Основа сопоставительного анализа при подготовке к ОГЭ по литературе
статья по литературе (9 класс)

Печенегова Анна Леонидовна

Статья актуализирует понятие "сопоставительный анализ художественного текста" и предлагает несколько вариантов анализа, подходящих для подготовки выпускников к ОГЭ по литературе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основа сопоставительного анализа при подготовке к ОГЭ по литературе

поэты интереснее тем, чем они отличаются друг от друга,

 а не тем, в чем они подобны друг другу.

Александр БЛОК

Одним из заданий, предлагаемых выпускникам 9 класса на ОГЭ по литературе, является сопоставительный анализ текста. И первый вопрос, на который ученикам необходимо себе ответить при выполнении данного задания: «Что такое сопоставление?»

Сопоставительный анализ литературных произведений целиком базируется на операции сравнения. Целью сопоставительного анализа становится выявление своеобразия художественных текстов, специфики авторского видения, особенностей построения и языка произведений, выявление жанровых признаков.

Основание для сопоставления – наличие общих исходных точек. Основания каждый раз могут быть новыми, однако лишь наличие общности текстов дает право на сопоставление и поиск своеобразия.

При подготовке к ОГЭ по литературе стоит обратить внимание выпускника на критерии оценивания таких заданий. Важнейшим из критериев является убедительное сопоставление в заданном направлении анализа. Что значит «убедительно сопоставить»? Выпускнику требуется обоснованно выбрать произведение для сопоставления, указать название и автора, провести сопоставление в заданном направлении анализа (общее/различное), при необходимости использовать как инструмент анализа теоретико-литературные понятия, а также при сопоставлении опираться на авторскую позицию, не искажая её. Текст произведения необходимо использовать для анализа, а не для пересказа. Построить грамотный ответ помогают точечное цитирование, аналитический (оценочный) пересказ, указание на роль средства выразительности с примером.  Основанием для сопоставления является признак, которые определяется у обоих рассматриваемых произведений и на базе которого производится их сопоставление, то общее, что присуще обоим произведениям, и то, что отличает их друг от друга.

Условием для глубокого понимания литературного произведения является умение читателя соотнести и установить взаимоотношение между всеми элементами текста.

Можно выделить два основных способа сопоставления:

- при последовательном сходные/различные элементы текста характеризуются поочередно сначала в одном произведении, затем – в другом.

- при параллельном одновременно в обоих сопоставляемых произведениях выявляются сходные/различные элементы текста.

Основанием для сопоставления могут стать:

  1. Тема
  2. Сюжет, мотив
  3. Проблема
  4. Образная система
  5. Композиционные особенности
  6. Художественные особенности
  7. Развитие образа лирического героя
  8. Жанровые особенности

Итак, основа сопоставительного анализа текста – это операция сравнения. От выпускника требуется умение найти общность произведений, работая по ключевым словам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе. «И сдержанный говор печален». (Н.М.Рубцов) Сопоставительный анализ двух стихотворений С.Есенина и Н.Рубцова о родине. Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Богданова Татьяна Валерьевна. (hotnegi@mail.ru)

Цели урока. 1.Научить элементам литературоведческого анализа поэтического текста (обучающая цель).2. Развивать умение сравнивать, видеть аналогии и различия, проводить параллели, сопоставлять.3. Воспи...

Программа элективного курса по литературе "Сопоставительный анализ произведений 19 и 20 вв"

Программа курса рекомендована для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и классов гуманитарного профиля, рассчитан на 34 часа ( 17 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе). Произведения сов...

Конспект урока по литературе в 10 классе на тему "Мой обожаемый поэт"(сопоставительный анализ лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета),

Данный урок учит учащихся анализировать и сопоставлять лирику двух поэтов, определяемых критиками как поэты-близнецы.Обучающиеся находят общие черты и различия в биографии и поэтическом наследии поэто...

Урок литературы.Сопоставительный анализ сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Урок внеклассного чтения по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Сопоставительный анализ лирических произведений на уроках литературы

В статье представлены тезисы учителя и творческие работы учеников 10 и 11 классов по произведениям русских поэтов...

Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"

Авторская программа "Татар  hәм рус  әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма  анализ ярдәмендә  өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"...