План ответа на проблемный вопрос по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
методическая разработка по литературе (8 класс)
Данный материал может помочь учащимся при написании развёрнутого ответа по произведению Пушкина "Капитанская дочка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План ответа на проблемный вопрос по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка" | 13.68 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Что повлияло на формирование характера Петра Гринёва?
1. Детство Петра Гринёва в родительском доме. Нравственное влияние отца.
2. Первые шаги в самостоятельной жизни: ошибки молодости.
3. Влияние на Гринёва семьи капитана Миронова.
4. Общение со Швабриным: первые нравственные оценки.
5. Гринёв и Пугачёв: проблемы чести, долга и нравственного выбора.
6. Гринёв и Савельич: проблемы народной нравственности.
7. Любовь как стимул к самосовершенствованию.
8. Способность Гринёва к преодолению обстоятельств жизни.
9. Высокие нравственные качества и внутренняя свобода Гринёва как отличительные черты его характера.
2. Почему Машу Миронову можно считать нравственным идеалом Пушкина?
1. Воспитание Маши Мироновой: влияние семьи.
2. Внешность Маши как отражение её внутренней сущности.
3. Отношение юной Маши к военным действиям.
4. Цельность характера и нравственная чистота героини:
— отказ выйти замуж за Швабрина;
— уход за раненым Гринёвым;
— невозможность выйти замуж за Гринёва без согласия его родителей;
— нравственная стойкость героини в плену у Швабрина;
— твёрдость духа и безропотное принятие ударов судьбы.
5. Любовь и самопожертвование как нравственный принцип героини.
6. Развитие способностей героини к принятию важных решений (отъезд в семью Гринёвых, посещение императрицы).
7. Чувство собственного достоинства, скромность, честность, самоотверженность, верность семейным ценностям как главные черты Маши Мироновой.
8. Маша как обладательница вечных нравственных ценностей, пушкинский идеал женщины.
3. Какова авторская позиция в оценке Пугачёва и народного восстания?
1. Противоречивость личности Пугачёва.
2. Авторская оценка положительных черт личности героя:
— глаза Пугачёва как отражение его незаурядной личности;
— народные истоки речи Пугачёва;
— способность Пугачёва помнить добро, платить добром за добро;
— сочувствие обиженным и обездоленным (сиротство Маши);
— понимание Пугачёвым безнравственности собственных поступков.
3. Авторская оценка отрицательных черт личности Пугачёва:
— осуждение героя за отсутствие у него чувства долга, чести и ответственности;
— авторская ирония по отношению к желанию «поцарствовать» (выдать себя за царя, одеться по-царски, «позолотить» свой «дворец»);
— критика рабской психологии Пугачёва, его внутренней несвободы (неумение воспротивиться разгулу низменных черт участников восстания);
— отрицание бессмысленной жестокости героя.
4. Безоговорочное отрицание автором кровавой крестьянской войны («русский бунт, бессмысленный и беспощадный»).
5. Призыв к будущему единству нации на основе человечности, народной нравственности, уважения к личности других людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что ответить ребёнку на вопрос: зачем нужен лес?
Очень часто дети задают вопрос родителям: для чего же нужен лес? В этой ситуации нужно помочь детям поразмышлять.Лес важен для жизни на планете. Лес - отличное устройство для образования кислорода, ко...
КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС
первые пятнадцать вопросов. ...
Ответы к эвристическим вопросам по "Слову о полку Игореве"
Представлен вариант заданий по "Слову" с примерными ответами....
Ответы на экзаменационные вопросы по литературе
Ответы на билеты по литератур 9 класс...
Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос «Какие «чувства добрые» пробуждает А.С. Пушкин своими стихами?»
Материал для учащихся (план письменного высказывания)....
Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: "Письменный ответ на проблемный вопрос «Чем современна литература18 века» (на примере 2—3 произведений)"
Презентация поможет ученикам 9 класса подготовиться к написанию контрольного сочинения по литературе 18 века....
Материалы учебного пособия для студентов филологических факультетов вузов, ссузов, учащихся общеобразовательных учреждений. Методика проблемного обучения. Фрагмент урока. Проблемные вопросы. Урок 1. Лингвистический анализ текста. Вводный курс. 10А. 03.09.
По теме эвфемизации, языкового процесса, описанного в методических рекомендациях «Уроки эвфемизации в школе» (2020) публикую также практическую часть «Материалов учебного пособи...