Формирование интереса к чтению у школьников. Из опыта работы.
статья по литературе

Петунина Татьяна Михайловна

Проблема приобщения к чтению школьников актуальна как никогда. Одним из методов повышения интереса к книге является литературная игра.  В статье  несколько вариантов интерактивных игр, которые можно использовать на уроках литературы на разных этапах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_interesa_k_chteniyu_u_shkolnikov.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование интереса к чтению у школьников

 Книги в жизни школьников не играют уже такой роли, как это было несколько лет назад.  Чаще всего в качестве источника информации вместо книг ученики в современном мире используют персональный компьютер, телефон. Но всем  известно, что знания, воображение, логика мысли и любовь к родному языку, умение  образно рассуждать воспитываются чтением. Умению читать  надо упорно учиться.

Навык чтения закладывается еще в начальной школе. Важно, чтобы душа ребенка откликалась на художественное произведение.

Проблема приобщения детей к чтению уже несколько лет остается наиболее важной. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как  кризис читательской культуры, когда страна подошла к " критическому пределу пренебрежения чтением". 
Снижение интереса к чтению -  опасность  для любого общества, т.к. от читательской культуры, в конечном итоге, зависит экономика, политика, национальная безопасность  страны. 
Приобщение ребенка к чтению необходимо начинать в  детстве силами родителей. С приходом ребенка в школу  нужно начинать вести систематическую работу по привитию ученикам любви к книге.  

Одним из методов повышения интереса к книге является метод  литературной игры. Он реализуется на основе игровой деятельности, помогает определять жанровые особенности произведения, видеть компоненты произведения, воспроизводить в своем воображении прочитаное, понимать авторский замысел и определять свою позицию и др.

Овладение читательскими интересами осуществляется благодаря различным видам литературных игр: а) викторины,  шарады, кроссворды, ребусы; б) игры на усвоение понятий; игры для расширения читательского кругозора; обогащения читательского опыта; в) игры на первичное восприятие произведения; игры на углубленное восприятие художественного произведения; г) репродуктивные, познавательно - поисковые, творчески - деятельностные; д) предложенные учителем и созданные самими учащимися. Литературной игры можно  применить на любом этапе  урока

Приведу примеры  таких игр.

"Что ответил писатель?"

Ведущий сообщает учащимся какой-то занимательный факт из жизни выдающегося писателя. Задача участников игры – придумать или вспомнить ответ, прозвучавший на эту реплику, более достоверный вариант будет признан победителем.

Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ.

Что ответил американский писатель анониму?

Правильный ответ: «Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма».

«Продолжите фразу».

Эту игру можно применять после изучения биографии литератора, чтобы убедиться, что фактический материал усвоен хорошо.

Ученикам предлагается продолжить фразу типа:

Я знаю о Владимире Маяковском, что он …. .

Выдающееся событие в жизни Александра Блока произошло, когда он…..

Меня очень поразил тот факт, что Михаил Булгаков….

Получает пятерку ученик, обладающий самой полной информацией об известном авторе.

«Задай вопрос другу, а он – тебе».

Работа происходит в парах. К прочитанному тексту нужно самим подготовить несколько вопросов на знание содержания произведения. Вопросы могут быть «тонкими», типа: Кто герой произведения? Где произошла встреча героев? И «толстыми», типа: Когда произошла переоценка ценностей главным героем? Почему не сложилась любовь героини?

Ученики обмениваются вопросами с другой парой, получают ответы и сами оценивают работу свою и товарищей.

«Напиши письмо литературному герою»

Учащиеся пишут письмо литературному персонажу, соблюдая все требования к эпистолярному жанру. В работе должны выразить свое отношение к поступкам героя, подсказать ему что-то, поддержать или осудить его поведение. Например: после изучения повести В. Короленко «Дети подземелья» шестиклассники пишут письма со словами поддержки Валеку, герою произведения, мечтают о том, как в дальнейшем сложится его судьба. В 10 классе особенно девушки обращаются к Наташе Ростовой, предлагая ей помощь в нелегком выборе между князем Андреем и Анатолем Курагиным.

«Коллективное творчество»

На уроках обобщения изученного материала хорошо проходит такая игра. Учитель предлагает определенные условия, время, список действующих лиц, а дети коллективно должны придумать историю, причем каждый говорит только одно предложение, связывая его со словами предыдущего выступающего.

«Виртуальная встреча»

Учащиеся называют литературных героев 19 и 21 века, представляют, как они встретились, какие проблемы обсудили, что смогли рассказать о себе собеседнику. Например: разговор любимого всеми детьми Гарри Поттера и Маленького принца; душевная беседа Евгения Онегина и Пьера Безухова.

«Таинственный сундук»

Называя предметы, лежащие в сундуке, учитель предлагает угадать, какому герою принадлежат названные вещи. Например: Лягушечья кожа, каравай, вышитая скатерть (Василиса Премудрая).

Желтые мимозы, метла, волшебный крем (Маргарита из романа М. Булгакова).

«Интерьер»

Назовите автора и само произведение, из которого взято описание внутреннего помещения в здании.

«Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». (И.С. Тургенев «Бирюк»).

«У меня дом первый в Петербурге. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, открою крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий раз на балах». ( Н.В. Гоголь «Ревизор»).

«Пословицы – перевертыши»

Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу.

Украденной кобыле глядят в затылок. - (Дареному коню в зубы не глядят).

Мужик на сани – коню тяжелее. – (Баба с возу – кобыле легче).

Иной страус чужую пустыню ругает. – (Всяк кулик свое болото хвалит).

Жара велика, нет прыгать разрешает. – (Мороз невелик, да стоять не велит.)

«Дальше, дальше, дальше».

Класс делится на группы. Каждой предлагаются 9 - 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.

1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).

2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).

3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).

4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).

5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. Чехов).

6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).

7. Какими словами начинается сказка А.С. Пушкина «О царе Салтане…»? («Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)

8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»: И. Репин или В. Васнецов? (И.Е. Репин.)

9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов? (Хамелеон).

"Пантомима".

Еще одна групповая игра. Ребята получают иллюстрацию к художественному произведению и изображают без слов то, что на ней нарисовано. Другая команда - соперница старается угадать, что это за произведение?

Итак, подводя итог, хочется отметить, что интерактивные игры прочно заняли достойное место на уроках в школе.

На основании выше  наблюдений можно сделать следующие выводы:

- игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально – координированная, подчиненная известным правилам система. Игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни;

- игра позволяет не заставлять ребенка учиться, а вовлекать в совместную деятельность с учителем;

- игра помогает ребенку по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению интереса, а следовательно, делает процесс обучения более эффективным;

- неся в себе огромный эмоциональный разряд, игра позволяет решать не только обще учебные задачи, но и воспитывать в ребенке инициативу, настойчивость, умение находить правильное решение в нестандартной ситуации;

- коллективный командный дух, желание одержать победу, позволяет каждому ребенку раскрыть себя, а иногда показать себя с неожиданной стороны.

 Еще одним из интересных способ привлечения внимания к книге является  читательский дневник. Считаю, что  работа над читательскими дневниками    помогает учащимся раскрыть все богатство мира детской и художественной литературы.Читательский дневник -  помощником в развитии ученика. Он поможет научить его думать и выражать свои мысли, тренировать навыки грамотной и красивой речи, научить пересказу, а также осуществлять контроль над тем, как он понял текст.

Из многолетнего опыта рекомендую начинать   вести такой дневник, как только маленький человек научится сам читать. Вы заметите, с каким воодушевлением будет смотреть на эту тетрадь Ваш ребенок, когда там появится первая запись. Это не просто дневник, а память и гордость. Ваш малыш будет дорожить своим читательским дневником, будет сам заносить туда записи о прочитанных книгах и писать свое мнение.

Основные цели читательского дневника

  • помощь в организации самостоятельной читательской деятельности учащихся;
  • содействие формированию читательских интересов и умений младших школьников;
  • отражение динамики развития  техники чтения и создание мотива к ее совершенствованию;
  • развитие  письменной речи, мышления и воображения;

 Чтобы читательский дневник вносил ощутимый вклад в развитие юного читателя, он должен учитывать основные принципы и закономерности читательской деятельности.

Системно-деятельностный подход, на котором базируется технология обучения по ФГОС, предполагает, что развитие учащихся определяется характером организации их деятельности.

Читательская деятельность имеет три компонента:

  • технический;
  • смысловой;
  • читательская самостоятельность

Поэтому эти компоненты должны найти отражение в содержании читательского дневника.Читательский дневник также должен учитывать этапы формирования всех компонентов читательской деятельности учащихся и уровень развития письменной речи учащихся.

Основные компоненты читательской деятельности должны найти отражение в содержании дневника юного читателя.  В него должны войти следующие разделы:

  • Читательский ежедневник (сведения о прочитанных книгах)
  • Фиксация впечатлений от прочитанного (иллюстрации, отзывы, аннотации)
  • Рекомендательные списки для чтения
  • Памятки -алгоритмы читательской деятельности
  • Техника чтения (замеры личных достижений) по желанию

Правильно оформленный читательский дневник открывает широкие возможности для своего использования. Он может рассматриваться в качестве исторического источника; как средство самовоспитания, самосовершенствования, повышения культуры чтения; как справочное пособие; как средство общения, раскрытия себя перед другими.

 В заключение хочется сказать, что при всем разнообразии методов и приемов, повышающих интерес школьников к чтению , велика роль самого учителя. Влюблённый сам в литературу, учитель сам влюбляет в неё и своих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в формировании и развитии творческих способностей и речевой культуры школьников. ( Из опыта работы Зимфиры Переведенцевой , учителя русского языка и литературы)

Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиямОсобую актуальность приобретают методы деятельностной орга...

Контрольная работа Тема: «Формирование навыка выразительного чтения у школьников с ограниченными возможностями здоровья в СКО школе-интернате VIII вида»

Цель моей работы: показать, что развитие навыка выразительного чтения является   частью   коррекционной работы   общего  раздела «Развитие речи детей с нарушением ин...

Разновидовая деятельность классного руководителя в формировании социального интеллекта школьников (из опыта работы)

Из опыта работы классного руководителя по формированию  социально активной личности...

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». (Из опыта работы)

«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответствен...

Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).

Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осо...

Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).

Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осо...

Сказки учебника «Starlight 2 – 4 » для обучения чтению и формированию интереса к чтению на уроках английского языка в начальной школе.

Все дети любят сказки. Сказки это , как правило, небольшие истории, которые всегда заканчиваются хорошо. Добро побеждает зло, а сказочные персонажи помогают хорошим героям бороться с неприятностями....