Презентация к уроку по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме
Данная презентация может быть использована и как на уроке знакомства с произведением, так и при повторении материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных , Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень – Заплатова , Дырявина , Разутова , Знобишина , Горелова, Неелова, Неурожайка тож , Сошлися – и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси?
Уж день клонился к вечеру, Идут путем-дорогою, Навстречу едет поп. Крестьяне сняли шапочки, Низенько поклонилися , Повыстроились в ряд… Ты дай нам слово верное На нашу речь мужицкую Без смеху и без хитрости, По совести, по разуму, По правде отвечать… Скажи ты нам по-божески: Сладка ли жизнь поповская? Ты как – вольготно, счастливо Живешь, честной отец?
Пришли на площадь странники: Товару много всякого, И видимо-невидимо Народу! Не потеха ли? Кажись, нет ходу крестного, А словно пред иконами Без шапок мужики. Такая уж сторонушка, Гляди, куда деваются Крестьянские шлыки: Помимо складу винного, Харчевни, ресторации, Десятка штофных лавочек, Трех постоялых двориков Да «ренскового погреба» Да пары кабаков…
Не ветры веют буйные, Не мать-земля колышется – Шумит, поет, ругается, Качается, валяется, Дерется и целуется У праздника народ!
В толпе горластой, праздничной Похаживали страннички , Прокликивали клич: «Эй! Нет ли где счастливого? Явись! Коли окажется, Что счастливо живешь, У нас ведро готовое: Пей даром, сколько вздумаешь – На славу угостим!..» …Когда вернулись странники Под липу, клич прокликавши , Их обступил народ… Оборванные нищие, Прослышав запах пенного, И те пришли доказывать, Как счастливы они…
Соседнего помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева Та троечка везла… - «Кто ж вы? Чего вам надобно?» - «…Скажи ж ты нам по-божески, Сладка ли жизнь помещичья? Ты как – вольготно, счастливо, Помещичек , живешь?»… ...«Так вот, друзья, - и жили мы, Как у Христа за пазухой, И знали мы почет. …Ни в ком противоречия, Кого хочу – помилую, Кого хочу – казню. Закон – мое желание! Кулак – моя полиция!»
Шли долго ли, коротко ли, Шли близко ли, далёко ли, Вот, наконец, и Клин. Селенье незавидное: Что ни изба – с подпоркою, Как нищий с костылем; А с крыш солома скормлена Скоту. Стоят, как остовы, Убогие дома. Ненастной, поздней осенью Так смотрят гнезда галочьи, Когда галчата вылетят И ветер придорожные Березы обнажит…
Матрена Тимофеевна, Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми . Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. - «Освободи нас, выручи! Молва идет всесветная, Что ты вольготно, счастливо Живешь… Скажи по-божески, В чем счастие твое?» Не то, чтоб удивилася Матрена Тимофеевна, А как-то закручинилась, Задумалась она…
Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, Непьющая семья. За батюшкой, за матушкой, Как у Христа за пазухой, Жила я, молодцы… Да как я их не бегала, А выискался суженой, На горе – чужанин! Филип Корчагин – питерщик , По мастерству печник… Семья была большущая, Сварливая… попала я С девичьей холи в ад!... Осталась я с золовками, Со свекром, со свекровушкой. Любить-голубить некому, А есть кому журить!
Как восемь лет исполнилось Сыночку моему, В подпаски свекор сдал его. Однажды жду Федотушку … Гляжу, Федота бледного Силантий держит за ухо. Что держишь ты его? «Посечь хотим маненечко …» …Помещик возвращается С охоты. Я к нему: Не выдай! Будь заступником! «В чем дело?» Кликнул старосту И мигом порешил: «Подпаска малолетнего По младости, по глупости Простить…а бабу дерзкую Примерно наказать!»
Ударили к заутрене, Как в город я вошла. Ищу соборной площади, Я знала: губернаторский Дворец на площади. Темна, пуста площадочка , Перед дворцом начальника Шагает часовой… Пошла, да двери заперты, Присела я, задумалась, Уж начало светать. Пришел фонарщик с лестницей, Два тусклые фонарика На площади задул.
Из всей семейки мужниной Один Савелий, дедушка, Родитель свекра-батюшки, Жалел меня… С большущей сивой гривою, Чай двадцать лет не стриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал… Сначала все боялась я, Как в низенькую горенку Входил он, ну, распрямится? Пробьет дыру медведище В светелке головой! Да распрямиться дедушка Не мог: ему уж стукнуло, По сказкам, сто годов.
Вот раз и говорю: За что тебя, Савельюшка , Зовут клейменым, каторжным? Я каторжником был. - Ты, дедушка? - Я, внученька! Я в землю немца Фогеля Христьяна Христианыча Живого закопал… И полно! Шутишь, дедушка! Нет, не шучу. Послушай-ка! И все мне рассказал.
По низменному берегу На Волге травы рослые, Веселая косьба… В один стожище матерой, Сегодня только смётанный, Помещик пальцем ткнул, Нашел, что сено мокрое, Вспылил: «Добро господское Гноить? Я вас, мошенников, Самих сгною на барщине! Пересушить сейчас!..»
В конце села Вахлачина , Где житель – пахарь исстари И частью – смолокур, Под старой-старой ивою, Свидетельницей скромною Всей жизни вахлаков, Где праздники справляются, Где днем секут, а вечером Целуются, милуются, - Шел пир, великий пир!
Немало Русь уж выслала Сынов своих, отмеченных Печатью дара божьего, На честные пути. Как ни темна вахлачина , Как ни забита барщиной И рабством – и она, Благословясь, поставила В Григорье Добросклонове Такого посланца. Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.
В работе использованы иллюстрации художника Н. Воробьева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-зачет по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
Урок-зачет по поэме Н.А.Некрасова разработан на основе технологии творческого развивающего обучения для учащихся 10-х классов.Учених должен уметь анализировать, воспринимать, сравнивать и творчески во...
Презентация к уроку "Мы входим в мир некрасовской поэмы "Кому на Руси жить хорошо"
Презентация предоставляет возможность включения зрительной памяти учащихся, способствует лучшему усвоению материала....
Презентация к уроку по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
В презентации представлен материал о значении слова "счастье"....
Разработка урока: «Исповедальность образа Матрены Тимофеевны» ( « Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов).
Урок разработан для реализации следующих задач: ...
презентация к уроку в 10 классе Некрасов "Кому на Руси жить хорошо"
подробая информация о создании поэмы "Кому на Руси жить хорошо" с анализом отдельных глав и образов...
Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»
Цели: Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»; создать необходимый э...
Урок по истории XIX века "Кому на Руси жить хорошо"
Урок по истории 19 века , Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права....