Обобщающий урок по сказу Н.С. Лескова "Левша" (6 класс)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по сказу Н.С. Лескова "Левша"
Цели:
Обучающие:
- помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа;
- увидеть авторское отношение к персонажу произведения;
- раскрыть талант и мастерство героя, его судьбу;
- учить школьников анализу литературного произведения;
Развивающие:
- развивать навыки аналитического чтения произведения;
- развивать творческие способности учащихся и устную речь;
- развивать умение художественного пересказа отдельного эпизода.
Воспитывающие:
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;
- воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;
- воспитывать чувство сострадания.
Оборудование:
Портрет Н.С. Лескова; выставка книг по Лескову, иллюстрации к сказу; на доске - эпиграф к уроку; презентация, мультфильм.
Там, где стоит "левша",
надо читать "русский народ".
Н.С. Лесков
I. Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие с Левшой – главным героем сказа и возьмём в путь знания, полученные на предыдущих уроках.
Цель нашего путешествия: осмыслить идейно-художественное содержание сказа, учиться анализировать литературное произведение, раскрыть талант и мастерство главного героя, его судьбу; сделать выводы.
II. Обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете смысл этих слов?
III. Теория литературы.
Что называется сказом?
Сказ (от "сказывать") - особый тип повествования, который строится как рассказ определенного лица. Сказ передает особенности речи рассказчика.
Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
Что лежит в основе любого сказа?
В основе сказа лежит легенда, возникшая в свою очередь на основе реального события. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи – сказителя.
IV. Как возник замысел «Левши»?
Замысел «Левши» возник из поговорки «Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал», или эта пословица в старых сборниках записана так «Туляки блоху подковали». Существуют фольклорные рассказы о мастерстве тульских оружейников, которые отличались искусством изготовления миниатюрных предметов, еле видимых глазу или различимых только с помощью сильных линз.
V. Словарная работа.
Необыкновенный слог и манера повествования автора придают произведению оригинальность. Вы когда читали, то наверняка обратили внимание на новые, необычные слова сказа. Назовите их.
Кунсткамера – музей, собрание редких вещей;
Кизлярка – виноградное кислое вино;
Нимфозория – нечто диковинное, микроскопическое;
Дансе – танец;
Мелкоскоп – микроскоп;
Свистовые – вестовые, посланные для передачи вести;
Тугамент – документ;
Озямчик – крестьянская одежда вроде пальто;
Грандеву – встреча, свидание;
Долбица – таблица.
- Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов?
(Рассказчик – простой человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический смысл в духе народного понимания).
VI. Давайте вспомним, кто из реальных исторических лиц упоминается в сказе и какую роль играет? Какие исторические события упоминаются?
(Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном, упоминается Венский конгресс 1814-1815гг. Поездка Александра I и Платова в Лондон — исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825 года, названное «смятением» при восходе на трон Николая I).
Какими показаны Александр Павлович и Николай Павлович?
(Александр Павлович был человеком слишком мягким. Он не верил в свой народ, в то, что русские люди тоже талантливые. Ему казалось, что в России все хуже, чем в других странах.
У государя Николая Павловича характер был совсем другой. Он верил в русских мастеров, надеялся на них. Знал, что они ничуть не хуже заморских. И они не подвели царя).
А что общего?
(Но и государь Александр Павлович и Николай Павлович мало заботились о своем народе. Они не интересовались, как им живется, в каких условиях они работают).
VII. Это мы и видим, когда читаем историю Левши.
Проанализировав историю Левши, мы должны ответить на вопрос:
Какая серьезная проблема поставлена Лесковым в Левше?
Когда появляется главный герой сказа?
Каким изображается Левша?
(Этот герой появляется только в 6 главе, среди трёх самых искусных тульских оружейников: «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Лучший мастер – косой, да ещё левша! Его глаза настолько «пристрелявши», что никакой «мелкоскоп ему не нужен». О жизни Левши можем судить по выдранным волосам).
Зачем Платов взял с собой в Петербург Левшу?
(Платов не поверил мастерам, решил, что они ничего не сделали и обманули его. Вся эта ситуация случилась по недоразумению: мастерам хотелось похвалиться тонкой работой, они не открывали Платову секрет блохи, а тот рассердился ещё и потому, что своими «куцапыми» пальцами «никак не мог ухватить ни блохи, ни ключика». Мастера же обиделись и решили открыть секрет самому государю. Тогда Платов и схватил Левшу, кинул «к себе в коляску в ноги», «Сиди, - говорит, - здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь»).
Как вы назовёте действия Платова?
(Произвол, беззаконие, неуважение к простым людям. Мало того, он увозит Левшу без «тугамента»).
Чтение по ролям эпизода «Левша на царском приеме» (гл.13).
- В чем сумели русские мастера превзойти англичан?
(Выполнили очень тонкую работу без «мелкоскопа», подковали блоху).
- В чем заключалась работа самого Левши?
(«Мельче этих подковок работал: гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может»).
- Как наградили Левшу за его удивительное мастерство?
(Платов ему 100 рублей дал и попросил прощение, «что волосья отодрал». Левшу отправили к англичанам, чтобы «показать работу и каковые у нас в Туле есть мастера». Платов в дорогу прислал «кислярки»).
Просмотр отрывка из мультфильма «Левша» («Левша в Англии»).
Блиц-вопросы:
1) По какой книге изучал Левша грамоту в России? (по псалтирю да по Полусоннику)
2) От чего отказался Левша, не захотев знакомиться с английской девушкой? (от «грандеву – это дело господское, а нам нейдёт, и если в дома, в Туле, узнают надо мною насмешку сделают»).
3) Какой науки не знал Левша совсем? (арифметики).
4) Кто сопровождал Левшу в Англию? (Особый курьер, который на все языки учен)
5) Где поселился Левша в Англии? (курьер в гостинице в номер посадил)
6) В какой город Англии привезли Левшу? (в Лондон)
7) Кому обещали посылать деньги англичане, если бы Левша остался у них? (его родителям)
8) Что предложили английские мастера Левше, чтобы он, оставшись в Англии, стал удивительным мастером? (большую образованность дадим)
9) Что обещали английские мастера показать Левше в Англии? (разные заводы)
10) Каким путем вернулся Левша в Россию? (морским, по Твердиземному морю)
11) Какое чувство свойственно героям Лескова: Левше, Платову, государю Николаю Павловичу? (патриотизм, гордость за родину)
Ответы на вопросы «Трагическая кончина Левши».
Развязка сказа трагична. Левша, вернувшись в Россию, умирает. Вспомним его путь домой.
Почему англичане стараются напоить Левшу?
( Англичане хотят выведать секрет тульских мастеров).
Чем удивляет Левша англичан?
(Им не верится, что Левша не знает арифметики, что все делает «левой рукой», не желает и отказывается остаться в Англии (от денег, от образования, от благополучной жизни).
Почему Левша заскучал в Англии и заторопился домой?
Осматривая старые ружья, разгадывает тайну английского оружия. Перед своей смертью Левша велит передать государю, «что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся».
Какие качества Левши проявляются в этих эпизодах?
(Патриотизм, преданность своему делу и родине, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одаренность и вместе с тем поразительное невежество).
Почему английский «полшкипер» держал пари с Левшой?
(Он хотел выведать, какой секрет везёт в Россию Левша, и поэтому решил его напоить. Так до самого Петербурга никто никого перепить не смог).
Какова судьба участников пари после прибытия в Петербург?
(Англичанина привезли в посольский дом, позвали к нему лекаря и аптекаря, те лечили его и ухаживали за ним. Левшу же, у которого «тугамента» не было, отвезли в полицейский участок, «в квартал», «свалили на пол», обыскали, отобрали часы и деньги, таскали по больницам, но его нигде не принимали, в конце концов привезли в «простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают»).
Почему предсмертные слова Левши не передали государю?
(Военный министр граф Чернышев показан самоуверенным и недалеким человеком. По мнению рассказчика, это он не выслушал предсмертный наказ Левши, и из-за этого Россия потерпела поражение в Крымской кампании).
Кто виноват в страшной судьбе Левши?
Виноваты безответственные люди, представляющие власть, высокомерные и неблагодарные, не умеющие ценить таланты.
Платов: Левша «без тугамента» покинул страну. (Это сыграло роковую роль в его судьбе.)
Николай Павлович: дав распоряжение отправить Левшу в Англию, вскоре забывает о нем.
Гениальный мастер был по существу убит. Он не прельстился предложениями англичан, а стремился на любимую родину, где его ждала смерть.
Теория литературы. Контраст – прием, помогающий раскрыть главную идею произведения.
- Попробуйте найти контрасты, т.е. резкую противоположность. Это специальные приемы, которые использует Н.С. Лесков. А я помогу вам. (Один учащийся работает у доски)
а) Гениальность, мастерство с одной стороны и …… (невежество с другой стороны)
б) Имея такой талант, будучи таким мастером,…… (Левша нищий)
в) Левша любит свой народ. Умирая, думает о Родине …..(бездушное отношение властей к нему, лжепатриотизм, безразличие к делу.
Вывод: Не верховная власть озабочена честью и судьбой русских людей, Родины, а простые тульские мужики. Они берегут честь и славу России и составляют ее надежду. И на таких людях держится земля русская.
Итог урока. Возвращение к проблемному вопросу.
Самой серьезной проблемой, поставленной Лесковым в «Левше», является проблема невостребованности русских талантов. Гении умирали в бедности, так и не использовав дарованный им свыше талант.
Левша является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по курсу геометрии в 11 классе. Урок -игра
Урок предназначен для обобщения материала изучения геометрии в игровой форме в целях совершенствования логического подхода к решению задач по геометрии....
Урок - игра. Турнир - "Умники и умницы". Обобщающий урок по теме: "Тепловые явления". 8 класс.
8 класс. Обобщающий урок по теме:"Тепловые явления". Физику и математику принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок по этим предметам, то казалось бы литература, искусство, п...
Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Обобщающий урок по сказу Н.Лескова "Левша".
Цель урока - вспомнить основное содержание сказа, обсудить основную проблематику произведения, продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного текста, навыков проектной работы. На ...
Обобщающий урок по сказу Н.С. Лескова "Левша"
На данном уроке используются приемы театральной педагогики: ролевая игра (суд над литературным героем) и ролевая игра (конференция)....
Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений
На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....