Литературно-музыкальный вечер «Тукай, в сердце моем!»
методическая разработка по теме
Литературно-музыкальный вечер, посвящеенный 100 летию со дня смерти великого татарского поэта Габдуллы Тукая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tukay_v_serdtse_moem_stsenariy_2013g.docx | 27.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ Ташкирменская ООШ Лаишевского района РТ
Литературно-музыкальный вечер
«Тукай, в сердце моем!»
Составила библиотекарь
МБОУ Ташкирменская ООШ
Сержанова Л.В
2013 г.
Литературно-музыкальный вечер
Слайд 1. Великий поэт.
Библиотекарь:
Добрый день всем присутствующим в этом зале на нашем литературном вечере «Тукай, в сердце моём!».
Слайд 2. Портрет Тукая. 26 апреля 1886год- 15 апреля 1913 год.
Апрель — месяц рождения поэта и месяц его смерти. В этом году мы отмечаем 100лет со дня смерти великого татарского поэта Габдуллы Тукая. И сегодня мы с вами еще раз преклонимся бессмертным творениям и величию духа Габдуллы Тукая.
Ведущий1
Габдулла Тукай взошел крупной и яркой звездой на небосклоне мировой поэзии. Тукай – душа татарского народа, его истинный, глубинный дух. Его величие в том, что он глубоко национален, которое заключено в глубоком понимании и раскрытии чувств, желаний и дум татарского народа.
Ведущий2
Биография Тукая - одна из драматичнейших биографий в истории мировой литературы. На первый взгляд немного дорог исходил поэт. Но сколько трагического уготовила ему судьба на этих недлинных дорогах! Сиротство, нищета, унижения... Тукай - дитя своего народа. Его взрастил и вскормил сам народ. Когда читаешь его стихи, особенно лирику, то с первых же строк начинает звучать эта мелодия, ты слышишь музыку, воплотившую судьбу народа, его историю.
Слайд 3.: Кушлавуч
Ведущий1 Габдулла Тукай прожил короткую и трагическую жизнь. Родился он 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавуч Казанской губернии (ныне Арского района) в семье приходского муллы.
Когда Габдулле было около пяти месяцев, он лишился отца Позднее мать, оставив трехлетнего мальчика бедной старушке на воспитание, переехала с новым мужем в другую деревню. Через некоторое время Мамдуда (так звали его мать) взяла малыша к себе. В доме отчима он жил на половине прислуги, зато мама была каждый день рядом. Для Тукая это было самое счастливое время в его жизни. Но счастье длилось недолго: мальчику не было четырех лет, когда мама умерла, и он остался круглым сиротой
Ведущий2 Отчим отправил его в деревню Училе,
к дедушке – отцу матери, у которого и без внука было шестеро детей. Слайд Слайд 4.: Училе
Так началась его горькая жизнь «в людях». В многодетной и полуголодной семье Зинатуллы Габдулла оказался лишним ртом. И дед отправил внука в Казань. Посадил мальчика ямщику в сани и отправил в неведомый путь. В Казани, на Сенном базаре, ямщик ходил по толпе и предлагал его на усыновление. Так Габдулла оказался в доме ремесленника Ново-Татарской слободы Мухаммедвали. В его семье впервые улыбнулось мальчику счастье.
Ведущий1 Однако вскоре грянула беда: новые родители заболели и потому решили вернуть сироту в деревню Училе к деду, которому через некоторое время удалось отдать Габдуллу крестьянину Сагди из соседней деревни Кырлай.
Слайд 5.: Кырлай
В 1892-1895 годы жизнь его проходит в семье Сагди, где не было нужды в куске хлеба. Здесь, Габдулла начал приобщаться к крестьянскому труду. В этот период жизни он впервые осознал чувство любви к трудовому народу и родной земле. В Кырлае он начал учиться. Однако, и тут, ему было суждено пережить тяжелые дни.
Когда у приемных родителей родился сын, отношение ухудшилось к маленькому Тукаю. К счастью для него, его взяла сестра своего родного отца в Уральск. Здесь он учится в медресе, изучает языки: русский, арабский, персидский, турецкий, поэзию Востока, русскую и мировую классику.
Слайд 6: Казань. Кремль
Осенью 1907 года Тукай приезжает в Казань – колыбель национальной культуры и истории. Прекрасным городом предстает перед ним Казань. В стихотворении «Казань и Заказанье» он писал:
1 УЧЕНИК: «Казань и Заказанье»
Слайд 7.: Университет.
Ведущий2 Тукай приехал в Казань из Уральска уже состоявшимся поэтом. Очутившись под безмятежно голубым небом Казани, поэт почувствовал, что самые заветные чаяния его сбылись. Белокаменные колонны Университета, остроконечные минареты, величавые колокольни соборов, пестрая толпа на улицах говорят о Казани, как о крупном культурном центре Поволжья. Подтверждение этому звучит в стихотворении
«Пара лошадей».
2УЧЕНИК:. «Пара лошадей»
Слайд 8.: Природа края
Ведущий1 Тукай – поэт разностороннего дарования. Он тонкий лирик, воспевающий радость большой земной любви, красоту природы родного края. Все его творчество пронизывает тема « Родина и народ». Это стихотворения:
«Родной язык», «Родной земле», «Родная деревня», «Не уйдем» и др.
3 УЧЕНИК: «Родной язык»,(на русском и татарском языке) 9-й чтец.
О язык родной, певучий, о родительская речь!
Что еще на свете знал я? что сумел я уберечь?
Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать.
Сказки бабушки я начал подрастая, понимать.
О язык мой, ты - опора в испытаньях бытия,
С детства близкий и понятный, радость и печаль моя.
О язык мой, как сердечно я молился в первый раз: -
Сохрани отца и маму, не оставь, всевышний, нас...
(Г. Тукай. "Родной язык", перевод Р. Бухараева.)
Песня «Туган тел» - это народный гимн всего татарского народа
Исполнение песни «Туган тел».
Слайд 9.
4 УЧЕНИК: (читает стихотворение "Национальные чувства" Г. Тукая в переводе Р. Бухараева).
Вчера я слышал - кто-то напевал
Наш, кровный, светлый, ласковый мотив...
Щемил он сердце, думы напевал,
До боли близок, вечен и красив...
Срываясь, переливы в тишине
Поведали, чем жив родной народ,
В напеве том понятны были мне
Все триста лет страданий и невзгод.
Жил, столько бед претерпевая зря,
Жил, слезы проливая, горько жил,
Но, чувством кровной общности горя,
Народ в напев свои мечты вложил...
Стоял я, потрясенный глубиной
Величия страдающей души.
Вставал Великий Булгар предо мной,
Катила волны Белая в тиши...
Не снес я боли, подошел к нему,
Спросил: "Земляк, что за напев - как стон?"
Печально поглядев в ночную тьму, -
Напев мой - Аллюки, - ответил он.
Звучит татарская народная песня "Аллюки"
Ведущий2 Габдулла Тукай – любимый поэт татарской детворы. На его произведениях воспитывалось не одно поколение. Особую любовь снискала у читателей поэма – сказка «Шурале», где образы Родины и народа запечатлены в ярких красках.Г. Тукая
Звучит музыка С.Сайдашева из балета “Шүрәле”
В зал входит Шүрәле
Шурале:Пальцам больно
Прищемил их Год назад.
Ай, умру- беда какая
Жизни я своей не рад
Ведущий: Шурале, ты хотел творить зло, поэтому был наказан.
Шурале:Никого теперь не трону-поклянусь тебе душой.
Ведущий:Поиграй с нами, и твоя боль пройдет.
Шурале: А вы (детям) действительно со мной хотите играть?
Дети: Да!
Игра» Шурале и дети». Пойманные дети рассказывают стихи:
«Киска-озорница» и «Забавный ученик»
Шурале: Спасибо вам! В моем лесу сказали, что помочь мне смогут только
дети. И это оказалось правдой! Я больше никого никогда не буду
обижать.Асейчас мне надо возвращаться в лес, там меня мои друзья-
другие Шурале ждут. Я всем расскажу, с какими умными, смелыми и
воспитанными детьми познакомился. Да, чуть не забыл, я тут по
дороге нашел расческу (отдает ведущей).А мне пора уходить. До
свидания! (Уходит)
Ведущий: Дети, а ведь эту расческу кто-то потерял. Как вы думаете-кто?
Слайд 12.: «Су анасы»
Дети: Водяная!
Стук в дверь. Входит Водяная.
Водяная: Я Водяная. Дети, здравствуйте! Где ж мой гребень золотой?
Ведущий:Вставай с нами в круг и поиграй с детьми: догонишь свой гребень
золотой-он твой. Ребята, поиграем?
Игра «Догони свой гребень»
Мальчик: Мә, Су анасы, сиңа алтын тарак,
Бер кайчан да булмабыз без карак!
Водяная: Вот,спасибо, обрадовали меня. Нельзя брать чужие вещи без
разрешения! А как же это звучит в сказке, давайте вспомним!
Дети: Есть хозяин или нету
Век чужого не возьму!
Водяная: Молодцы, ребята! Умные вы, однако!
Ох, устала я!
Ведущий:Водяная, сядь, отдохни! Девочки исполнят для тебя татарский
танец.
Татарский танец
Водяная: Какие же девочки молодцы. Спасибо им, и вам всем спасибо!
Вы мне очень помогли. А мне пора на речку, до свидания!
Ведущий1 В 1906-1907 годах сильное развитие получает сатира Тукая. Он обличает самые различные стороны жизни общества.
Слайд 13: Урманче «Сенной базар»
Ведущий2 Вершиной творчества Габдуллы Тукая является его сатирическое произведение «Сенной базар или Новый Кисекбаш». Описанные события в этом произведении происходят на Тукаевской (бывшей Московской) улице, в котором он разоблачал старый прогнивший мир.
Чтец: Отрывок из произведения «Сенной базар».
Слайд 14.: В больнице
Ведущий1 Находясь в больнице на смертном одре, Тукай писал: «1913 год, Я проснулся, чтоб не засыпать вовек».
Тукай будет вечно жить в душе своего народа. Он остался на века молодым, горячо любящим свой народ и край родной. Тукай предвидел свое бессмертие, он был далек от мирской суеты, жил высокими устремлениями: восславить свой народ. Поэтому мы и говорим: Тукай, не может повториться вновь. Для этого нужно родиться Тукаем.
Тукай писал о своем бессмертии в стихотворении «Иду своим путем».
УЧЕНИК: «Иду своим путем»
Слайд 15.: У памятника на площади Свободы
Ведущий1 Жизнь великого поэта татарского народа оборвалась рано. В расцвете таланта умирает от чахотки 15 апреля 1913 года в 27 лет. Каждый год в апреле к нам приходит Тукаевская весна. Благодарные потомки высоко чтят его память.
Слайд 16.: Музей в Кырлае
Ведущий2 Мемориальным памятником стало село Кырлай, где он прожил в доме крестьянина Сагди около пяти лет.
В деревне и поныне живы вековые ивы, все еще доносится журчание родника и здесь немало тропинок, которые хранят следы поэта. Рядом с музеем – памятник поэту. Кажется что, Тукай, прежде чем зайти в дом, решил немножко отдохнуть! Очень уж короткая, но слишком тяжелая была его жизненная дорога.
Слайд 17-18.: Виды природы
Ведущий1 Здесь все проникнуто поэзией Габдуллы Тукая: «Овин у ручья», «Степи и дороги средь полей» и даже небо, воспетое им:
Слайд 19.: Книги Тукая
Ведущий2 Удивительна судьба! Еще на заре своей творческой жизни горячо и любовно переводит он Кольцова, Пушкина, Лермонтова и несет их в татарский народ.
А теперь, самого Тукая, также любовно и бережно переводят русские поэты и зарубежных стран. Произведения Тукая вдохновляют композиторов и художников на создание опер и балет, музыкальных произведений и художественных картин.
Поэт, предчувствовавший свое бессмертие, был твердо убежден в том, что его поэтические создания навечно останутся в памяти народной.
Слайд 22. : Музей Тукая в Казани
В заключение: Все участники мероприятия поют песню «Туган тел»
Библиотекарь: В заключение я хочу пожелать всем вам: Пусть частичка души Габдуллы Тукая живет в сердце каждого из вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню матери "Сердце матери"
Сценарий литературно-музыуальной композиции в рамках "Встречи в литературной гостинной" "Сердце матери"....
Литературно-музыкальная композиция по творчеству Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…».
Сценарий праздника...
Литературно-музыкальная композиция "Афганистан- ты боль души моей"
Сценарий внеклассного мероприятия для 5-9 классов....
Литературно-музыкальная композиция "Ты в памяти и сердце моем, Афганистан"
Цель:воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между миром и войной; воспитывать чувство любви и уважения к Родине, военной службе на основе ярких впечатлений...
Литературно- музыкальная композиция « Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ...»
Литературно- музыкальная композиция « Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ». Знакомство учащихся с русскими романсами на слова М.Ю.Лермонтова, с классической музыкой ...
Сценарий литературно - музыкальной композиции "Слово памяти в сердце впустите..."
Данное мероприятие разработано для учащихся 5–11 классов с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, традиционно проводится накануне Дня Победы...