Технологическая карта современного урока
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Технологическая карта была мной разработана и создана по географии 8 класса по теме "Внутренние воды России" Она включает три урока, где подробно прописаны деятельность ученика и учителя на каждом этапе уроке. Технологическая карта - это вариант самостоятельной работы учащихся с разными источниками информации, это вариант самообразование, самоконтроля и взаимного контроля. Технологическая карта включат различные варианты деятельности учащихся: от простых до сложных, т.к. задания являются разноуровневыми. Это создает деловую рабочую обстановку на уроке, тем самым обеспечивая высокую обучающую функцию урока. Технологическая карта удобна тем, что создает максимальное накопление оценок по теме. Это удобно и важно для учителя и ученика. Работы с неудовлетворительным результатом можно исправить в течение урока, заработав при этом хорошую оценку. Технологическая карта в современной школе при изучении курса географии - это деятельный подход к образованию по географии в рамках урока, т.к. позволяет не только усовершенствовать базовые ЗУН, но и расшить возможности любого учащегося, решившего взять дополнительно новое задание. Это продуктивные вариант деятельности при изучении географии на каждом этапе школьного образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологическая карта современного урока Подготовила Шадрунова Е.А., учитель географии ГБОУ Лицей № 504

Слайд 2

Одной из важных и удобных форм организации работы на уроках служат технологические карты. Цель технологической карты : Организовать деятельность ученика на уроке для самостоятельного получения знаний и для проверки усвоенных знаний. Необходимо: спланировать время учащихся, разбив урок на этапы с разными видами деятельности предоставить шкалу для оценивания. Преимущества технологической карты: создает стимул для работы на уроке, организует и предполагает конечный результат позволяет сочетать старые формы работы с новыми (ИКТ, атласы, различные источники информации) дает возможность получить несколько оценок за урок Технологическую карту желательно создавать на каждую тему, хотя бы на отдельные уроки темы. Это могут делать: учитель или ученики самостоятельно по образцу. В технологическую карту могут быть включены разные графы (исходя из темы урока) и разный объем заданий. Это зависит от уровня класса, его подготовки и организации

Слайд 3

Технологическая карта к урокам географии в 8-м классе. Предмет География Класс 8 Тема урока "Богатство внутренних вод России" (3 часа) Тип урока комбинированный Цель урока : 1) научить давать описание реки и ее хозяйственную характеристику ; 2) научить высчитывать падение и уклон рек; 3) показать значение озер, подземных вод и ледников; 4) объяснить явление вечной мерзлоты и сформировать о нем представление; 5) показать значение водных ресурсов России.

Слайд 4

Задачи урока Образовательные : формировать знания о водных ресурсах нашей; развивать умения объяснять существенные признаки понятия «реки»; совершенствовать навыки работы в группе, умение работать с учебником и различными источниками географической информации; развитие мышления в процессе обучения умениям анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и разрешать проблемы; Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся. Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к водным ресурсам России и планеты Земля, воспитание культуры общения.

Слайд 5

Планируемые результаты Предметные: Сформировать понятие «водные ресурсы России». Показать их структуру представить как составную часть Гидросферы Земли. Личностные: осознание ценности водных ресурсов России (самые-самые… и т.д.) Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Основные понятия: Все термины и понятия по теме (водные ресурсы, река и ее составные части, бассейн реки, уклон и др., Межпредметные связи: Биология, геология, экология, химия, информатика Ресурсы урока: Для учителя и учащихся учебник: Алексеев А.И. «География России» 8 кл., Дрофа,2001г., атлас «Природа России» 8 класс, тетрадь, ПК, проектор, презентация Формы урока : Фронтальная, групповая. Технологии: Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Слайд 6

Тема урока №1 "Реки". Проверяемые параметры (деятельность учителя) Проверяемые параметры (деятельность ученика) Шкала успешности Организационный момент Подготовка к уроку Подготовка к уроку + 1. Изучение нового материала Презентация «Внутренние воды России» 1.Записи в тетради 2.Работа со схемой «Составные части реки» 3.Работа с атласом (определение положения рек) + Умения 1.Проверка карты 2.Проверка П/Р 1.показывать реки России на карте; 2. давать описание рек по плану; 3. уметь высчитывать уклон и падение реки; 4. давать хозяйственную оценку рек, используя необходимые карты; 5. приводить примеры использования рек в жизни и хозяйственной деятельности людей; 6. объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах 2 балла 6 баллов 2 балла 3 балла 19 баллов 3 балла 3 балла

Слайд 7

Знания Проверка: 1.П/Р 2. Терминология (понятия) 3. Типы питание рек 4. Виды режима рек 1.все составные части рек 2. терминология (понятия) 3. питание рек 4. режим рек 2 балла 8 баллов 2 балла 2 балла Практическая работа « Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования» При необходимости оказывать помощь учащимся в выполнении П/Р (не подсказывать, а задавать наводящие вопросы, которые натолкнут на правильную мысль) 1.определить местонахождения реки на карте 2. проанализировать ее географические данные 3. дать оценку ее хозяйственного использования 1 балла 2 балла 3 балла

Слайд 8

Проблемная задача (вопрос)* Сформулировать в конце П/Р вопрос и ответ на него оценить отдельно 1.уметь прогнозировать результаты и их оценивать; 2.выдвигать гипотезы; 3.делать выводы на основе причинно-следственных связей ; 2балла 1 балл 4 балла контроль 1.тест (5 вопросов) 1.исправление собственных допущенных ошибок; 2.оценка себя по результатам деятельности (поставить отметку); 3.проверка темы у товарища (друг у друга); 4.составление плана своего ответа; 7. мини-проект (прогнозы, проблемы, гипотезы, управление ситуацией) 1 балл 1 балл 1 балл 3 балла

Слайд 9

Тема урока №2 «Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники». Проверяемые параметры (деятельность учителя) Проверяемые параметры (деятельность ученика) Шкала успешности Организационный момент Подготовка к уроку Подготовка к уроку (наличие учебника, атласа, тетради) Изучение нового материала Презентация к уроку, беседа по основным понятиям и терминам Умения Проверка карты и определение озерных котловин 1.показывать на карте озера и области распространения вечной мерзлоты; 2.приводить примеры использования поверхностных вод человеком; 3.приводить примеры негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние озер, болот, грунтовых вод, многолетней мерзлоты; 4.давать характеристику наиболее крупных озер страны. 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла

Слайд 10

Знания 1.Проверка терминологии и основных понятий по теме 2. Подбор вопросов на выявление причинно-следственных связей образования и значения природных и антропогенных объектов 1.основные понятия и термины; 2.типы озерных котловин и озера России, им соответствующие; 3.значения болот и основные районы их распространения; 4.причины образования болот, вечной мерзлоты и ледников. 3 балла 3 балла 2 балла 2 балла проблемная задача (вопрос)* Подбор и составление вопросов (задач) по данной теме Помощь при формулировании ответов 1.предлагать пути решения данной проблемы; 2.прогнозировать конечные результаты. 1 балл 2 балла* Контроль (групповая форма) 1.Составление тестовых вопросов, проблемных ситуаций по данной теме 1.составление и решение кроссвордов; 2.викторина; 3.иллюстрированный журнал (книжка-малышка) 1 балл 2 балла 2 балла

Слайд 11

Примеры проблемных задач и вопросов 1.Какие изменения произойдут с рекой Волгой и другими реками Восточно -Европейской равнины, если осушить озера Валдайской возвышенности? 2.Большинство рек Азиатской части России несут свои воды в Северный Ледовитый океан. Большую часть года они покрыты льдом, поэтому их использование ограничено. Но были проекты, которые предлагали варианты изменения направления их русла и течения. Возможно ли это? Каковы последствия такого вмешательства в жизнь рек? 3.Чем объяснить уменьшение продуктивности рек при сооружении водохранилищ и строительства ГЭС? Аргументируйте свой ответ. 4.Как изменится микроклимат отдельных районов России, если растают горные ледники? Объясните это на примере конкретной территории. 5.Известно,то в районе Москвы расположен обширный артезианский бассейн. Какую роль он выполняет для жителей самого крупного города России? Может ли закончится вода в бассейне? Предложите варианты решения возможной проблемы?

Слайд 12

Тема урока №3 «Человек и вода» Проверяемые параметры (деятельность учителя) Проверяемые параметры (деятельность ученика) Шкала успешности Организационный момент Подготовка к уроку Подготовка к уроку (наличие учебника. Атласа, тетради) умения Проверка карты Составление вопросов по теме 1.показывать на карте каналы и крупные водохранилища; 2.объяснять значение водохранилищ и каналов на реках; 3.давать оценку обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России, своего края 2 балла 3 балла 3 баллов знания Проверка терминологии и основных понятий по теме Составление вопросов по теме 1.основные понятия и термины; 2. объяснять причины неравномерного распространения водных ресурсов по территории страны 2 балла 2 балла

Слайд 13

практическая работа «Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий» Подобрать районы России для сравнения Подобрать районы России для характеристики и оценки Составить проблемные вопросы или задачи Помощь при формулировании ответов учеников 1. анализировать и выделять причины неравномерного обеспечения территорий водными ресурсами; 2.предлагать пути решения данной проблемы. 3 балла 4 балла 1 балл контроль Проверка П/Р Анализ деятельности совместно с учениками 1.умение обобщать и делать вывод 2.Работа над ошибками. 3. Корректирование своих результатов

Слайд 14

Итог Технологическая карта может быть использована в любом классе. Главное – это подборка таких форм работы и заданий, которые помогли бы учащимся заработать необходимые баллы и, следовательно, оценки. Технологическая карта удобна, понятна и продуктивна. Позволяет применять разноуровневые задания и использовать дифференцированный подход к каждому ученику на уроке. При таком планировании урока не может не быть результатов! Постоянное применение такой формы организации учебного процесса мобилизует учащихся на уроке, приучает к самостоятельности, ответственности, расширяет кругозор и способствует формированию самосознания, вырабатывает определенную систему ценностей урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта современного урока

В настоящее время существует достаточно большое количество примеров составления технологических карт . Предлагаю вам  познакомиться с презентацией о том, как я вижу технологическую карту  со...

Выступление на педсовете 2018 г. Технологическая карта современного урока

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо вести урок, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать у...

Технологическая карта современного урока русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение"

Работа представлена по гуманитарному направлению. Урок русского языка в 5 классе по теме "Сложное предложение" является результатом проектирования учебного занятия в соответствии с системно-...

Технологическая карта современного урока (шаблон)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СОВРЕМЕННОГО УРОКА...

Технологическая карта современного урока

Дан шаблон заполнения технологической карты урока по ФГОС...