Урок «Связь содержания и формы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
план-конспект занятия по литературе (10 класс)
Аннотация: урок-семинар подытоживает работу по изучению поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» на конкретных примерах устного народного творчества и эпизодах поэмы с помощью сопоставительного анализа, проводимого учащимися самостоятельно; показывает неразрывную связь русской классической литературы и народной поэзии.
Ключевые слова: авторская лаборатория, народность, поэма- эпопея, реализм, связь формы и содержания, сопоставительный анализ, фольклор.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок «Связь содержания и формы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Аннотация: урок-семинар подытоживает работу по изучению поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» на конкретных примерах устного народного творчества и эпизодах поэмы с помощью сопоставительного анализа, проводимого учащимися самостоятельно; показывает неразрывную связь русской классической литературы и народной поэзии.
Ключевые слова: авторская лаборатория, народность, поэма- эпопея, реализм, связь формы и содержания, сопоставительный анализ, фольклор.
Цель урока:
- Проанализировать содержание поэмы с точки зрения его органической связи с формой произведения. На этой основе показать замысел поэта: раскрыть содержание поэмы сознанию простого человека, всему народу. Доказать принадлежность творчества Некрасова благородной пушкинской традиции: «…и долго буду тем любезен я народу, … что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал»;
- Развивать навык анализа стихотворного эпического произведения, учить формулировать идею, отталкиваясь не только от содержания, но и от формы, выявлять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии авторского замысла;
- Погружаясь в тайны творчества, в авторскую лабораторию, воспитывать любовь к родной литературе, родному языку, к демократическим традициям русского искусства.
Ход урока:
- Организационный момент.
1 этап.
Словарная работа. Тема, идея, «натуральная школа», реализм, эпопея, композиция, народность, фольклор.
Задание: учащимся дается определение, нужно сопоставить его с правильным понятием.
2 этап. Теоретическая разминка.
Задания:
А) расставь главы поэмы «по Чуковскому»: Пролог, Крестьянка, Последыш, Пир на весь мир.
Б) кто из героев пройдет этот путь?
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
(Павлуша Веретенников, Ермил Гирин, Яким Нагой, Гриша Добросклонов)
В) Кто главный герой поэмы: русский народ, Матрена Тимофеевна, семь мужиков, Гриша Добросклонов?
Г) назовите героя поэмы, заступившегося за мужиков перед Веретенниковым:
Жалеть – жалей умеючи,
На мерочку господскую
Крестьянина не мерь.
Д) «Порвалась цепь великая… одним концом по барину, другим по мужику». О чем говорит эта метафора?
Е) найдите неверное утверждение:
А) «Крестьянка» - единственная глава, написанная от первого лица;
Б) «Крестьянка» -единственная глава, построенная на народно – поэтических мотивах;
В) образ Матрены Тимофеевны создан так, что она побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина;
Г) Матрена Тимофеевна – губернаторша, но человек из трудовой среды.
3 этап. Основная часть урока.
Класс заранее делится на группы. Группы получают задания. На подготовку – 15 минут, затем – выступления.
Слово учителя: сегодня мы убедимся,
- что художественное произведение живет по своим строгим законам единства содержания и формы;
- что форма произведения (жанр, композиция, язык) напрямую зависит от того читателя, кому предназначал автор свое детище;
- что нельзя без проникновения в законы построения произведения по-настоящему понять идею поэмы.
Задания для групп.
1-я группа.
Задание: сравните фрагменты: народную былину о Святогоре и тяге земной и монолог Савелия из главки «Савелий, богатырь святорусский». Найдите сходства образов. Обоснуйте, зачем поэту нужно было это сравнение.
Фрагмент былины «Святогор и тяга земная»
Поехал Святогор путём-дорогою широкою,
И во пути встретился ему прохожий.
Припустил богатырь своего добра коня
К тому прохожему,
Никак не может догнать его:
Поедет во всю рысь - прохожий идёт впереди;
Ступою едет - прохожий идёт впереди.
Проговорит богатырь таковы слова:
"Ай же ты, прохожий человек,
Приостановись не сомножечко,
Не могу тебя догнать на добром коне".
Приостановился прохожий,
Снимал с плеч сумочку
И кладывал сумочку на сыру землю.
Говорит Святогор-богатырь:
"Что у тебя в сумочке?"
"А вот поднеми с земли, так увидишь".
Сошёл Святогор с добра коня,
Захватил сумочку рукою,
Не мог и пошевелить;
Стал здымать обема рукамы,
Только дух под сумочку мог подпустить,
А сам по колена в землю увяз.
Говорит богатырь таковы слова:
"Что это у тебя в сумочку накладано?
Силы мне не занимать стать,
А я и здынуть сумочку не могу". -
"В сумочке у меня тяга земная". -
"Да кто ж ты есть, и как тебя именем зовут,
Звеличают как по изотчины?" -
"Я есть Микулушка Селянинович". -
Фрагмент монолога Савелия:
— А потому терпели мы,
Что мы — богатыри.
В том богатырство русское.
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик — не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою — а богатырь!
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина... леса дремучие
Прошли по ней — сломалися.
А грудь? Илья-пророк
По ней гремит — катается
На колеснице огненной...
Всё терпит богатырь!
И гнется, да не ломится,
Не ломится, не валится..
.Ужли не богатырь? —…
— Не знаю я, Матренушка.
Покамест тягу страшную
Поднять-то поднял он,
Да в землю сам ушел по грудь
С натуги! По лицу его
Не слезы — кровь течет!
Не знаю, не придумаю,
Что будет? Богу ведомо!
А про себя скажу:
Как выли вьюги зимние,
Как ныли кости старые,
Лежал я на печи;
Полеживал, подумывал:
Куда ты, сила, делася?
На что ты пригодилася?
—Под розгами, под палками
По мелочам ушла! —…
План ответа, составленный учащимися:
- С кем Некрасов сравнивает Савелия? Почему?
- Какие детали былины и поэмы перекликаются?
- Какую роль играет гипербола в создании образа Савелия?
- Какие ИВС в поэме характерны для народной поэзии (устойчивые эпитеты, инверсия, уменьшительно-ласкательные словоформы)?
2-я группа.
Задание: сравните две лирические песни, народную и отрывок из главы «Крестьянка». Найдите сходства и обоснуйте выбор автора.
Народная песня «Спится мне, младой, дремится…»
Спится мне, младой, дремится,
Клонит, клонит головушку
Во подушку спать.
Свекор идет
По новы̀м сеням,
И стучит и гручит,
И кропочется:
„Курвица ты, невестница,
Сонливая, гремливая,
Неурядливая“!
Спится мне младой, дремится,
Клонит, клонит головушку
В подушку спать.
Свекровь идет
По новым сеням,
И стучит и гручит
И кропочется:
„Курвица ты, невестница,
Сонливая, гремливая,
Неурядливая“!
Спится мне, младой, дремится,
Клонит, клонит головушку
Во подушку спать.
Батюшка идет
По новым сеням
Тихохонько, смирнехонько,
Рахманешенько:
„Дитятко ль мое милое,
Занужѐно, загаяно
Во чужих людях!“
Спится мне, младой, дремится,
Клонит, клонит головушку
Во подушку спать.
Матушка идет... (и проч.)
Спится мне, младой, дремится,
Клонит, клонит головушку
В подушку спать.
Фрагмент рассказа Матрены Тимофеевны
Идет родная матушка,
Не будит — пуще кутает:
«Спи, милая, касатушка,
Спи, силу запасай!
В чужой семье — недолог сон!
Уложат спать позднехонько!
Придут будить до солнышка,
Лукошко припасут,
На донце бросят корочку:
Сгложи ее — да полное
Лукошко набери!..»
У суда стоять —Ломит ноженьки,
Под венцом стоять —
Голова болит,
Голова болит,
Вспоминается
Песня старая,
Песня грозная.
На широкий двор
Гости въехали,
Молоду жену
Муж домой привез,
А роденька-то
Как набросится!
Деверек ее —Расточихою,
А золовушка —Щеголихою,
Свекор-батюшка —
Тот медведицей,
А свекровушка —Людоедицей,
Кто неряхою,Кто непряхою...
План ответа учащихся:
- Какой мотив в содержании двух песен объединяет их? Какова судьба женщины в чужой семье?
- Как традиционные средства художественной выразительности народной поэзии – уменьшительно- ласкательные суффиксы, анафора, эпитет, градация, -помогают понять образ Матрены Тимофеевны?
3-я группа
Задание: сравните народную солдатскую песню и «Солдатскую» из главы «Пир –на весь мир».
Что победные головушки солдатские,
Они на бой и на приступ — люди первые,
А к жалованью — люди последние.
Как со вечера солдатам поход сказан был,
Со полуночи солдаты ружья чистили,
Ко белу свету солдаты на приступ пошли.
Что не грозная туча подымалася,
Что не черные облака сходилися -
Что подымался выше облак черный дым,
Загремела тут стрельба ружейная;
Что не камушки с крутых плеч покатилися –
Покатились с плеч головушки солдатские;
Что не алое сукно в поле заалелось –
Заалелася тут кровь солдатская;
Что не белые лебедушки воскликнули –
Так воскликнут молоды жены солдатские.
Солдатская
Тошенъ свѣтъ,
Правды нѣтъ,
Жизнь тошна,
Боль сильна.
Пули немецкіе,
Пули турецкія,
Пули французскія,
Палочки русскія!
Тошенъ свѣтъ,
Хлѣба нѣтъ,
Крова нѣтъ.
Смерти нѣтъ.
Ну-тка, съ редута-то съ перваго номеру,
Ну-тка, съ Георгіемъ — по міру, по міру!
У богатаго,
У богатины,
Чуть не подняли
На рогатину.
Вѣсь въ гвоздяхъ заборъ
Ощетинился,
А хозяинъ, воръ,
Оскотинился.
Нѣтъ у бѣднаго
Гроша мѣднаго:
Не взыщи, солдатъ!»
— «И не надо, братъ!»
Тошенъ свѣтъ,
Хлѣба нѣтъ,
Крова нѣтъ,
Смерти нѣтъ.
Только трехъ Матренъ
Да Луку съ Петромъ
Помяну добромъ.
У Луки съ Петромъ
Табачку нюхнемъ,
А у трехъ Матренъ
Провіантъ найдемъ.
У первой Матрены
Груздочки ядрены.
Матрена вторая
Несетъ каравая,
У третьей водицы попью изъ ковша:
Вода ключевая, а мѣра — душа!
Тошенъ свѣтъ,
Правды нѣтъ,
Жизнь тошна,
Боль сильна.
План ответа, составленный учащимися.
- Какие черты солдатской жизни рисуют обе песни?
- В чем смысл сравнений в народной песне?
- Этап
Используя полученные ответы групп, учитель просит детей ответить на итоговые вопросы (домашнее задание):
-Какие жанры фольклора использует автор в поэме?
-какие цели при этом ставит: сюжетный ход, характеристика героя (доказать примерами)?
- какова роль типичных для фольклора ИВС – гипербола, параллелизм, олицетворение, анафора, повтор?
- почему в поэме Некрасов постоянно прибегает к фольклорному началу нашей литературы?
5 этап: выставление оценок
Прим: «Собрание народных песен П.В.Киреевского», записи П.И.Якушкина, Л, «Наука», 1986
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе...
Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")
Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....
"Истинная сила искусства" (Традиции народной поэзии в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") Урок литературы в 10 классе
Тема урока актуальна для нашего времени. Основная задача - показать, что поэма "Кому на Руси жить хорошо" - оригинальное, высокохудожественное произведение, образец единства формы и содержания, что он...
Презентация к уроку по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
В презентации представлен материал о значении слова "счастье"....
Урок-лекция История создания поэмы-эпопеи Н.Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Урок-лекция "История создания поэмы-эпопеи Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»
Цели: Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»; создать необходимый э...