Формы урочной и внеурочной деятельности по привлечению учащихся 5-9 классов к чтению
методическая разработка по литературе

Актуальность работы:

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача - воспитание многогранной личности, способной жить в быстро меняющемся мире. Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый в школе с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы, в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Педагоги и методисты испытывают в последние годы большую тревогу и озабоченность из-за того, что читательская культура подрастающего поколения, являясь существенным показателем духовного потенциала общества в целом, значительно снизилась и имеет тенденцию понижения с переходом в средние классы. О падении интереса школьников к чтению говорят социологические исследования, наблюдения педагогов свидетельствуют об ослаблении интеллектуального и воспитательного потенциала, отчеты ФИПИ и НИКО показывают снижение литературного развития учащихся.

Среди множества идей, направленных на совершенствование обучения, чрезвычайно значимой, на мой  взгляд, является идея формирования читательской самостоятельности учащихся.  

 

Цель работы:

развитие читательского интереса школьников на примерах современной литературы в урочной и внеурочной деятельности

 

Задачи работы:

1. привлечение учащихся к чтению за счет введения нового содержания и форм урочной и внеурочной деятельности

2. развитие читательского интереса при помощи сотрудничества с библиотекой

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема исследовательской работы:

«Формы урочной и внеурочной деятельности по привлечению учащихся 5-9 классов к чтению»

Работу выполнил:

Учитель русского языка и литературы

МАОУ «Школа № 42»

Анисимова Татьяна Геннадьевна

(категория высшая)

Нижегородский район

г.Нижний Новгород

2019 г

Тема исследовательской работы:

«Формы урочной и внеурочной деятельности по привлечению учащихся 5-9 классов к чтению»

Актуальность работы:

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача - воспитание многогранной личности, способной жить в быстро меняющемся мире. Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый в школе с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы, в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Педагоги и методисты испытывают в последние годы большую тревогу и озабоченность из-за того, что читательская культура подрастающего поколения, являясь существенным показателем духовного потенциала общества в целом, значительно снизилась и имеет тенденцию понижения с переходом в средние классы. О падении интереса школьников к чтению говорят социологические исследования, наблюдения педагогов свидетельствуют об ослаблении интеллектуального и воспитательного потенциала, отчеты ФИПИ и НИКО показывают снижение литературного развития учащихся.

Среди множества идей, направленных на совершенствование обучения, чрезвычайно значимой, на мой взгляд, является идея формирования читательской самостоятельности учащихся.

Цель работы:

развитие читательского интереса школьников на примерах современной литературы в урочной и внеурочной деятельности

Задачи работы:

1. привлечение учащихся к чтению за счет введения нового содержания и форм урочной и внеурочной деятельности

2. развитие читательского интереса при помощи сотрудничества с библиотекой

Новизна работы:

#1080;спользование традиционного урока-инсценирования в новых условиях урока литературы

2. связь урочной и внеурочной деятельности в социокультурном проекте

Теоретические основы вопроса

Анализ научной литературы по данному вопросу показывает, что начиная с ХІХ века в литературе происходил процесс постепенного становления методики внеклассного чтения школьников. Этому способствовало создание первых школьных учебников для чтения под редакцией П. Кулиша, Т. Шевченко, развитие научно-обоснованной методики чтения К. Ушинского, В. Водовозова .

В 60-70-е годы ХХ века внеклассное чтение как социальная и педагогическая проблема занимает исследования И.С.Збарского, Н.А.Бодровой, В.П.Полухиной.

Первая попытка «связать» изучение программных произведений на уроках литературы с внеклассным чтением была предпринята М.Д.Пушкаревой и М.А.Снежневской в ряде статей в книге «Связь классных и внеклассных занятий по литературе. 5-6 классы» (1963г)

И.С.Збарский разработал и выстроил систему уроков внеклассного чтения в тесной связи с классным чтением и изучением программных произведений. Он рассматривал уроки классного и внеклассного чтения не как отдельные друг от друга занятия, а как средство формирования умений и навыков работы учащихся с книгой, выполнения главной цели литературного образования – воспитания читателя.

И.С. Збарский проводит читательское развитие учащихся средних и старших классов через «три круга чтения»: классное текстуальное, классное обзорно-ознакомительное и внеклассное чтение с обсуждением на уроках.

Требуя «стимулирования эстетически и личностно значимого восприятия художественных произведений» школьниками, Светловская и И.С. Збарский опираются на построение учебно-воспитательного процесса средствами диалога учителя и ученика в процессе чтения, восприятия и осмысления изучаемых художественных произведений.

Методическая система Збарского нашла применение во всех современных УМК, в структуре и содержании программ по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, Г.И.Беленького, где в средних классах предложено три круга чтения художественных произведений: для чтения и изучения, для самостоятельного чтения и обсуждения в классе, для внеклассного чтения. Рекомендательные списки произведений для внеклассного чтения, составленные Збарским, направлены на активное и целенаправленное включение учащихся в самостоятельную читательскую деятельность, усиливающуюся от класса к классу.

В конце 80-начале 90-х годов В.Г.Маранцман предложил авторскую модель системы литературного образования, которая опирается на периоды литературного развития школьников и смену видов деятельности на каждом этапе возрастного движения читателя-школьника, теоретически обоснованную ученым. Данная система постепенного усложнения эстетической деятельности учащихся в процессе школьного изучения литературы легла в основу содержания и структуры программ 5-11 классов, составленных под его руководством.

Сложившаяся система внеклассного чтения явилась основой для трудов по теории и методике обучения литературе в школе (начало 2000-х гг) Г.И. Беленького, М.А.Снежневской, Т.Ф. Курдюмовой, В.Г. Маранцмана, Коровиной В.Я., расширивших рамки учебной программы по литературе и включивших в нее современные художественные произведения. Таким образом, особая роль должна уделяться составлению календарного планирования, в котором к теме изучаемых произведений разграничиваются контекст, расширяющий круг знаний учащихся, и текст.

На современном этапе развития методики обучения перед учителем стоит важная задача отбора современных произведений (последние 30-50 лет), не вошедших в учебную программу по литературе, но способных стать новым современным контекстом, который можно включить в уроки внеклассного чтения.

На современном этапе развития литературы, внеклассное чтение рассматривается не только как средство образования и воспитания человека, но и как средство его социализации. Параллельно с уроками литературы оно вводит учащихся в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и формирует у каждого ребенка индивидуальный опыт самостоятельного чтения, параллельно с этим формируя у школьника собственное видение мира и восприятие окружающей действительности. Практически во всех исследованиях отмечается важность формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса.

Однако проблема формирования читательской самостоятельности школьников на разных ступенях и параллелях литературного образования в значительной мере еще остается неисследованной. Более пристального внимания требуют вопросы дифференцированного личностно ориентированного подхода к поэтапному развитию читательской самостоятельности учащихся средних классов.

Социологические исследования показывают снижение интереса школьников к чтению.

Описание опыта:

Мною было проведено анкетирование среди учащихся 5-6, 7-9 классов. С целью выявления у школьников интереса к чтению, объема прочитанных произведений, определения жанра, типа героя были предложены следующие вопросы:

1. Любите ли вы читать?

2. Какие книги вы читаете с большим интересом?

3. Любите ли вы читать сами или предпочитаете посмотреть фильм?

4. Любите ли вы обсуждать прочитанную книгу со сверстниками,

родителями?

5. Кто советует вам прочитать книгу? (Учитель, друзья, родители,

используете информацию из Интернета)

6. Посещаете ли вы библиотеку? Когда последний раз там были?

7. Есть ли у вас домашняя библиотека?

Ответы, данные школьниками, дают повод утверждать, что

  1. 71% учащихся 5-6 классов отметил интерес к чтению книг, в 7-9 классах наблюдается существенное снижение интереса к чтению до 46%
  2. учащиеся 5-6 классов предпочитают читать сказки, 7-9 классов – приключения, детективы. Фэнтези любят читать обе возрастные группы, но серьезная литература классической направленности не вызывает интерес у школьников
  3. читательская деятельность учащихся носит пассивный характер и направлена на видеообразы
  4. вне зависимости от возраста прочтение книги не вызывает обратной связи
  5. 55% школьников записаны в библиотеку, но посещают ее редко
  6. У 68% опрошенных есть домашняя библиотека, но обращаются к ней учащиеся крайне редко

Кроме того, школьным психологом была проанализирована динамика развития познавательных и коммуникативных УУД у учащихся 5б класса на уроках литературы.

Результаты диагностики оценивались по пятибалльной шкале.

Познавательные УУД. Невысок процент учащихся, усваивающих школьную программу по предмету. Небольшие, на уровне 3,5 баллов показатели, выявляющие заинтересованность в получении новых знаний, активность на уроке, способность сопоставлять понятия по заданным критериям.

Коммуникативные УУД. Очень низок уровень умения учащихся вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать их). В пределах 3,5 баллов умение работать в группах, сотрудничать со сверстниками, связно выражать свои мысли.

Таким образом, динамика развития коммуникативных и познавательных УУД показала низкие способности учащихся заниматься исследовательской деятельностью.

Динамика развития познавательных и коммуникативных УУД у учащихся 5б класса на уроках литературы

Где ученик:

  1. усваивает школьную программу
  2. достаточно активен на уроке, стремится проявить свои знания
  3. проявляет заинтересованность в получении новых знаний
  4. умеет сравнивать предметы и понятия, находить общее и различие
  5. умеет группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям
  6. ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание)

Где ученик способен:

  1. вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)
  2. умеет сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках
  3. участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы
  4. сотрудничает со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности
  5. связно выражает свои мысли

На основании первичной диагностики я попыталась выстроить систему урочной и внеурочной деятельности по привлечению учащихся 5-9 классов к чтению и найти адекватные формы для воплощения этой системы.

Возрастные особенности школьников, безусловно, влияют на выбор форм урочной и внеурочной деятельности по привлечению учащихся к чтению.

С целью повышения у учащихся интереса к чтению в системе урочной деятельности я использую инсценирование (визуальные образы присутствуют, но выявить их школьники должны из книги). Это способствует конкретизации образов героев произведений, работе творческого воображения школьников.

В 5-6 классах на уроках внеклассного чтения с целью популяризации современной литературы изучаем современных авторов, работающих в жанре басни (С.Михалков, О.Емельянова). Ребята знакомятся с текстами басен и инсценируют их. На уроках развития речи в среднем звене создаем сказку, как фольклорное произведение, на уроках внеклассного чтения обращаемся к современной литературной сказке (Э.Успенский, А Волков, Эно Рауд, А.Линдгрен)

В 7-9 классах я усложняю работу на уроках литературы, предлагая школьникам театрализацию прозаических произведений авторов второй половины ХХ века (Д.Рубина «Дорога домой», Б.Екимов «Говори, мама, говори», «Ночь исцелений», Л.Улицкая «Перловый суп», «Капустное чудо»). Создание сценария направлено на понимание образной системы и проблематики произведений, развитие актерского мастерства ребят.

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

5-6 классы

Вн.чт. Урок-инсценирование классической басни, современной литературной басни (освоение жанровой специфики произведений)

Вн.чт. Изучение современной литературной сказки

5-6 классы

Классные часы «Читающая семья»:

«Книги, которые читали мои родители»

«Книги, которые мы прочитали вместе»

«Книги, которые могут нас сплотить»

Урок-создание сказки (интерпретация фольклорного произведения)

7-8 классы

Создание сценария по произведению современного автора, театрализация произведения

7-8 классы

Проект: создание коллективной книги «Рождественские сказки»

Библиотечный проект: конкурс эссе «По прочтении В.М.Шукшина»

9-11 классы

Написание аннотаций к прочитанным художественным произведениям (размещение на сайте школы, на стендах районной библиотеки)

  1. Для развития читательского интереса среди учащихся 5-6 классов в своей педагогической практике на уроках литературы я использую такие формы работы как создание сказок, иллюстрирование прочитанных произведений, викторины, чтение по ролям, словарную работу, ведение читательского дневника, тестовые задания.

Уроки внеклассного чтения с использованием приема инсценирования целесообразно проводить после изучения большого раздела или темы один раз в полугодие или четверть.

Так в 5 классе в учебной программе по литературе на изучение раздела «Устное народное творчество» отводится 10 часов, из них на развитие речи -1 час. На этот урок школьники получают домашнее задание интерпретировать фольклорное произведение и создать собственную сказку, учитывая специфику жанра. На уроке ребята зачитывают проиллюстрированные сказки собственного сочинения.

На раздел «Из русской литературы ХIХ века» в 5 классе отводится 42 часа, из них 4 часа на изучение басен И.А.Крылова и 1 час на внеклассное чтение (на нем провожу урок-инсценирование: сравниваю классическую и современную басни, делаю акцент на том, что традиции жанра басни сохраняются, но происходит обновление материала). После изучения творчества А.С.Пушкина, в частности «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», (6 часов) 1 час выделяю на внеклассное чтение, где учащиеся изучают своеобразие современной литературной сказки на отечественных произведениях второй половины ХХ века.

  1. На уроках изучения басен в 5-6 классах я использую прием инсценирования.

В календарно-тематическом планировании к учебнику-хрестоматии под редакцией В.Я. Коровиной, В.П.Журавлева, В.И. Коровина на изучение темы «Русские басни» выделяется 5 часов (И.И.Дмитриев «Муха», И.А.Крылов «Осёл и соловей», «Листы и корни», «Ларчик»).

На последнем уроке изучения темы «Басни» - урок развития речи - я заранее предлагаю школьникам разбиться на группы, распределяю тексты и роли, которые ребята должны будут подготовить дома. Каждая группа показывает подготовленную инсценировку как классической, так и современной басни (можно взять басни И.А.Крылова «Квартет», С.Михалкова «Слон-живописец», О.Емельяновой «Лесной субботник», «Селфи» и другие).

Урок моделирующего типа

Тема: «Трудно ли быть настоящим творцом?» (по басням 19-21 веков)

Цель – идея:

Дар возвышающий искусства

Хранит от жизненной тоски,

Его вибрации близки

И пробуждают ум и чувства

К искусству нет готового пути

Будь небосвод и море только сини,

Ты мог бы небо с морем в магазине,

Где краски продают, приобрести (С.Маршак)

Концепция:

1. Специфика жанра басни сохраняется на протяжении веков, но время диктует свою специфику морали

2. Настоящее искусство требует профессионализма (басни 19 века)

3. Настоящий творец не будет стараться угодить всем (басни 20 века)

4. Настоящее творчество не может замыкаться на художнике, оно воздействует на людей (басни 21 века)

Содержание:

Литературные произведения:

И.А.Крылов «Квартет»

С.Михалков «Слон-живописец»

О.Емельянова «Лесной субботник», «Селфи»

Средства

Оформление: запись темы и цели - идеи на доске, портреты писателей, высказывания выдающихся людей о баснях, выставка иллюстраций к басням, выполненных учащимися к уроку.

Оборудование: учебник Литература 5 класс под редакцией В.Я.Коровиной;

книги с баснями И.А.Крылова, С.Михалкова, О.Емельяновой; интерактивный комплекс; презентация (иллюстрации к произведениям)

Методы

- сравнение

-инсценирование

Способы деятельности обучающихся:

- работа в группах (определены заранее 3 группы)

1 группа

Басня И.А.Крылова «Квартет»

2 группа

Басня С.Михалков «Слон-живописец»

3 группа

Басни О.Емельяновой «Лесной субботник», «Селфи»

Подготовка к уроку для каждой группы:

1. прочтение басен

2. выполнение иллюстраций к басням

3. подготовка отрывков для чтения наизусть

Система вопросов и заданий для работы в группах:

1. Кого, по вашему мнению, называют творцом?

2. Какими качествами должен обладать настоящий творец?

3. Можно ли назвать героев басен творцами? Докажите свою мысль

5. К каким выводам вы пришли?

6. Какова мораль басни?

Попробуйте себя в роли творцов, ведь инсценирование – это тоже творчество. Используя подготовленные дома костюмы и декорации, изобразите характеры героев басен.

1 группа

Герои басни И.А.Крылова «Квартет», Мартышка, Осел, Козел, Медведь, хотят сравниться в исполнении музыки с Соловьем, но при этом не обладают способностями, терпением. Чтобы стать настоящим мастером искусства, нужно постоянно совершенствоваться, много знать и уметь, работать над собой. За гармоничным красивым исполнением скрывается нелегкий труд.

2 группа

Герои басни С.Михалкова «Слон-живописец», Крот, Тюлень, Крокодил, Свинья, Слон. Зависимость от чужого мнения сослужила Слону-живописцу плохую услугу. Художник пытается учесть все пожелания зрителей, но изображенное на картине скорее напоминает ералаш. Настоящий творец не должен пытаться угодить толпе, важно иметь собственное мнение.

3 группа

Герой басни О.Емельяновой «Лесной субботник», Медведь, выставку искусства ( супермодерн, суперавангард) принимает за кавардак, оставленный посетителями леса, и пытается навести порядок, убраться на лесной поляне. Искусство не должно быть похоже на мусор, оно должно находить отклик в душах людей.

В басне «Селфи» Хомяк всегда один, у него нет друзей. Хомяк пытается заполнить свою жизнь, самовыразиться через псевдотворчество: он постоянно делает селфи и размещает их в интернете в надежде получить как можно больше лайков. Компьютерное искусство не может считаться настоящим.

Вывод:

Соотнесение материала урока с идеей – целью и концепцией: настоящее творец должен постоянно работать над собой, быть профессионалом, созидателем, а не дилетантом; произведения искусства не могут создаваться в угоду толпе; творец не должен замыкаться в себе, настоящее искусство должно находить отклик в сердцах людей.

Домашнее задание:

Прочитать басню И.И.Дмитриева «Пчела, шмель и я» и ответьте на вопрос: «С кем автор сравнивает творца почему?»

Инсценирование басен ХIX, XX, XXI веков дает возможность учащимся сравнить басню классическую и современную, проследить, как менялась специфика басни на протяжении столетий, найти сходства и различия, понять, что авторы высмеивают пороки людей, представляя их в образах птиц, зверей, растений, обратить внимание на язык басен, отражение времени. Учащиеся делают выводы, что специфика жанра басни сохраняется на протяжении веков, но меняется мораль басни, мировосприятие героев.

Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.

Прием инсценирования в 5-6 классах на уроках литературы способствует более глубокому пониманию специфики жанра басни, развитию навыков выразительного чтения, актерского мастерства (мимика, жесты), способности работы в коллективе (учащиеся не перебивают друг друга, вступают с репликами там, где это нужно по тексту). В результате происходит усиление восприятия, что приводит к осваиванию целостности художественного произведения (композиция, структура басни, образы)

  1. Социальный опрос подтвердил, что школьники среднего звена выделяют в своих читательских интересах жанр сказки. На уроках внеклассного чтения я считаю целесообразным включить в программу изучение современных литературных сказок:

- Э.Успенский «В гостях у Чебурашки», «Вера и Анфиса», «Весна в Простоквашино», «День рождения дяди Федора», «Крокодил Гена и его друзья»

- А Волков «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Желтый туман», «Огненный бог Марранов»

- Эно Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»

- А.Линдгрен трилогия «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

Читая современные литературные сказки и сравнивая их со сказкой фольклорной, школьники 5-6 классов постигают специфику жанра и учатся:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

В 7-9 классах происходит усложнение работы с литературным произведением, ребятам интересно переводить род литературы эпической в драматическую. Методические и организационные формы между преподаванием литературы и театром складывались на протяжении многих лет, но основной принцип – принцип связи литературы с формированием читательского опыта. В результате расширяется круг литературных интересов учащихся, возникает стойкий интерес к фактом современной культуры, формируется нравственно-эстетическая оценка, повышается самостоятельность и обоснованность суждений.

Инсценирование – создание драматической трансформации эпического текста. Школьникам предлагается написать диалог героев и создать ремарки, уточняющие образ места и времени, состояние и поведение героев. Этот прием можно использовать для выявления динамики фабулы, сущности конфликта, так специфика драматического изложения требует точного определения действий, состояний, пояснения отношений между героями.

Учащиеся 7-9 классов (возможна как групповая, так и индивидуальная работа) создают киносценарии литературных произведений авторов конца 20-начала 21 века (Д.Рубина, Л.Улицкая рассказы «Перловый суп», «Капустное чудо», Б.Екимов сборник рассказов «Говори, мама, говори», «Ночь исцелений»), инсценируют произведения, подбирая музыку, костюмы, декорации.

Современная подростковая литература выбрана мною по той причине, что она рассчитана на визуализацию, монтажность композиции предполагает раскадровку сцен и интересна самим школьникам. Изучение литературного произведения путем театрализации, попытка «пройти вслед за автором», увидеть образы героев приводят к хорошей аналитической деятельности школьников.

Прием инсценирования можно использовать на заключительных уроках изучения произведений.

Важной стадией в подготовке к театрализации являются репетиции сценических этюдов. Они развивают у учащихся понимание характеров героев и их поступков; пластику, речевой аппарат, игровые способности.

В обучении театрализации и инсценированию я выделяю следующие этапы:

- подготовительный этап

Первичное чтение художественного текста, его непосредственное восприятие, осмысление содержания и поэтики произведения, его анализ. Ребята должны понять, когда, где и в каких условиях происходят события, что за люди герои, как они выглядят, как себя ведут, как относятся друг к другу. Школьники представляют картину происходящего, сопоставляют факты с теми событиями, которые встречались в их жизни, вводят ассоциации. Для полноценного восприятия текста учитель комментирует историко-культурные, бытовые, языковые аспекты (дополнительные сведения об авторе, история создания художественного произведения, информация об эпохе, бытовой культуре).

- этап исполнительского анализа

Собственно сама интерпретация художественного текста, включение элементов театральных технологий: интонации, мизансцены, костюмы, декорации, музыкальное оформление. Ребята знакомятся с разными видами деятельности: с ролью сценариста, режиссера, актера, художника по костюмам. Очень важно помочь учащимся правильно выбрать тему в тексте произведения: она должна быть интересна для ребят и именно ей будут подчиняться в дальнейшем все элементы театрализации: определение главного события, построение событийного ряда, выявление действий и поступков, подчеркивающие характеры героев, качество конфликта. На этом этапе ребята домысливают сюжет, переносят события повествовательного произведения на язык сценического действия, стараясь сохранить при этом дух автора, атмосферу его произведения, язык и интонацию героев. Групповая работа в создании сценария дает возможность проявить творческие способности детей, научиться анализировать, принимать решения, общаться, создать ситуацию успеха. Создание сценария помогает выйти на новый образовательный этап – сотворчество.

- этап репетиций

В процессе репетиций будет что-то меняться, уточняться. Задача педагога в это период – направить поиск учеников в нужное русло, помочь выявить драматургическую структуру сценария.

- рефлексия

Происходит переосмысление текста, чувств, эмоций. На этом этапе формируется художественное сознание читателя: учащиеся пытаются найти ответы на вопросы: как мне удается исполнить роль? (для актеров) и что изменилось в моем понимании художественного произведения? (для зрителей). Возникает обмен впечатлениями, создание проблемной ситуации, мотивирующей вновь обращение школьников к тексту, сопоставительный анализ художественного текста и инсценированного эпизода.

- презентация подготовленного проекта

Выступление перед реальными зрителями (сверстниками, учителями и т.д.) Все, что было задумано, должно быть выявлено в действии (знание текста, смена декораций, музыкальное сопровождение)

Учитель должен заострить внимание учащихся на том, как важно сохранить авторский замысел, авторскую концепцию, атмосферу произведения.

Именно в театрализации возможна апробация школьниками накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Будучи однажды сыгранной, игра останется в памяти как некое творчество, как ценность.

Результативность показала установка на «вчувствование» и «вчитывние» в изучаемые произведения, что помогло соединению ценностных ориентаций автора с впечатлениями, переживаниями, раздумьями юных читателей. Это способствовало внутренней мотивации чтения и перечитывания текстов с целью становления подростка как человека и читателя.

Инсценирование и театрализация художественных текстов способствуют активации познавательной деятельности учащихся, а также повышают интерес детей к предмету. Так забытые когда-то приемы и методы воплощаются на новом витке методики преподавания литературы для более глубокого анализа художественного произведения

  1. Внеурочная деятельность по привлечению учащихся к чтению носит не только творческую, но и социокультурную направленность.
  1. В 5 классе в центре внимания оказывается эпический жанр сказки.

В календарно-тематическом планировании к учебнику-хрестоматии под редакцией В.Я. Коровиной, В.П.Журавлева, В.И. Коровина теме «Устное народное творчество» отводится 11 часов учебного времени, из которых 1 час занимает урок развития речи «Обучение сочинению по теме «Сказки». В своей педагогической практике на предпоследнем уроке изучения устных народных сказок я предлагаю школьникам придумать свою сказку, небольшую по объему, стилизованную под сказку фольклорную.

Изучение фольклорных сказок знакомит ребят с композицией (зачин, повторы, концовка), языковой манерой сказителя (постоянные эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы), с традицией в выборе героев и сюжета.

Способствующим фактором к заинтересованному чтению явилось использование в учебно-воспитательном процессе групповой или индивидуальной работы, в ходе которой учащиеся при опоре на классические образцы создавали собственные сказки, учитывающие специфику жанра. В самом начале работы над текстом учащиеся определяют, какой будет их сказка: волшебной, бытовой, сказкой о животных? Исходя из этого, они продумывают сюжет будущего сочинения, простраивают диалоги героев, определяют завязку, кульминационный момент, развязку сказки. Так, например, создавая волшебные сказки, школьники используют в сюжете чудодейственные предметы: кольцо, клубок, воду, платок, чудесный ящик и т.д. Героями сказок ребят становятся классические Иваны-царевичи, Кощеи бессмертные либо же появляются современные герои – Алиса, Матвей - которые так или иначе проходят ряд испытаний, прежде чем получить желаемое. Практически все пятиклассники используют в своих сказках счастливый финал, в котором добро торжествует над злом.

Уже готовые работы зачитываются учащимися на уроках литературы перед одноклассниками, после чего происходит обмен мнениями: понравилось ли вам услышанное? к какому виду относилась эта сказка? какие признаки вы увидели? Чему учит эта сказка?

По желанию школьников можно продолжить сочинение сказки ее инсценировкой.

Такой прием интерпретации произведения дает возможность школьникам выразить в создании собственного текста свои переживания, мироощущения, взгляды на жизнь, что актуализирует процесс их самопознания и ценностного самоопределения при изучении литературных источников в классе и свободном самостоятельном их перечитывании.

Взаимосвязь самостоятельного чтения в семье и развития читательского интереса школьника очевидна. В связи с этим мною проводится цикл классных часов для учащихся 5-6 классов и их родителей «Читающая семья» по следующим темам:

«Книги, которые читали мои родители»

«Книги, которые мы прочитали вместе»

«Книги, которые могут нас сплотить».

Снижения интереса детей к чтению, а в связи с этим фактом и снижение личностного роста школьников очевидны для неравнодушных родителей, готовых сотрудничать с школой. Данные темы были интересны родителям ребят, о чем свидетельствует их готовность откликнуться на подготовку задания к конкурсу, проводимом на классном часе. Родители (иногда присутствовали бабушки и дедушки) и дети распределялись по командам и участвовали в конкурсах, которые предлагал ведущий. В заданиях фигурировали произведения, которые читали когда-то в детстве родители, и современная литература, интересная детям. Впечатления от прочитанных ранее книг вызывали теплые эмоции у всех присутствующих.

В ходе проведения таких мероприятий становится очевидным, как книга способствует объединению поколений. Роль семьи в процессе актуализации чтения существенна, так как старшие поколения участвуют в формировании нравственно-эстетической направленности в выборе книг.

  1. Для развития у школьников интереса к чтению один раз в полугодие в образовательный процесс мною включается использование метода проектной деятельности.

В 7-9 классах учащиеся работают над проектом «Рождественские истории» и реализуют его в создании групповой книги. Ребята знакомятся с жанром рождественского рассказа в отечественной и зарубежной литературе. Уроки развития речи переплетаются с чтением художественного произведения. Учащиеся, читая книги (Ч.Диккенс «Рождественская песнь в прозе», «Сверчок на печи», Г.Х.Андерсен «Девочка со спичками», Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке», Н.С.Лесков «Христос в гостях у мужика», Л. Петрушевская «Мальчик Новый год», Д.Быков «Девочка со спичками дает прикурить»), создают при этом свою специфику сказки.

Школьники сравнивают рождественские рассказы 19 века в русской и зарубежной литературе с современными интерпретациями, выделяют особенности морально-нравственного аспекта, акцентируют внимание на истинных и ложных ценностях (готовности к самопожертвованию, милосердию, состраданию и т.д.).

Традиционный рождественский рассказ в зарубежной литературе имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведений оказываются в состоянии духовного или морального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Учащиеся отмечают, что в русской классической литературе писатели (Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков) подчас отказываются от волшебства, сохраняя темы детства, любви, прощения, социальная тематика усиливается. В современной литературе герои святочных историй своим неравнодушием сами совершают маленькое чудо, не дав случиться беде (герои рассказов Л.Петрушевской, Д.Быкова).

Ребята создают свои рождественские истории, перенося героев в современные реалии, сохраняя при этом элементы фантастики, социальную тематику. К каждой истории стараются придумать и воплотить на бумаге иллюстрации. Интересно наблюдать, меняются ли моральные акценты в прочитанных произведениях литературы и в текстах, созданных школьниками. В результате класс создает коллективную книгу «Рождественские истории». Работа проводится мною ежегодно в параллелях 7-9 классов во второй четверти.

Такая внеурочная деятельность простраивалась как читательское сотворчество ученика с писателем, при котором учитель являлся тактичным посредником между изучаемым произведением и учениками, способствующим их самостоятельным культурным коррекциям своих суждений о прочитанном. Дифференцированный подход опирался на их способности, склонности, интересы. Задания учащимся создавали установку на «вчувствование» и «вчитывание» в изучаемое произведение. Вычитывание из текстов оттенков, выражающих авторскую позицию, помогающих уяснению эстетического идеала писателя. Его ценностных ориентаций, которые впечатляли школьников, были поучительны для них, способствовали удовлетворению их собственных жизненных поисков в становлении себя как человека и читателя.

Эта форма деятельности похожа на урочную работу (создание киносценария в 7-9 классах), но перерастает в проект.

Кроме того, хорошие результаты в развитии читательского интереса школьников были получены в совместных проектах с библиотекой имени В.М.Шукшина. Так в 2018-2019 учебных годах школьники 9-х классов принимали участие в организации конкурса эссе « По прочтении В.М.Шукшина». Конкурс был приурочен к 90-летию со дня рождения писателя. Цель конкурса – повышение уровня знаний учащихся по отечественной литературе. Задачи: знакомство с творчеством писателя, формирование устойчивого интереса к чтению, изучению произведений русской литературы, способствование развитию социальной и гуманитарной активности молодого поколения. В библиотечном проекте участвовало 54 школьника. Было проведено пять встреч:

  1. Лекция «В.М.Шукшин – патриот родной земли». «Звучащая книга»: рассказ «Солнце, старик и девушка», «Самые первые воспоминания»
  2. Беседа «Все мы родом из детства». «Звучащая книга»: «Долгие зимние вечера», «Из детских лет Ивана Попова»
  3. Лирический монолог «Темой рассказов и фильмов остается деревня…» (Рассказы «Сельские жители», «Космос, нервная система и шмат сала», «Микроскоп»)
  4. Литературно-кинематографический альянс «Писатель, актер, режиссер» (киноповесть «Позови меня в даль светлую», «Калина красная»)
  5. Юбилейный портрет «В поисках воли» (Рассказ «Стенька Разин», фрагмент романа «Я пришел дать вам волю»)

Девятиклассники создавали авторские сочинения, в которых выражали собственные взгляды на личность и творчество В.М.Шукшина, освещали морально-нравственные аспекты, поднимаемые в творчестве писателя. По итогам жюри выявило победителя и лауреатов конкурса. Все работы учащихся были опубликованы на сайте «Централизованной библиотечной системы» с использованием кейс-технологий. Голосование проходило в открытом режиме, что привлекло внимание не только ровесников ребят, но и старшие поколения. Первое место в конкурсе эссе заняла ученица 9б класса Круглик Евгения.

Общая цель урочной и внеурочной деятельности – углубление анализа художественных произведений. Это дает возможность использовать ученикам свой читательский опыт в разных сферах: на уроках, на экзаменационных испытаниях, в сфере личностного роста.

Результативность

  1. Входная диагностика:
  1. 71% учащихся 5-6 классов отмечает интерес к чтению книг, в 7-9 классах наблюдается существенное снижение интереса к чтению до 46%
  2. учащиеся 5-6 классов предпочитают читать сказки, 7-9 классов – приключения, детективы. Фэнтези любят читать обе возрастные группы, но серьезная литература классической направленности не вызывает интерес у школьников
  3. среди прочитанных книг учащиеся называют Дж.Толкина «Властелин колец», С.Коллинз «Грегор и тайный знак», «Грегор и проклятие теплокровных», старшеклассники выделяют произведения Р.Бредбери
  4. читательская деятельность учащихся носит пассивный характер и направлена на видеообразы
  5. вне зависимости от возраста прочтение книги не вызывает обратной связи
  6. у 68% опрошенных есть домашняя библиотека, но обращаются к ней учащиеся крайне редко
  7. динамика развития коммуникативных УУД показала низкий уровень умения учащихся вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать их); пределах 3,5 баллов умение работать в группах, сотрудничать со сверстниками, связно выражать свои мысли
  8. динамика развития познавательных УУД выявила небольшие, на уровне 3,5 баллов показатели, выявляющие заинтересованность в получении новых знаний, активность на уроке, способность сопоставлять понятия по заданным критериям
  9. динамика развития коммуникативных и познавательных УУД показала низкие способности учащихся заниматься исследовательской деятельностью

  1. Диагностика после проведения мероприятия. Анализ творческих работ (создание сказок):

  1. учащимися усваивается жанровое своеобразие сказки, которое не меняется со временем
  2. выявляются изменения в системе образов героев и системе действий
  3. речевые особенности сказки сохраняются учащимися (зачин, повторы), но обновляются: имена героев, сюжет, фольклорные элементы изменяются, отражая современный язык
  4. учащиеся принимают ментальный опыт народа, сказочную мораль и пытаются передать их на новом содержании при создании собственных сказок

  1. Диагностика после проведения мероприятия. Анализ инсценирования (создание сценария) помогает проявить способности учащихся:
  1. понять и оценить характеры героев, выявить их действия и поступки, построение событийного ряда, прочувствовать временной пласт, атмосферу произведения, образы, авторский замысел
  2. ощутить связь разных видов искусства
  3. прочувствовать образы героев, их характеры через игру
  4. углубитьсяв восприятие художественного полотна через элементы театральных технологий (интонации, мизансцены, костюмы, декорации, музыкальное оформление)

Диагностика отсроченного результата показывает, что произведения, которые инсценировались на уроках или изучались на уроках внеклассного чтения, учащиеся активно включают при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Это свидетельствует об эффективности использования данных методик на уроках литературы по привлечению учащихся к чтению

  1. Внеурочная деятельность (проведение классных часов «Читающая семья», создание книги «Рождественские истории») привела учащихся к:

  1. расширению сферы читательского интереса (появляется интерес к новым жанрам: приключенческой литературе, фантастике, классическим произведениям)
  2. увеличению объема прочитанных книг
  3. осознанности в выборе книг

  1. Социокультурная деятельность:

  1. отмечается сближение интересов разных поколений (проявляется в уважении учащихся к старшим, вежливости, умении слушать другие мнения)
  2. совместное прочтение книг со старшим поколением приводит к тому, что связь поколений становится крепче

3. у учащихся появляется потребность в обсуждении прочитанных произведений

4. отмечается коррекция поведения учащихся: растет послушание школьников, прилежание, взаимопонимание (по оценке учителей разных предметов)

5. связь с библиотекой приводит к росту интереса учащихся к чтению

Выводы:

  1. Необходимо строить систему уроков внеклассного чтения на уроках литературы, которая позволит включить в учебные программы современные художественные произведения и создаст связи современной литературы с историей литературы
  2. Методы инсценирования и театрализации художественных произведений должны быть использованы на современных уроках литературы, поскольку способствуют развитию интереса учащихся 5-9 классов к чтению и воспитывают культурного и думающего читателя
  3. Приемы инсценирования и театрализации на уроках литературы способствуют более глубокому пониманию специфики жанра художественного произведения, образной системы и проблематики произведений, развитию навыков выразительного чтения, актерского мастерства, способности работы в коллективе. В результате происходит усиление восприятия, что приводит к осваиванию целостности художественного полотна
  4. Составление сценария и дальнейшая его инсценировка направлены на углубленный анализ художественного текста

Список использованной литературы

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1959
  2. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / под ред. О.Ю.Богдановой – М., 1984
  3. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы /Театр и образование. – М., 1992
  5. Интерпретация текстов искусства. Учебное пособие под ред. Е.Р.Ядровской. – СПб, Свое издательство, 2011
  6. Качурин М.Г. Два крыла, или литературный театр на уроке / Пути и формы анализа художественного произведения. – Владимир, 1991
  7. Маранцман В.Г. Театр и школа // Литература в школе. – 1991
  8. Маранцман В.Г. Интерпретация художественных произведений как технология общения – Образование и культура Северо-Запада России. СПб., 1998.
  9. Проблемы преподавания литературы в средней школе / под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М., 1985

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы оценивания урочной и внеурочной деятельности учащихся

ФГОСы второго поколения потребовали новых форм оценивания деятельности учащихся. Представлен материал новых форм оценивания: Т-таблица, оценочный и контрольный листы оценивания, лист наблюдения,...

Программа внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классе "Увлекательное чтение на английском"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программапо английскомуязыкудля учащихся  пятых  классов составленана основе«Внеурочнаядеятельность    школьников. Методический...

Эффективные практики организации внеурочной деятельности по подготовке учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ

Статья о способах организации занятий по внеурочной деятельности по подготовке учащихся 9-го класса к сдаче ОГЭ по французскому языку....

Формы контроля метапредметных результатов учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

Формы контроля метапредметных результатов учащихся в урочной и внеурочной деятельности. ...

Дипломная работа веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся

Данная работа раскрывает один из приемов проектной технологии в урочной и внеурочной  деятельности...

«Использование активных форм урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка».

Замечательный педагог нашего времени В.А. Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: дост...

«Развитие творческих качеств ребенка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности, как системообразующая составляющая воспитательного процесса в условиях ФГОС».

В соответствии с концепцией духовно-нравственного воспитания учащихся в школе создана и реализуется модель воспитательной системы рационально-познавательной ориентации, которая предполагает взаимодейс...