
∙ ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям Н. С. Лескова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции;
∙ коммуникативная сфера: составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование; владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения;
∙ эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
∙ познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
∙ регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
∙ коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Сценарий урока
Как художник слова Н. С. Лесков достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров.
М. Горький
I. Проверка домашнего задания.
1. Беседа по содержанию прочитанного.
– Николая Семеновича Лескова называют в литературоведении «самым русским из русских писателей». В отличие от других писателей, которые, изображая жизнь народа, старались поучать его, Лесков не поучает, а просто живет его жизнью. Критик Е. Ю. Гейнбух писал о героях книг Лескова так: «Лесковский герой имеет чувство собственного достоинства, уверен в своем мастерстве, для него характерен истинный, не показной патриотизм». Известно, что героев своих Николай Семенович Лесков находил в самой жизни. Его герои – всегда в чем-то необычные, порой чудаковатые, но по-своему умные, по характеру щедрые, талантливые и способные протянуть другому человеку руку помощи. Язык произведений Лескова так сочен, своеобразен, причудлив, что со временем «стал восприниматься словесным кружевом». Сказ «Левша» переводили и до сих пор пытаются перевести на многие языки мира, хотя считается, что «Левша» – классический пример непереводимого текста.
Итак, сказ «Левша» вами прочитан. Хотелось бы услышать первые отзывы о прочитанном. (Высказывания учащихся.)
– Какое впечатление произвело на вас это произведение? (Высказывания учащихся.)
– Кто из героев особенно понравился, чем именно? (Высказывания учащихся.)
– Кто из царей произвел впечатление порядочного человека, который верил в свой народ? (Высказывания учащихся.)
– С какими трудностями вы встретились при самостоятельном чтении сказа «Левша»? (Высказывания учащихся.)
2. Тест. (См. Ресурсный материал.)
II. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя о биографии писателя. (См. Ресурсный материал.)
2. Устное сообщение ученика о музее Н. С. Лескова в городе Орле.
3. Чтение учителем первых трех глав сказа «Левша» (с. 226–234).
4. Определение жанра произведения (теоретические сведения).
Беседа по вопросам:
– Определите жанр этого произведения. (Сказ.)
– Что такое сказ? Запишите определение в тетради. (Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.)
– Какие сказы вы знаете, читали раньше? (Сказы П. П. Бажова, например, «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце».)
Работа с учебником.
– Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу. К кому из героев произведения он ближе всего? Ответьте на вопрос 1 в учебнике на с. 270.
– При чтении произведения мы отмечали близость его устному народному творчеству. Ответьте на вопрос 2, с. 270. (Зачин: царь «захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть»; повторы: император удивляется чудесам, а Платов остается равнодушен к ним; мотив дороги: «сели в карету и поехали»; диалоги: «Платов и тульские мастера» (с. 245–247), «Подарок англичан» (с. 231–232), «Как Левша перед государем ответ держал» (с. 251–253); концовка сказа содержит назидание: «А доведи они Левшины слова в свое время до государя, – в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».)
III. Практическая деятельность: групповая работа.
– На следующие два вопромса вам нетрудно будет ответить самостоятельно, работая в тетради. Предлагаю работать по рядам: первый и третий ряд отвечают на вопрос 3 (с. 270). Второй ряд отвечает на вопрос 4 (с. 270). На выполнение заданий – 10 мин.
– Проверим, как вы справились с выполнением заданий.
Вопрос 3:
∙ междуусобные разговоры – разговоры меж собой;
∙ укушетка – кушетка;
∙ двухсестная карета – двухместная карета;
∙ свистовые – вестовые, посланные для передачи вести;
∙ долбица – таблица;
∙ мелкоскоп – микроскоп;
∙ тугамент – документ;
∙ озямчик – крестьянская одежда вроде пальто;
∙ грандеву – рандеву (встреча, свидание);
∙ дансе – танец;
∙ верояции – вариации;
∙ керамиды – пирамиды;
∙ пальцы куцапые – пальцы грубые;
∙ на самом сугибе – на самом изгибе;
∙ преламутром – перламутром.
Вопрос 4:
«У него хоть шуба овечкина, а душа человечкина», «утро ночи мудренее», «на помин души не оставит», «и в Польше нет хозяина больше».
– Итак, примеров словотворчества мы нашли достаточно. Критики это явление назвали «народной этимологией» в творчестве Лескова. Но больше всего писателю досталось за такой излюбленный прием, как искажение речи, например, был на бале (на балу); «потому что он на все языки не умел»; «желаю другие новости видеть», «подцепил на себя ордена» и др. Мы их называем речевыми ошибками, а Лесков без них обойтись не может. Почему? (Высказывания учащихся.)
– Существует мнение, что Лесков использует все богатство языка. Докажите справедливость этого мнения. (Лесков использует все богатство языка: новые слова; устаревшие слова (складень, насилу, хлад, табакерка ставни, ямщик, нагайка); просторечные (дерябнул – выпил, взахался – разахался); иноязычные слова и выражения; пословицы и поговорки. Все это говорит о новаторстве, о смелости, о мастерстве Лескова.)
– Солидарны ли вы с мнением М. Горького, который ставит художника слова Н. С. Лескова в один ряд с такими писателями, как Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь... Эта мысль выражена в словах эпиграфа к нашему уроку. Объясните свою точку зрения. (Высказывания учащихся.)
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– За завесой иронии и нереальности описываемых событий писатель скрывает множество проблем русской жизни. Одной из центральных является проблема творческой одаренности личности.
До конца дней Лесков оставался художником-экспериментатором. Жанровые новации: новеллы-анекдоты, сказки, легенды, мемуарные повести, «рассказы кстати» – предполагали и стилистическое разнообразие. Лесков был блестящим стилизатором, имитировавшим язык XVIII века (цикл рассказов «Заметки неизвестного», 1884), владевшим эзоповской манерой («Заячий ремиз», 1894), любившим красочный стиль (легенда «Прекрасная Аза», 1887), умевшим писать и изысканно просто (рассказ «Под Рождество обидели», 1890).
По достоинству Лескова-художника оценили только в XX веке, когда появились статьи М. Горького о его новаторстве и драматичной творческой судьбе, работы Б. М. Эйхенбаума о сказовой манере Лескова, иллюстрации Б. М. Кустодиева, опера Д. Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» (по «Леди Макбет Мценского уезда»), многочисленные спектакли и фильмы по его произведениям.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Высказывания учащихся.)
– Какие вопросы, прозвучавшие на уроке, вызвали у вас интерес? (Высказывания учащихся.)
– Что на уроке вам показалось скучным и неинтересным? (Высказывания учащихся.)
Домашнее задание.
1. Прочитать IV–X главы, придумать название каждой главе.
2. Подготовить художественный пересказ одной из глав (по выбору).
3. Продолжить изучение биографии писателя, выписывая в тетрадь интересные факты из биографии.
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Тест
1. Что такое «складень»? Подчеркни верный вариант ответа:
а) складная икона;
б) складной нож;
в) платок;
г) сапог.
2. Что такое «озямчик»? Подчеркни верный вариант ответа:
а) тулупчик;
б) крестьянская одежда вроде тулупа;
в) крестьянская одежда вроде куртки;
г) крестьянская одежда вроде пальто.
3. Кому принадлежат слова: «Не порть мне политики!» Подчеркни верный вариант ответа:
а) государю Павлу Александровичу;
б) государю Николаю Павловичу;
в) государю Александру Павловичу;
г) Платову.
4. «Государь посмотрел и видит: точно, лежит на серебряном подносе самая крошечная...» Подчеркни верный вариант ответа:
а) фигурка;
б) блоха;
в) игрушка;
г) соринка.
5. Сколько рублей дал Платов за работу Левше? Подчеркни верный вариант ответа:
а) пятьдесят;
б) сто;
в) двести;
г) десять.
6. В какой город отправились мастера пред иконой преклониться? Подчеркни верный вариант ответа:
а) в Тулу;
б) в Москву;
в) в Киев;
г) в Мценск.
7. В каком орехе «аглицкая блоха лежала»? Подчеркни верный вариант ответа:
а) в золотом;
б) в серебряном;
в) в малахитовом;
г) в бриллиантовом.
Ответы: 1 – а; 2 – г; 3 – в; 4 – г; 5 – б; 6 – г; 7 – г.
Урок 42
«ЛЕВША». СЕКРЕТ ТУЛЬСКИХ МАСТЕРОВ.
ЦАРЬ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ, ЕГО ОКРУЖЕНИЕ.
ПЛАТОВ И ЛЕВША
Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с фактами из биографии Н. С. Лескова, своеобразием писательского мастерства; способствовать формированию представления о Н. С. Лескове как самобытном русском писателе.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
∙ познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве Н. С. Лескова как самобытном русском писателе, фактах его биографии; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; различать образ рассказчика и автора в произведении; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;
∙ ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям Н. С. Лескова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции;
∙ коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;
∙ эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
∙ познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
∙ регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
∙ коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (пересказ, сообщение), групповая (выразительное чтение по ролям).
Сценарий урока
Искусные люди, на которых почивала надежда нации.
Н. С. Лесков
I. Проверка домашнего задания: художественный пересказ одной из глав.
– Почему вы выбрали именно эту главу для пересказа?
– Какую мысль вы считаете основной в этой главе?
– Ваше отношение к этой проблеме?
II. Изучение нового материала.
– Сегодня мы будем говорить о тульских мастерах и их секрете. Вами прочитаны главы, рассказывающие о туляках как искусных умельцах. Сам автор уже в начале повествования об этих людях заявляет, что это искусные люди, на которых «почивала надежда нации». Постараемся вникнуть в глубинный смысл этих слов.
Заслушаем один из вариантов названий глав с IV по X. Слушая ответ товарища, можете дополнить, исправить свою работу. (IV глава – «Интерес императора к английской диковинке и его наказ тульским мастерам»; V глава – «Ответ тульских оружейников на слово государево»; VI глава – «На кого почивала надежда нации?»; VII глава – «Как работали мастера»; VIII глава – «Платов возвращается в Тулу»; IX глава – «Как послы от Платова говорили с тульскими мастерами»; X глава – «Как Платов работу туляков принимал».)
Вопросы (примерные) для беседы:
– О чем вы узнали из IV главы? (Краткий пересказ.)
– Прочитайте, что ответили тульские мастера на слово государево.
– Чем ответ туляков Платову не понравился?
– «Я вам верю», – говорил Платов. Так ли это на самом деле?
– Обратимся к VII главе. Проанализируйте, как работали мастера. К каким выводам вы пришли в ходе наблюдений?
– Проследите по тексту, как этих тружеников называет автор? (Три мастера, работающие, три искусника, этих хитрых мастеров.)
– Каково, на ваш взгляд, авторское отношение к людям труда? (Уважительное, автор гордится, восхищается мастерами.)
Ш. Чтение по ролям «Как Платов работу тульских мастеров принимал» (с. 245–247).
Вопросы для беседы:
– Каким предстал перед мастерами донской казак Платов?
– Понаблюдаем за действиями Платова. Найдите глаголы, называющие эти действия. (Сорвал, говорит, спрашивает, плечами вздвигнул и закричал, вдруг рассердился и начал ругаться, крикнул, потянул руку, схватил, кинул и т. д.)
– Как эти действия характеризуют Платова?
– Какими чертами характера наделен этот герой?
– Предлагаю послушать историческую справку о том, кто такой Матвей Иванович Платов.
IV. Краткое сообщение ученика (историческая справка) на тему «Кто такой Матвей Иванович Платов?».
Вопросы для беседы:
– Как вы считаете, что главное в характере Платова?
– Чем любуется автор, а что вызывает иронию, неприятие?
– Есть ли различие в отношении автора и сказителя к «мужественному старику» – атаману Платову?
– Что можно сказать об окружении царя Николая Павловича?
– Как вы относитесь к Платову, к Николаю Павловичу, в чем понимаете их, симпатизируете им, а что не приемлите?
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– К каким выводам, умозаключениям мы пришли в ходе нашего урока?
– Как вы понимаете слова эпиграфа, посвященные тульским мастерам: «Искусные люди, на которых почивала надежда нации»?
– Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?
– Кого из одноклассников можете назвать вдумчивым читателем и почему?
– Какие есть пожелания по организации следующих уроков по творчеству Лескову?
Домашнее задание.
1. Дочитать сказ «Левша» до конца.
2. Подготовить инсценирование отрывка «Как Левша перед государем ответ держал».
3. Подготовить цитатный план на тему «Характер Левши», используя план учебника на с. 270–271, дополнив план своими пунктами.
4. Выполнить рисунок «Портрет литературного героя сказа “Левша”».
5. Индивидуальное задание: подготовить устный рассказ «Характер царя Александра Павловича», используя дидактические материалы, с. 75. (По книге В. П. Полухиной «Читаем, думаем, спорим...».)
6. Индивидуальное задание: подготовить сравнительную характеристику героев царя Александра Павловича и Николая Павловича, используя дидактические материалы, с. 75–76. (По книге В. П. Полухиной «Читаем, думаем, спорим...».)
Урок 43
«ЛЕВША». ГОРДОСТЬ ПИСАТЕЛЯ ЗА НАРОД,
ЕГО ТРУДОЛЮБИЕ, ТАЛАНТЛИВОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ.
СУДЬБА МАСТЕРА
Задача деятельности учителя: способствовать формированию представлений о Н. С. Лескове как самобытном русском писателе, о своеобразии мастерства художника слова, его любви к своему народу и гордости за силу его характера и силу духа.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
∙ познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве Н. С. Лескова как самобытного русского писателя, о своеобразии его мастерства; уметь различать образ рассказчика и автора-повествователя в произведении; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;
∙ ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к героям сказа Н. С. Лескова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции в сказе;
∙ коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;
∙ эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
∙ познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
∙ регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
∙ коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (словесное рисование портретов героев), групповая (инсценирование).
Оборудование: портрет Н. С. Лескова; выставка рисунков «Портреты литературных героев сказа “Левша”»; эпиграфы к уроку: «...Там, где стоит “Левша”, надо читать “русский народ”» (Н. С. Лесков); «В каждом рассказе вы чувствуете, что его основная дума – дума о России» (М. Горький).
Основные понятия и термины: талантливость, патриотизм, лжепатриотизм.
Сценарий урока
...Там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ».
Н. С. Лесков
В каждом рассказе вы чувствуете, что его основная дума – дума о народе.
М. Горький
I. Постановка целей и задач урока. Проверка домашнего задания.
– Перед нами галерея портретов сказа «Левша». Каждый из вас попытался создать портрет литературного героя. Посмотрите, какая многоликая картина! Приглашаю художников поделиться мыслями о своей работе. Что в характере героя вы стремились передать, что считаете главным? (Хотели показать богатство внутреннего мира Левши, который про себя все знает и понимает, а на мир смотрит открыто и лукаво. Человек добрый, по-своему умный, но безграмотный и бедный. Левша улыбается, сделанной работой доволен, но беззащитен перед Платовыми. Спокойный взгляд, хитринка в глазах у Левши. Он тайну мастерства знает, но никому не расскажет. Хотели показать, какой Левша сильный человек, стойкий, какой верный сын Отечества! Симпатичен Платов. Он патриот своей страны. Хотелось передать в портрете, во взгляде его упрямство, ум и любовь к России. В Платове много хорошего, но он видится злым и несправедливым по отношению к Левше. На портрете он злой и жестокий.)
– Н. С. Лесков писал: «...Там, где стоит “Левша”, надо читать “русский народ”». Давайте посмотрим на галерею портретов с этой точки зрения. Значит не случайно все портреты разные, народ многолик. Хочется задать следующий вопрос по-некрасовски: «Народ освобожден, а счастлив ли народ?» Почему-то никто из вас не нарисовал Левшу счастливым...
– Подумаем вместе, какие проблемы жизни русского народа волновали писателя, на какие вопросы он хотел найти ответ, создавая сказ «Левша»?
II. Изучение нового материала.
– «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть», – писал о Лескове Д. П. Святополк-Мирский.
Какие знания о своем народе не давали покоя Лескову как человеку и писателю?
1) Русский народ талантлив, умен.
Проблема в том, что таланты надо поддерживать, их надо беречь, а то найдутся какие-нибудь англичане и переманят их на свою сторону. («Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет». «А Платов доводил, что и наши на что взглянут – все могут сделать, но только им полезного ученья нет».)
2) Условия жизни тульских мастеров очень плохие. Нет у них оборудованных мастерских.
Проблема в том, что жизнь простых людей была бедной. («Сошлись они все трое в один домик к левше, ставни в окнах закрыли, перед Николиным образом лампадку затеплили и начали работать».)
3) По приезде в Англию, Левше стало очевидно, что ему как мастеру не хватает грамотности.
Проблема безграмотности стояла очень остро. Англичане ее решали, а вот русские власти о просвещении народа не заботились или мало заботились. («Арихметики мы нимало не знаем. У нас так повсеместно».)
1. Работа с учебником (с. 270–271).
– Расскажите о характере Левши, пользуясь цитатным планом.
– Какими пунктами вы дополнили этот план?
– Какой, на ваш взгляд, была судьба Левши?
2. Инсценирование отрывка из сказа «Как Платов работу тульских мастеров принимал».
– С каким чувством вы наблюдали эту сцену, почему?
– Какой болью переполнено сердце автора?
– Можете ли вы назвать проблемы, волнующие писателя? (Беззаконие властей. Произвол. Жестокость. Лжепатриотизм властей. Страх за собственное благополучие.)
– Действительно, вы правы, судьба Левши горькая. Автор рассказал нам о сложной судьбе талантливого русского мастерового, который восхитил своим мастерством Европу, но нашел смерть в своей родной стране, где о нем просто забыли.
Согласны ли вы с утверждением Максима Горького, говорящем о Лескове, что его тревожат и волнуют думы о народе?
III. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Какой вопрос, проблема вызвали у вас особый интерес?
Домашнее задание.
1. Подготовить инсценирование отрывка «Левша в Англии» или «Как англичане Левшу на свою сторону склоняли».
2. Написать письменный ответ на вопрос «Н. С. Лесков – писатель будущего». (См. творческое задание в учебнике на с. 271.)
3. Подготовить материал по теме «Художники-иллюстраторы произведений Н. С. Лескова».
4. Нарисовать иллюстрацию к сказу «Левша» (по желанию).
5. Выучить наизусть отрывок из сказа (по выбору).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сказы- самоцветы» ( Итоговый урок по сказам П.П. Бажова. 5 класс.)
Итоговый урок по сказам П. Бажова поможет учащимся в игровой форме не только систематизировать и повторить материал по теме, но и пробудит интерес к творчеству уральского писателя, б...
Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души..." (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")
Урок литературы в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество"...
Презентация к уроку литературы "Сказ Н. С. Лескова "Левша"
Данная презентация знакомит учащихся с биографией Н. С. Лескова, с историей создания сказа и проверяет знание содержания произведения....
Разработка урок по сказу Павла Петровича Бажова «Медной горы Хозяйка».
Урок - игра по сказу Павла Петровича Бажова «Медной горы Хозяйка»....
Обобщающий урок по сказу Н.Лескова "Левша".
Цель урока - вспомнить основное содержание сказа, обсудить основную проблематику произведения, продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного текста, навыков проектной работы. На ...