Литературно-музыкальная гостиная «Язык сердца и души»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Цель:

Воспитание интереса к творчеству поэтов-бардов, любви к музыке, желания стать исполнителем собственных песен.

Задачи:

знакомство с историей развития авторской песни;

развитие творческих способностей учащихся;

формирование и воспитание художественного вкуса у подрастающего поколения;

совершенствование исполнительского мастерства учащихся;

выявление лучших творческих коллективов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturno-muzykalnaya_gostinaya.docx21.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно - музыкальная гостиная

«Язык сердца и души»

Цель:

Воспитание интереса к творчеству поэтов-бардов, любви к музыке, желания стать исполнителем собственных песен.

Задачи:

знакомство с историей развития авторской песни;

развитие творческих способностей учащихся;

формирование и воспитание художественного вкуса у подрастающего поколения;

совершенствование исполнительского мастерства учащихся;

выявление лучших творческих коллективов.

Методы и приемы:

беседа;

рассказ;

исполнение песен;

просмотр фотографий, презентаций, видеороликов.

Наглядность и ТСО:

- ноутбук;

- проектор;

- инструментальные установки;

- оформление стенда с фотографиями бардов

Форма: музыкальная гостиная.

Оформление: гитара, пластинки, книги, нотные сборники, портреты бардов.

1 этап:

На сцене компания, которая слушает современную песню.

Приходят ребята с гитарой, садятся, играют и поют песню Б. Гребенщикова «Город золотой».

Другие ребята, услышав песню под гитару, подходят к ним, наслаждаются музыкой.

Ученик 1 спрашивает:

-Что это за песня?

Ученик 2:

- Это песня Бориса Гребенщикова «Город золотой». Может кто-то слышал об этом музыканте?

Другие ребята:

-Что-то слышали.

-А у меня родители пели её.

Ученик 3:

ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович - российский рок-музыкант, поэт и автор песен. В 1972 году вместе с барабанщиком Анатолием Гуницким создал группу «Аквариум». Со второй половины 1980-х гг. «Аквариум» получил всесоюзную известность благодаря выступлениям по телевидению и выпуску виниловых альбомов. Группа широко гастролировала по стране, о ней много писала пресса.

Ученик 4:

Песня «Под небом голубым», также известная как «Рай», «Город золотой» или просто «Город» – произведение абсолютно уникальное.

Одни считают песню «Город золотой» красивой музыкальной сказкой, другие – описанием рая таким, каким его может увидеть человек. Обе версии объединяет одно – чистота и «волшебность», которыми будто светится каждая нота этого удивительного произведения.

БГ говорит, что творчество для него – не самовыражение, а выражение чего-то, что проходит сквозь него. «Я пишу не то, что хочется, а то, что у меня получается».

Ученик 1:

- Как интересно.

Ученик 2:

-Тогда давайте мы познакомим вас с бардовской песней.

Ведущий 1. Сегодня мы пришли сюда, чтобы поговорить об авторской песне и о тех людях, которые дарили и продолжают дарить нам свое искусство. Их называют по-разному: авторы-исполнители, поэты-барды, барды. Их творчество тоже не имеет одного названия.

Ведущий 2. Что же такое авторская песня? Часто можно слышать такие определения, как авторская песня, самодеятельная песня или бардовская песня.

Ведущий 1. Мы считаем, что это не так уж и важно, потому что главное – не в названии, а в содержании.

Ведущий 2. Ничто так не сближает исполнителя со слушателем, как живая музыка, как задушевная поэзия, звучащая под нехитрые переливы гитары.

Ведущий 1. Авторская песня…создают их такие же люди, как мы с вами: чуть-чуть наивные, верящие в добро, ищущие справедливости...

Ведущий 2. Мы решили обратиться к творчеству 5ти поэтов – бардов: Юрия Визбора, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Бориса Гребенщикова и Виктора Цоя.

В отечественной культуре нашего времени бардовская песня появилась в 50- е годы 20 века. Приобрела огромную популярность среди населения СССР в 60-70-ые годы.

Ученик 1:

- О чем же поют барды?

Ученик 2:

- О том, что наболело, о том, что волновало и тревожило. Бардовская песня- живая песня. Она спрашивает, советует, печалится и веселится.

Исполнитель бардовской песни должен донести прежде всего смысл песни, ее чувства. Донести красиво, изящно. Доходчиво. Если эстрадная песня создана для телодвижения, этому способствует ритмичная музыка, световые эффекты, простые тексты, то бардовская песня чаще всего- для души. Этому способствует мягкий аккомпанемент гитары, доверительная интонация исполнителя, хороший уровень стихов.

Бардовские песни называли студенческими или туристическими. Молодежь заметила и похвалила первые песни Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого, многие песни тех лет и сейчас популярны.

Юрий Визбор. Родился 1934 году. Его называли “романтиком строгого века”. Кто, как не романтик, мог так написать:

Как просто, черт возьми,

С себя стряхнуть болото,

До солнца долететь

И возродиться вновь.

Юрий Визбор – личность в нашем искусстве значительная и на удивление многогранная. За свою жизнь он испытал себя во многом: был учителем, горнолыжником, киноартистом и даже лётчиком, писал рассказы, повести, стихи и песни. Каким же был Юрий Визбор?

Визбор любил родину, её поля, леса, реки, горы. Любил людей: рабочих, колхозников, студентов, водителей. Для них писал и пел он свои песни.

После Визбора в авторскую песню вошел Булат Окуджава. Даже не после, а почти одновременно – в начале 60-х. И сразу же зазвучал везде. В мире его песен – его судьба. В 37-м, когда ему было только 13, репрессии отняли у него отца. Спасаясь, сам Булат едет в Тбилиси, тем самым теряя своего второго друга – Арбат. Тот Арбат, о котором он позже напишет:

Ах, Арбат мой, Арбат!
Ты мое призвание.

Ведущий 1. А потом – война. И он девятиклассником идет на фронт. Окопы, землянки, 2 тяжелых ранения.

Ведущий 2. И, наконец, 9 мая, в день его рождения, долгожданная Победа. Но тяжесть боев и горечь утрат останется с ним навсегда. И в 60-х, издавая свою первую книгу, и в 70-х, записывая первые пластинки, он будет писать о войне…

Послушайте одну из песен Б. Окуджавы в исполнении коллектива 9го класса.

Владимир Высоцкий. Поэт, актер.

Как умел, так и жил. Как он жил? Стремительно, неистово, самоотречённо. Он шел по жизни размашисто и верно, преодолевая все препятствия. Его девиз таков:

И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя.

Он жил так, как хотел. И никогда не делал того, чего не любил.

Владимир Высоцкий обладал удивительной способностью: писать о том, чего не пережил, с такой психологической достоверностью, будто с ним это было на самом деле. До сих пор многие уверены в том, что он неоднократно покорял вершины гор, что он спускался в подводной лодке на дно океана, что он воевал.

Песни Владимира Высоцкого были популярны в 60- 80 годы, поют их и сейчас.

Коллектив 5 «Б» класса представит вам свой вариант песни Владимира Высоцкого «Утренняя гимнастика».

Итак, на рубеже 50-60-х годов в России распространилась «песенная поэзия». Полутора десятилетиями позже по соседству с ней возникла рок-поэзия. Между ними не столь уж просто провести границу. принадлежность к року определяется не словами и не музыкой, а общим отношением к жизни. Как считают многие, в самой основе рок-поэзии лежит убеждение: мир по своей природе жесток и бесчеловечен. Характерные для рок-музыки визжащие, скрежещущие и воющие звуки оправданы тем, что это – крик человека, вброшенного в лишенный Бога мир.

Судьба следующего барда также очень трагична. Его смерть стала настоящим шоком для фанатов и поклонников. До сих пор на его могилу и место, где разбилась его машина, сотнями приходят люди со всех уголков нашей большой страны.

Поняли, о ком идет речь? Верно, о Викторе Цое.

Трудно найти человека, который не слышал бы песни Виктора Цоя и не пел бы их в компании под гитару. Давайте вспомним музыканта, обратившись к поэтике его текстов.

Песни В. Цоя актуальны и сегодня, звучат современно, во многом это зависит от смысла, который заложен в его стихах, значит, своеобразие его художественного метода оправдало себя, и проблемы, поднятые в его поэзии, всегда будут понятны и интересны.

Он не только человек, который «умудрился» появиться «в нужное время, в нужном месте», но он и человек, который единственным словом, с ансамблем музыки, сумел повести за собой советского человека.

«Мягкое кресло» никуда не уйдет, ведь жизнь – это движение. Нужно не бояться «опалиться лучами звезды по имени Солнце», а «порядковый номер на рукаве» превратить в Имя, достойное самого себя.

Сколько людей, столько и нужно песен. Все мы такие разные: то, что увидит один, не поймет другой. Каждому свое, и каждому времени и настроению - своя песня.

Наша встреча с авторской песней подошла к концу. Я думаю, для тех, кто впервые слушал песни бардов, она стала маленьким музыкальным открытием, людям старшего поколения напомнила годы юности.

Мне приходилось слышать в наши дни
От молодых людей такое мнение:
Ну что те барды? – старые они
И устарели их стихотворения.
Вам, старикам, нас не дано понять.
И будущее – лишь за нашей музыкой,
А вам - под ваши песни доживать,
Понятий и морали старой узники.
Ах, как они неправы, вот печаль!
Как много в своей жизни потеряли!
И мне их жаль, мне искренне их жаль,
Что волшебства той песни не узнали.


Ведущий 1: А время мчит стремительно и всё, что было дорого
На место отведённое всегда расставит жизнь.
И всё-таки, как здорово, и всё-таки как здорово,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

И сейчас предлагаю всем вместе исполнить песню Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» под аккомпанемент гитар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный вечер «Тукай, в сердце моем!»

Литературно-музыкальный вечер, посвящеенный 100 летию со дня смерти великого татарского поэта Габдуллы Тукая...

Литературно - музыкальная композиция : "Научи свое сердце добру".

Воспитание в детях доброты, умение видеть в окружающих людях доброту, нести добро людям - наша основная воспитательная задача....

Литературно-музыкальная семейная гостиная «Моей мамы лучше нет». Для детей старшей и подготовительной к школе групп.

Праздничный концерт, посвящённый дню Матери, который проводится в последнюю пятницу ноября. Песни, стихи, игры для любимых мам....

Литературно - музыкальная композиция «Родной язык – душа народа»

Литературно - музыкальная композиция «Родной язык – душа народа» была проведена в рамках районного семинара для учителей родного языка . Разработала и подготовила: О.В. Шелемех, учитель русс...

Литературно-музыкальная композиция «Гостиная живописи 19-20 веков». Конкурс «Живые картины».

усиление интереса и любви к русскому языку путем проведения недели как массовой формы внеклассных занятий; проведение мероприятий, которые оптимально подходят познавательным интересам, уровню подготов...

Литературно-музыкальная композиция "Родной язык - душа народа"

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Международному дню родного языка....

Литературно - музыкальная композиция «Родной язык – душа народа»

Литературно - музыкальная композиция «Родной язык – душа народа» В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен   Международный день р...