Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осознанному поиску, отбору и анализу. Значительно расширяется перечень источников информации, где, наряду с традиционными печатными изданиями, я использую интернет-ресурсы и другие форматы интернет - технологий.
Ученик должен знать, для чего он изучает литературу, и иметь определенную цель: развитие личностного потенциала или возможность общения в сфере литературных интересов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фомичева Людмила Андреевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей №185» |
Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).
Часть 1
Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осознанному поиску, отбору и анализу. Значительно расширяется перечень источников информации, где, наряду с традиционными печатными изданиями, я использую интернет-ресурсы и другие форматы интернет - технологий.
Ученик должен знать, для чего он изучает литературу, и иметь определенную цель: развитие личностного потенциала или возможность общения в сфере литературных интересов.
В основу разработки положены следующие методики:
-коллективный способ обучения (КСО);
-метод проектов;
-технология образования в глобальной информационной сети (ТОГИС);
-элементы технологии проблемно-поисковой деятельности (по Скаткину М.Н.) .
Выстраивая учебную деятельность, я руководствовалась основными принципами, служащими ориентиром при выборе методов и содержания работы со школьниками: научности, системности, наглядности, осознанности, доступности и единства обучения и воспитания.
В практике преподавания литературы по моей технологии наиболее эффективно использование совокупности разнообразных методов обучения: исследовательского, поискового, проблемного, программированного и проектного.
Применение программированного метода особенно актуально в связи с внедрением в образование новейших информационных технологий. Использование их на уроках литературы оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения, повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, качество знаний, уровень информационной культуры, расширяет кругозор обучаемых, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся, значительно экономит время
Главный критерий проблемного метода – усвоение не только основ наук, но самого процесса получения знаний, наличие практического поиска именно в деятельности обучающихся.
Метод проектов, по сравнению с другими, наиболее обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении. В его основе – всегда решение какой-то проблемы, что предполагает, с одной
стороны, возможность интегрирования знаний из различных сфер, а с другой
– использование совокупности разнообразных приемов, методов и средств обучения (исследовательского, поискового, проблемного и других, творческих по своей сути методов). Для старших классов наиболее приемлемым можно считать исследовательский. Все эти факторы легли в основу моих разработок.
Деятельность учащихся базируется на различных формах организации учебного процесса.
Любая из них классифицируется по количеству участников: индивидуальная, фронтальная, групповая. Например, групповая экскурсия в ГПНТБ с учащимися, интересующимися творчеством Михаила Кузмина или групповая консультация по теме «Оксюморон в творчестве М.Ю.Лермонтова» т.д. В качестве примера приведу лабораторное занятие
Исследование эволюции темы «маленького человека» в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского
Звучит песня Б. Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона». Она перекликается с «высоким благородством души», с «лелеющей душу гуманностью» русских классиков и создаёт эмоциональную атмосферу для последующего разговора.
Беседа о героях и произведениях по вопросам на карточках и установления времени написания произведений.
- Кто из «маленьких людей» стремился подавить своего обидчика «душевным величием, чтобы считать его своим вором и иметь право всю жизнь презирать его…»?
- Кому на голову сослуживцы сыпали «снег» из бумажек и сочиняли непристойные истории?
- Для кого дверь явилась пограничным знаком между жизнью и счастьем и бессмысленностью всего сущего? Почему?
- Кто из «маленьких людей» осознаёт свою самоценность, не терзается сознанием собственной незначительности и даже способен на бунт против самых сильных мира сего?
- О ком без натяжек можно сказать, что это человек большого сердца, великой доброты и бескорыстия? Но приносит ли это кому-нибудь счастье?
Подключая читательское воображение ребят, попробуем сопоставить их представление о персонажах и трагических коллизиях их судеб с видением художников-иллюстраторов: И.Глазунова, Н.Верещагина, В.Князева – «Униженные и оскоблённые» и «Бедные люди» Ф.М. Достоевского; Кукрыниксов, П.Боклевского – «Шинель» Н.В. Гоголя; А.Бенуа, М.Добужинского – «Медный Всадник», «Станционный смотритель» А.С. Пушкина.
Коллективное исследование темы, скорее, исследование организующих компонентов: образов «маленьких людей», конфликтов, в которые они вовлечены, художественных приёмов и средств изображения действительности, используемых авторами, а также нам потребуется анализ авторской позиции по таблице:
Мир «маленьких людей»
«Маленький человек» в окружающем мире | Внутренний мир «маленьких людей» | ||||||||
1830 | 1833 | 1842 | 1846 | 1861 | |||||
С.Вырин | Евгений | Башмач- кин | М.Девуш- кин | Смит и другие | С.Вырин | Евгений | Башмач- кин | М.Девуш- кин | Смит и другие |
- Место обитания. 1.Ощущает ли себя «маленьким человеком»?
- Социальное положение. 2.Высшие ценности героя, его счастье.
- Символика вещного мира. 3.Способность к душевным движениям, протесту.
- Роль фантастики.
- Кому, чему противостоит «маленький человек»?
- Насколько уязвим мир «маленького человека»? Что способно его разрушить?
- Итог драмы «маленького человека».
Как ни различны подходы писателей к изображению «маленьких людей», итог их драмы они представляют почти одинаково: несчастье – душевное смятение – болезнь – смерть. Такой трагический финал вещает, вероятно, о победе зла в этом мире. Но у писателей-гуманистов в соответствии с индивидуальным мироощущением и авторским стилем финал всё-таки разный. У А.С. Пушкина он опоэтизирован (раскаявшаяся Дуня, смерть Евгения у своей святыни). У Н.В. Гоголя звучит горькая ирония о невозможности страшного суда над жестоким миром. У Ф.М. Достоевского «маленькие люди» пытаются объединиться состраданием, взаимопомощью, презрением к оскорбителям, но это ещё более усиливает ощущение трагической безысходности их положения.
Выводы о причинах различий в трактовке темы «маленького человека», которые в сокращенном варианте записываются на доске.
- Время – литературный процесс.
Причины эволюции темы «маленького человека» предопределены, в первую очередь, объективными историческими процессами в жизни России и связанными с ними особенностями развития русской литературы: от пушкинской эпохи (30-е годы) к гоголевскому периоду (40-е годы) и далее к психологическому реализму 60-х годов.
- Время – автор.
Детерменированы своим временем и субъективные взгляды, идеалы и творческая манера авторов. Особенности мировоззрения и художественного метода А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского и определяли специфическое развитие темы у каждого писателя.
- Автор – читатель.
В гармоническом мире Пушкина читатель испытывает, как пишет русский философ И.Ильин, «чувство внутреннего примирения с миром и с собой». У Гоголя же низкое и высокое, трагическое и комическое, духовное и вещное подвижны и взаимопроницаемы. В «пошлости жизни» найдено трагическое. Поэтому читатели слышат горькую иронию, смех сквозь «невидимые миру слезы».
Читая произведения Ф.М.Достоевского, многие ощущают сильную и мучительную боль от безысходности, вызванной, в первую очередь, трагическим мироощущением самого писателя и показом им всепроникающего зла в трех сферах: в мироздании, в обществе, в самом человеке.
Как мы видим, доминирующие чувства читателя так или иначе определяются мироощущением авторов, их позицией в решении темы «маленького человека».
Дома учащиеся попытаются письменно развернуть сделанные выводы, опираясь на план и свои записи, подумают над тем, как сегодня решаются проблемы «маленьких людей».
Урок завершается напоминанием о великом завещании русских классиков – гуманном отношении к человеку и о том, что вся русская литература во многом обязана гению А.С.Пушкина (в том числе и рождением исследуемой темы).
Звучит песня Б.Окуджавы «На фоне Пушкина снимается семейство…»
В моей практике групповое взаимодействие учеников является не только формой обучения, но и естественным важнейшим компонентом.
При этом качественно меняется роль участников процесса обучения: учитель (он же руководитель проекта) – консультант и помощник, не эксперт; учащиеся – активные участники процесса, а не статисты. Так в работе над проектом при изучении творчества А.А.Блока планируется совместная работа учителя и учащихся на протяжении шести уроков и самостоятельное выполнение исследовательских заданий группами учащихся в течение примерно десяти часов. Модель организации подобной работы предполагает выполнение каждым членом группы индивидуального задания в рамках общей задачи, подобно тому, как это было сделано при работе над проектом «Тайна женского образа в творчестве А.А. Блока».
На первом уроке была проделана следующая работа:
- объявлена тема проекта и формулировка основополагающего вопроса,
- организованы группы (4-5 человек),
- по группам распределены проблемные вопросы,
- спланирована самостоятельная деятельность учащихся по вопросам,
- определены этапы работы над проектом групп и класса в целом.
Исследовательские группы создаются в соответствии с темой проблемных вопросов. Так, в данном случае были сформированы группы «биографов», «литературоведов» (несколько групп с разными заданиями) и «культурологов». На этом же уроке предполагается четкое структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных задач и результатов, так как каждый участник проекта должен иметь представление о том, когда (в какие точные сроки) и что (каков результат деятельности) его ждет в итоге работы в целом и на каждом этапе).
На втором и третьем уроках под руководством и с консультативной помощью учителя велась поисковая, аналитическая и исследовательская работа учащихся в группах.
На четвертом и пятом уроках состоялись обсуждение результатов исследования, формулировка выводов, анализ и оформление рабочих материалов к заключительному уроку.
На последнем, шестом, уроке учащиеся представляли творческие отчеты о проделанной работе, предъявили «продукты» своей деятельности. Итоговые результаты их труда обсуждаются таким образом, чтобы из фрагментов материала, оформленного учащимися, сложился ответ на основополагающий вопрос – главный для всего проекта. Кроме того, на этом же уроке оцениваются индивидуальная и групповая работа учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к русскому языку у учащихся предпрофильных классов через исследовательскую деятельность
Математическими способами ребенок решает поставленную задачу по русскому языку...
Формирование познавательного интереса к математике через исследовательскую деятельность учащихся
Статья предназначена для всех творческих учителей, работающих с учениками по подготовке и защите исследовательских работ....
Формирование бытовой химической грамотности учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности (из опыта работы)
В фундаментальном ядре содержания общего образования одной из основных целей изучения химии в школе является «применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в бы...
Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).
Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осо...
Развитие читательских интересов учащихся на основе исследовательской и проектной деятельности: из опыта работы.
Научно-исследовательская и проектная деятельность в гимназии является необходимым условием для развития исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков учеников. Данная статья рас...
Формирование интереса к чтению у школьников. Из опыта работы.
Проблема приобщения к чтению школьников актуальна как никогда. Одним из методов повышения интереса к книге является литературная игра. В статье несколько вариантов интерактивных игр, котор...
Развитие интеллектуальных способностей учащихся через проектную деятельность (из опыта работы учителя истории и обществознания)
Вот уже несколько лет меня волнуют вопросы: Как создать условия для полноценного развития всех детей сидящих в классе? Как создать условия, чтобы все дети достигали успеха? Уверена, все мы занима...