Основа сопоставительного анализа при подготовке к ОГЭ по литературе
статья по литературе (9 класс)
Статья актуализирует понятие "сопоставительный анализ художественного текста" и предлагает несколько вариантов анализа, подходящих для подготовки выпускников к ОГЭ по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnova_sopostavitelnogo_analiza_pri_podgotovke_k_oge_po_literature.docx | 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Основа сопоставительного анализа при подготовке к ОГЭ по литературе
…поэты интереснее тем, чем они отличаются друг от друга,
а не тем, в чем они подобны друг другу.
Александр БЛОК
Одним из заданий, предлагаемых выпускникам 9 класса на ОГЭ по литературе, является сопоставительный анализ текста. И первый вопрос, на который ученикам необходимо себе ответить при выполнении данного задания: «Что такое сопоставление?»
Сопоставительный анализ литературных произведений целиком базируется на операции сравнения. Целью сопоставительного анализа становится выявление своеобразия художественных текстов, специфики авторского видения, особенностей построения и языка произведений, выявление жанровых признаков.
Основание для сопоставления – наличие общих исходных точек. Основания каждый раз могут быть новыми, однако лишь наличие общности текстов дает право на сопоставление и поиск своеобразия.
При подготовке к ОГЭ по литературе стоит обратить внимание выпускника на критерии оценивания таких заданий. Важнейшим из критериев является убедительное сопоставление в заданном направлении анализа. Что значит «убедительно сопоставить»? Выпускнику требуется обоснованно выбрать произведение для сопоставления, указать название и автора, провести сопоставление в заданном направлении анализа (общее/различное), при необходимости использовать как инструмент анализа теоретико-литературные понятия, а также при сопоставлении опираться на авторскую позицию, не искажая её. Текст произведения необходимо использовать для анализа, а не для пересказа. Построить грамотный ответ помогают точечное цитирование, аналитический (оценочный) пересказ, указание на роль средства выразительности с примером. Основанием для сопоставления является признак, которые определяется у обоих рассматриваемых произведений и на базе которого производится их сопоставление, то общее, что присуще обоим произведениям, и то, что отличает их друг от друга.
Условием для глубокого понимания литературного произведения является умение читателя соотнести и установить взаимоотношение между всеми элементами текста.
Можно выделить два основных способа сопоставления:
- при последовательном сходные/различные элементы текста характеризуются поочередно сначала в одном произведении, затем – в другом.
- при параллельном одновременно в обоих сопоставляемых произведениях выявляются сходные/различные элементы текста.
Основанием для сопоставления могут стать:
- Тема
- Сюжет, мотив
- Проблема
- Образная система
- Композиционные особенности
- Художественные особенности
- Развитие образа лирического героя
- Жанровые особенности
Итак, основа сопоставительного анализа текста – это операция сравнения. От выпускника требуется умение найти общность произведений, работая по ключевым словам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе. «И сдержанный говор печален». (Н.М.Рубцов) Сопоставительный анализ двух стихотворений С.Есенина и Н.Рубцова о родине. Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Богданова Татьяна Валерьевна. (hotnegi@mail.ru)
Цели урока. 1.Научить элементам литературоведческого анализа поэтического текста (обучающая цель).2. Развивать умение сравнивать, видеть аналогии и различия, проводить параллели, сопоставлять.3. Воспи...
Программа элективного курса по литературе "Сопоставительный анализ произведений 19 и 20 вв"
Программа курса рекомендована для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и классов гуманитарного профиля, рассчитан на 34 часа ( 17 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе). Произведения сов...
Конспект урока по литературе в 10 классе на тему "Мой обожаемый поэт"(сопоставительный анализ лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета),
Данный урок учит учащихся анализировать и сопоставлять лирику двух поэтов, определяемых критиками как поэты-близнецы.Обучающиеся находят общие черты и различия в биографии и поэтическом наследии поэто...
Урок литературы.Сопоставительный анализ сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
Урок внеклассного чтения по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Сопоставительный анализ лирических произведений на уроках литературы
В статье представлены тезисы учителя и творческие работы учеников 10 и 11 классов по произведениям русских поэтов...
Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"
Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"...
Тематический тест. Сопоставительный анализ стихотворений. Задание 16 ЕГЭ по литературе. 03.12.17г.
Тематический тест . Задание 16 ЕГЭ по литературе...