Программа кружка по подготовке к олимпиадам
учебно-методический материал по литературе
Программа ппредназначена для подготовки детей к олимпиадам по русскому языку и литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_podgotovke_k_olimpiadam.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
кружка по подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе для обучающихся 5-9 классов
Цели программы:
1.подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе
2.развитие интереса к русскому языку как к предмету;
3.воспитание бережного отношения к слову;
4.воспитание уважения к русскому языку – языку русского народа.
Задачи:
1.углубление и расширение приобретённых на уроке знаний;
2.развитие лингвистического кругозора;
3.потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач
4.развитие творческих способностей учащихся. подготовить учеников к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
5.научить пользоваться справочной литературой и словарями;
Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.
В результате прохождения данного курса учащиеся должны:
- Уметь найти нужную литературу, уметь анализировать различные тексты, сопоставлять стихотворения, выполнять трудные задания по русскому языку и литературе.
Курс рассчитан на 35 часов, предназначен для обучающихся 5-9 классов.
Учебно-тематическое планирование кружка «Подготовка к олимпиадам»
№ | Наименование тем курса | Кол-во часов | Виды деятельности | Форма контроля | Примечания | ||
Из истории русского языка и литературы(3ч.) | |||||||
1 | История языка. Откуда есть пошла славянская письменность. Языки мира. Карта языков мира. Родственные связи языков. Генеалогическое древо индоевропейских языков: живые и мертвые языки. Классификация и происхождение славянских языков. | 1 | работа с источником информации: составление тезисов лекции | творческая работа «Прогулка по славянским местам» игра «Шифр» | |||
2 | Основные понятия теории литературы. | 1 | решение лингвистических задач | ||||
3 | Учёные-лингвисты. | 1 | проектная деятельность | презентация, буклет | |||
Культура речи (4ч.) | |||||||
4 | Тема. Проблема. Идея художественного произведения. | 1 | работа с текстами | практикум | |||
5 | Форма художественного произведения. Принципы построения сюжета. Конфликт. Композиция. | 1 | составление плана работа с клише | творческая работа. Примеры из художественных произведений. | |||
6 | Портрет. Приемы создания художественного образа человека. Система персонажей. Пространственно-временная организация произведения. | 1 | решение лексических задач | Тест. Примеры из художественных произведений. | |||
7 | Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. | 1 | решение грамматических, синтаксических задач | Тест. Примеры из художественных произведений. | |||
Морфология и орфография русского языка(2ч.) | |||||||
8 | Интерьер. Пейзаж. Художественные детали в произведении | 1 | морфологический тренинг | Тест. Примеры из художественных произведений. | |||
9-11 | Занимательные задачи по русскому языку по теме «Морфология» | 3 | морфологическая дуэль | словарный диктант | |||
Фонетика и орфография русского языка (1ч.) | |||||||
12 | Визитная карточка проекта. Фонетический разбор. | 1 | решение фонетических задач | Тест, заполнение таблицы | |||
Морфемика и словообразование русского языка (2ч.) | |||||||
13-14 | Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования. | 1 | тренировочные упражнения. | работа в группах | |||
Стилистика и культура речи (2ч.) | |||||||
15 | Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка. | 1 | тренировочные упражнения | самостоятельная работа: | |||
16 | Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы. Социолингвистика. | 1 | тренировочные упражнения | работа в группах нахождение информации по теме | |||
Литературоведение и работа с текстом(9ч.) | |||||||
17 | Тропы. Фигуры речи. Создание сочинения-миниатюры по определенной теме с использованием заданных тропов. | 1 | работа с текстом: выявление художественных средств языка, составление зачётных заданий, сочинение-миниатюра | Взаимозачёт, сочинение-миниатюра | |||
18 | Крылатые слова и выражения. | 1 | исследовательская работа | публичное выступление на заседании кружка | |||
19-20 | Комплексный анализ художественного текста. План. | 2 | составление тезисов лекции | работа по плану | |||
21 | Выполнение примерных олимпиадных заданий. | 1 | самооценивание и взаимооценивание работ учащихся | ||||
22 | Устное народное творчество. Лирика. Малые фольклорные формы. Пословицы и поговорки. | 1 | Творческие работы. Тестовые задания. Вопросы, требующие письменного ответа. Лингвистические задачи. Рекомендации по их выполнению | лекция с элементами беседы, выполнение олимпиадных заданий | |||
23 | Роды и виды художественной литературы. Жанры художественной литературы | 1 | Определение родов и видов литературы | Практическая работа. | |||
24 | Тема, проблема, идея художественного произведения | 1 | Чтение отрывков из рассказа И.Бунина «Солнечный удар» | Практическая работа | |||
25 | Пафос, конфликт, композиция художественного произведения | 1 | Анализ эпизодов из романа Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» | Практическая работа | |||
26 | Портрет. Приемы создания художественного образа человека. Система персонажей | 1 | Анализ эпизодов из романа Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» | Практическая работа | |||
27 | Пространственно-временная организация произведения. Интерьер. Пейзаж. | 1 | Анализ эпизодов из романа Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» | Практическая работа | |||
28 | Детали в художественном произведении. | 1 | Анализ эпизодов из повести А. Нанетти «Мой дедушка был вишней» | Практическая работа | |||
29 | Психологизм в изображении человека в различных видах литературного произведения | 1 | Анализ эпизодов из повести А. Нанетти «Мой дедушка был вишней» | Практическая работа | |||
30 | Письма А.С.Пушкина | Сопоставление стих-я «Я помню чудное мгновенье» с прозаическими письмами А.С.Пушкина | Практическая работа | ||||
31 | Особый строй стиха – верлибр. Различные типы строф | Анализ стихотворений | Практическая работа | ||||
32 | Сопоставительный анализ. Анализ типологически сходных эпизодов в различных произведениях. | Сопоставительный анализ | Практическая работа Анализ текста | ||||
33 | Подготовка к сочинению-рассуждению. Композиция сочинения или как начать и завершить сочинение | Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений. Уровень владения теоретико-литературными понятиями | Практическая работа. Презентация. | ||||
34 | Сочинение- рассуждению на литературную тему. | Написание сочинения по плану. | Практическая работа. Презентация. | ||||
35 | Различные виды ошибок: грамматические, речевые, фактические | Нахождение и исправление ошибок | Практическая работа. Презентация. |
Литература для учителя.
М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.
С.И.Львова Уроки словесности 5-9 классы. – Москва: Издательский дом “Дрофа”, 1997.
Литература для учащихся.
Русский язык Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова. - М.: Дрофа, 2000.
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М. «Просвещение», 1995г.
Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М. «Просвещение», 2005г.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М. «Просвещение», 1976г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка Обществознание (подготовка к ЕГЭ) 10-11 классы.
Пояснительная записка. Направленность программы: Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировани...
Программа кружка по подготовке к ЕГЭ (Физика)
Программа кружка по подготовке к ЕГЭ (Физика)...
Авторская программа кружка «Юный Олимпиец» по подготовке к олимпиаде по предмету «Физическая культура»
Данная программа рассмотрена и одобрена на заседании ученого совета Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма. Рецензия на авторскую программу Л.Ю. Котковой и Г.З. Кулаковой, подписана...
Программа кружка "Росток" (подготовка к школе)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы кружка "Подготовка детей к школе" (Автор: Алла Повалишникова, педагог дополнительного образования, МОУ ДОД ДЮЦ "Клуб" г. Владимира )Цель прог...
Рабочая программа кружка по подготовке к ОГЭ
Рабочая программа кружка по подготовке к ОГЭ...
Рабочая программа математического кружка "Подготовка к олимпиадам. 7 класс."
Рабочая программа математического кружка "Подготовка к олимпиадам. 7 класс." включает разделы "Пояснительная записка", "Методы работы с учащимися", "Формы организации занятий", "Содержание прогр...
Программа кружка по географии для 7 класса "Подготовка к олимпиадам по географии"
Программа разработана для учащихся 7 класса с целью подготовки их к олимпиаде по географии....