Технологическая карта современного урока на тему: "Произведения отечественных писателей 19-20 веков на тему детства.А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»."
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предлагаемая технологическая карта урока литературы по теме "Произведения отечественных писателей 19-20 веков на тему детства.А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» решает такие задачи:
Образовательные:
1)познакомить учащихся со стихотворением А.Т. Твардовского, посвящённым теме военного детства;
2)повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение
3)вызвать у ребят искренний интерес и восхищение качествами характера автора произведения и главного героя его баллады.
Развивающие:
1) создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация);
2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя.
Воспитательные:
1) воспитание нравственных качеств личности на примере положительных качеств характера автора произведения и главного героя его рассказа;
2) умение работать в группе, планировать работу;
3) воспитывать чувство гордости за свой народ, патриотизм.
Образовательные:
1)познакомить учащихся со стихотворением А.Т. Твардовского, посвящённым теме военного детства;
2)повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение
3)вызвать у ребят искренний интерес и восхищение качествами характера автора произведения и главного героя его баллады.
Развивающие:
1) создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация);
2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя.
Воспитательные:
1) воспитание нравственных качеств личности на примере положительных качеств характера автора произведения и главного героя его рассказа;
2) умение работать в группе, планировать работу;
3) воспитывать чувство гордости за свой народ, патриотизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok.docx | 41.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Волошинская СОШ
Технологическая карта урока литературы
5 класс
Тема: Произведения отечественных писателей 19-20 веков на тему детства. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».
Учитель: Тончинская Татьяна Васильевна
Сл. Волошино, 2023г.
Цель.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия
Содержательная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов
Задачи.
Образовательные:
1)познакомить учащихся со стихотворением А.Т. Твардовского, посвящённым теме военного детства;
2)повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение
3)вызвать у ребят искренний интерес и восхищение качествами характера автора произведения и главного героя его баллады.
Развивающие:
1) создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация);
2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя.
Воспитательные:
1) воспитание нравственных качеств личности на примере положительных качеств характера автора произведения и главного героя его рассказа;
2) умение работать в группе, планировать работу;
3) воспитывать чувство гордости за свой народ, патриотизм.
Планируемые результаты обучения учащихся
1) способствовать полноценному восприятию художественного произведения;
2) формировать систему читательских умений, уделив внимание умению видеть образ автора и авторскую позицию в произведении
Основные понятия: тема, идея произведения, художественно-изобразительные средства языка (эпитет, литота, гипербола, противопоставление, разговорная лексика), кольцевая композиция, баллада.
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство.
Ресурсы: учебник, методическое пособие, презентация, интернет- ресурсы.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Применяемые технологии: психологический метод (ориентируется на изучение психологии автора как творца и на исследовании восприятия художественного произведения читателем; метод противопоставления как один из эффективных методов формирования ключевых (или метапредметных)
компетенций.
Этапы урока | Деятельность учителя | Используемые методы, приемы, формы | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) учителя и обучающихся |
1. Организационный момент. Цель: включение в деятельность | Приветствие. Сегодня наш урок начнется с песни на слова Михаила Пляцковского, музыка Юрия Чиркова « Детство- это свет и радость» (звучит 1 куплет и припев). | Приветствие | Приветствие, заинтересованность началом урока | Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других | Полная готовность к уроку |
#1040;ктуализация изученного. Цель: актуализация знаний | Дети , понравилась ли вам песня? Согласны ли вы с тем, что « Детство- это свет и радость». А как вы поняли смысл припева? Какие ключевые слова вы бы выделили из этой (детство, мир). А что такое мир? Подберите слово, противоположное ему ( мир-война). Какие чувства вызывает у вас война? Какая она? Ключевые слова перед нами (на экране ДЕТСТВО, МИР, ВОЙНА) Подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Известно, что война затронула каждого. В Великой Отечественной войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других родителей и детство. Война заставила рано повзрослеть ваших сверстников (экран- фото детей на войне). Можно ли на фотографиях выделить детей, способных на героические поступки? Кто же они, маленькие герои? В этом поможет нам разобраться известный художник слова А. Т. Твардовский. | Слово учителя. Прием самоконтроля и определение самооценки. Прием создания проблемной ситуации, и ее решение Эвристическая беседа | Дети размышляют по поводу смысла песни и высказывают свое мнение. Дети частично формулируют тему урока «Дети на войне». Эмоционально воспринимают увиденное и услышанное Умение анализировать увиденное Участие в беседе, формулирование вывода. | Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; | Частичная формулировка темы урока. Готовность к определению целей урока. |
3. Мотивация к постановке целей (стадия осмысления) Цель: определение содержательных рамок урока | Вы не ослышались, дети, именно художник. Действительно, писателей и поэтов часто называют художниками слова, потому что они рисуют словами картины жизни, образы, явления природы. А. Твардовский рисовал словами картины о войне. О детях на войне. Один из таких шедевров слова – стихотворение «Рассказ танкиста». Итак, добавляем к цепочке ключевых слов ( детство, мир, война, дети на войне, дети- герои, А.Твардовский, стихотворение « Рассказ танкиста». Вместе формулируем тему, цели урока ( проекция экран) | Слово учителя, эвристическая беседа | Участие в эвристической беседе. Формулировка темы и целей урока Запись темы урока в тетрадь « А.Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста». Цели и задачи урока в понимании детей: Познакомиться со стихотворением Твардовского « Рассказ танкиста», которое посвящено теме военного детства, проанализировать его, выяснить, как относится к войне автор стихотворения и его герой. | .Познавательные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую. Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Формулировка темы и целей урока. |
4. Изучение нового материала. Добывание знаний в новой ситуации (стадия осмысления содержания) Цель: развитие читательских умений | Слово об авторе. Работа над статьей (раздаточный материал.) Обратимся к раздаточному материалу, прочитаем статью « Из жизни Твардовского». Хутор Загорье – родина великого русского поэта Александра Трифоновича Твардовского. Здесь почувствовал он биение жизни, усвоил ее первые уроки, написал свои первые стихи. …Живя в родном хуторе Загорье на Смоленщине, Твардовский становится селькором. В газете «Смоленская деревня» публикуются первые его стихотворения. Кружились белые березки, С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты. Поэт писал: Война – жесточе нету слова. С июня 1941 года Александр Твардовский начинает работу в редакции газеты Юго-Западного фронта "Красная Армия". Он пишет стихи, песни, заметки. С первых дней Великой Отечественной войны Твардовский находился среди бойцов, военным корреспондентом прошел трудными дорогами с запада на восток и обратно. И есть у поэта особая лирика — своеобразный дневник, запечатлевший суровое время и его героев. Маленьких героев. С одним из таких героев мы сегодня и познакомимся. Итак, каким вы представляете себе Твардовского? Перечислите его качества, эпитеты, которые характеризуют поэта. Подберите слово- существительное, которое включает в себя все перечисленные качества. Можно ли его назвать патриотом? Словарная работа ПАТРИОТ | Слово учителя. Прием определения психологического портрета автора Эвристическая беседа. Словарная работа. | Выразительное чтение статьи о Твардовском. Эмоциональный отклик. Составление логической цепочки от частного к общему. Действия (глаголы) – определения (прилагательные) – личность (существительное). Записывают слово ПАТРИОТ на доске, объясняют его лексическое значение. Вариант ответа. Любит родное село, детей, всю страну, участвует в войне за освобождение Родины, пишет стихи о войне и ее героях – мужественный, храбрый, преданный – патриот. Высказывают свое мнение по поводу значения слова. | Познавательные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; формируем умение извлекать информацию из учебной литературы, иллюстраций, текстов; формируем умение выявлять особенности текстов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно. Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу. Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. | Имеют представление о психологическом портрета автора.
Знают значение слова « патриот». |
Знакомство с текстом стихотворения. Анализ стихотворения. - Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение? -Какой момент войны изображен? Из каких строк это видно? -Кто вам больше понравился в этом произведении? - Какие качества мальчика раскрываются в стихотворении? Докажите словами из текста. | Чтение стихотворного текста. Эвристическая беседа. | Прослушивание текста. Эмоциональный отклик. | Знают содержание стихотворения. | ||
Проблемный вопрос: можно ли мальчика считать патриотом (проекция на экран) | Создание проблемной ситуации и ее решение, работа с текстом, игровой прием, словесное рисование, выразительное чтение, работа с произведениями изобразительного искусства, прием взаимоконтроля | Эмоционально воспринимают услышанное. Участвуют в беседе, работают с текстом. Запись проблемного вопроса на доске и в тетради. | Получена задача (проблемный вопрос). | ||
Самостоятельная работа Вспомним основные элементы анализа лирического стихотворения. -Найдите определение термина в учебнике Термины: тема, сюжет, идея, баллада, диалог, эпитет, метафора, лексический повтор, разговорная лексика, литота, гипербола, обращение. | Прием взаимопроверки. | Самостоятельная работа. Взаимопроверка в парах (вопрос- ответ). | Знают термины, над которыми придется работать по теме урока. | ||
Анализ стихотворения мы проведем, работая в группах. Задание для 1 группы: определение темы, основной мысли произведения. Задание для 2 группы: нахождение литературных приемов с целью характеристики образа главного героя.( эпитеты, литота, гипербола, повтор) и определение их роли. Задание для 3 группы: выразительное чтение диалога (использование в нем обращений и разговорных слов) | Объяснение целей групповой работы. Проекция на экран. | Выполнение самостоятельной работы (поиск информации в учебнике). Чтение диалога. Выяснение роли разговорных слов в диалоге. | Знают тему, основную мысль произведения. Знают СХВ, при помощи которых автор рисует образы героев. Имеют представление о кольцевой композиции стихотворения. | ||
Анализ групповой работы. Детям предлагается сделать вывод о роли в художественном тексте противопоставления, лексического повтора. Дается определение кольцевой композиции стихотворения (экран) | Оценивание. Прием противопоставления. Проекция на экран. «кольцевая композиция». | Проверка (экран) Термин- определение. Делают вывод о роли лексического повтора и противопоставления в тексте( литота, гипербола). | Знают, какую роль в тексте играют лексические повторы и прием противопоставления. Имеют представление о кольцевой композиции стихотворения. | ||
Работа над анализом характеров героев. Из чего складывается характеристика героя? Дифференцированные задания (выписать в тетрадь). « 4»- внешний вид героев, поступки. «5»- СХВ, раскрывающие поступки героев. Предполагается использование следующих тропов: эпитеты, сравнение, гипербола, литота, лексический повтор. Какие тропы противопоставлены друг другу? Как этот прием помогает раскрыть образ главного героя? | Объяснение целей дифференцированной работы. Проекция на экран. Проверка дифференцированных заданий (экран) | Озвучивают ответы. Делают вывод о роли СХВ для создания образа главного героя. Предполагаемые варианты ответов. 1 группа - внешний вид героев. Лет десяти-двенадцати. Бедовый… Я знаю, где их пушка. Я разведал… Стоит парнишка — мины, пули свищут, 2 группа - зачитывают тропы. Делают вывод о том, что тропы литота и гипербола противопоставлены. Делают вывод о роли противопоставления в стихотворении. Делают вывод о роли лексического повтора в тексте. | Имеют представление о внешности, поступках и характерах героев. | ||
#1060;изминутка. Цель: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения. | Чтобы быть здоровым, ловким, озорным, как наш герой, необходимо тоже заниматься спортом. Сейчас мы проведем физминутку и внесем капельку энергии в свой организм. Раз- подняться, потянуться. Два- согнуться, разомнуться. Три- в ладоши три хлопка Головою три кивка. На четыре - руки шире! Пять - руками помахать. Шесть - за парту тихо сесть. | Здоровьесберегающие технологии. | Выполнение физминутки. | Готовность к дальнейшей работе. | |
Работа над проблемным вопросом. Вопросы для беседы. -Какими чертами характера обладают мальчишки прифронтовых деревень и городов? -Какие черты характера выделяют главного героя? Можно ли нашего мальчишку назвать патриотом? Создадим логическую цепочку теперь от общего к частному. Вспомните начало нашего урока, песню о детстве. Слова о мире. Внес ли наш герой свой вклад в мир на земле, в окончание войны? -Как вы думаете, какие песни любил этот мальчишка? -Какие песни звучали у него в голове? (песни военные, патриотические). Прослушаем песню В.Лебедева- Кумача « Вставай страна огромная»- 1 куплет и припев -Подумайте, дополняют ли песни образ мальчишки. Словесное рисование образа главного героя с использованием изученных СХВ. | Постановка проблемного вопроса. Эвристическая беседа. Создание логической цепочки от общего к частному (личность, черты характера, действия). Воздействие на обучающихся. Использование межпредметных связей (музыка, искусство). Словесное рисование. Эвристическая беседа. | Участвуют в беседе. Делают вывод - обобщение по характеру главного героя. Создание логической цепочки от общего к частному (личность, черты характера, действия). Вариант ответа. Патриот - смелый , бедовый, трудолюбивый, отчаянный, бесстрашный- встречает солдат как дорогих гостей, приносит мыло, полотенце, угощенье, разведал, подползал, принес конкретную пользу, спас многие жизни своим поступком ( проецирование на экран). Прослушивание песни (1 куплет и припев) Представление словесного образа мальчика. Вариант ответа. 11- летний подросток, среднего роста, рыжий , конопатый, взъерощенный, рубашонка пузырем, не заправлена в штаны, босой, в кепке, в руках угощенье для солдат ( яблоки, сливы). Эмоциональный отклик детей. Делают вывод о том,что все виды искусства помогают раскрыть образ героя. | Имеют представление о главном герое как патриоте. Знают, что все виды искусства помогают раскрыть образ главного героя. | ||
Работа над композицией стихотворения. Перечитайте 1 и последнюю строфу стихотворения. Почему она повторяется? Вспомните, как называется такая композиция стихотворения. Почему по задумке автора танкист забыл спросить имя юного героя? О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут? Почему это стихотворение можно считать балладой? | Работа над эпизодом. Проблемный анализ стихотворения. Работа с теорией. | Чтение эпизода. Участвуют в беседе. Вариант ответа. Танкист чувствует вину перед мальчиком, чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг, защищая Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно. Таких мальчишек много. Безымянных героев. Вариант ответа . Случай, рассказанный танкистом, не единичный. Много детей помогало бойцам добывать победу. Мальчик неизвестный, безымянный герой, настоящий патриот. | Знают, почему это стихотворение можно считать балладой. | ||
Решение проблемного вопроса. Как автор относится к своему герою? Выберите подходящее , на ваш взгляд, высказывание ( цитаты даны из других произведений о войне). ( проекция на экран). …Ведь он мальчишка, но какой! Такими вот и мир спасен! … ( А.Гайдамак) …Наши мальчики головы подняди, повзрослели они до поры. .( Б. Окуджава) … Свой возраст недаром ругали, За то , что в солдаты не брали Мальчишек военной поры…( М. Пляцковский). Что объединяет автора и его героя? Чем они похожи? Общие черты характера? Какое общее слово характеризует и автора, и его героя? Стихотворение написано в 1942 году. Почти 80 лет назад. Нужны ли патриоты сейчас? Как они могут проявить любовь к Родине? Можно ли приносить пользу Родине в вашем возрасте? | Возвращение к проблемной ситуации и ее решение путем эвристической беседы. | Выбирают цитаты, отвечают на поставленный вопрос. Вариант ответа. Испытывает уважение, гордится мальчиком. Вариант ответа. Любовь к родине, внесли свой вклад в победу-смелые отважные -патриоты. Рассуждают над поставленными вопросами. Делают вывод. | Делают вывод, что и Твардовского и героя его стихотворения можно считать патриотами. | ||
6. Итог урока. Цель:зафиксировать содержание урока. | Вернемся к ключевым словам урока ( детство, мир, война, дети на войне, дети- герои, А.Твардовский, стихотворение « Рассказ танкиста». В конце урока мы добавим слово – патриоты.
Обобщите полученные сегодня знания, составив небольшой текст (5- 6 предложений) о том, что вы узнали сегодня на уроке. Можно ли поставить в один ряд слова дети- война? Это противопоставление. . Чтобы не было войны , нужны патриоты, такие , как Твардовский и его герой. | Обобщение и систематизация информации, полученной на уроке. Составление текста. | Составление текста. Вариант ответа. Твардовский- человек, который очень любит свою Родину. Он передает героям своих произведений такие качества, которые есть у него самого. Это сильные духом, рискованные, смелые люди. Они помогают на войне, чем могут. Таких героев много. И мы должны их помнить. | Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Могут обобщить все полученные на уроке сведения в виде связного текста. |
7 . Рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результата. Самооценка работы на уроке. | Приближается 9 мая. День Победы - праздник Победы над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 года. Нельзя забывать, какой ценой завоевано счастье, нужно стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым. Память о войне велит беречь и защищать мир. Голубь – символ мира. Прошу написать на них слова поддержки детям войны как прошедшей, так и настоящей. Зачитайте свои послания. Самооценка знаний детьми. Считаете ли вы себя патриотом? Смайлики в виде цвета Российского флага. Красный смайлик - однозначно. Синий - стараюсь соответствовать этому званию. Белый - думаю, мне еще стоит работать над собой в этом вопросе.. | Эмоциональное действие. Метод самооценки. | Создание посланий, Зачитывание их, прикрепление их на полотно - небо у доски плакат). Эмоциональное восприятие. Делают выводы о своей деятельности на уроке. Выбирают смайлик - результат работы на уроке. | Познавательные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Регулятивные УУД: формируем умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции. | Учатся сочувствовать «детям войны». |
8. Подведение итогов работы детей. | Выставление оценок и их комментарий. | Оценивание работы детей учителем. | Эмоциональное восприятие. | ||
9. Домашнее задание. | На выбор обучающихся: - рассказать о детях – героях войны Великой Отечественной: - составить рассказ на тему « Война 1941-1945 годов в памяти моей семьи». | Прием свободы выбора задания. | Выбирают себе задания | Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС. Урок в современной школе. Технологическая карта современного урока
Материал предназначе для учителей, работающих в условиях введения новых ФГОС....
Технологическая карта современного урока
Технологическая карта была мной разработана и создана по географии 8 класса по теме "Внутренние воды России" Она включает три урока, где подробно прописаны деятельность ученика и учителя на каждом эта...
Технологическая карта современного урока
В настоящее время существует достаточно большое количество примеров составления технологических карт . Предлагаю вам познакомиться с презентацией о том, как я вижу технологическую карту со...
Выступление на педсовете 2018 г. Технологическая карта современного урока
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо вести урок, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать у...
Технологическая карта современного урока русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение"
Работа представлена по гуманитарному направлению. Урок русского языка в 5 классе по теме "Сложное предложение" является результатом проектирования учебного занятия в соответствии с системно-...
Технологическая карта современного урока (шаблон)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СОВРЕМЕННОГО УРОКА...
Разработка урока по литературе. 5 класс. Тема " Произведения отечественных писателей XIX – XXI веков на тему детства: А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»."
Технологическая карта урока литературы. Тема урока "Произведения отечественных писателей 19-21 веков на тему детства: А.Т. Твардовский. Рассказ танкиста" 5 класс. Тип урока: урок открытия но...