Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).
методическая разработка (литература, 10 класс) на тему
Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осознанному поиску, отбору и анализу. Значительно расширяется перечень источников информации, где, наряду с традиционными печатными изданиями, я использую интернет-ресурсы и другие форматы интернет - технологий.
Ученик должен знать, для чего он изучает литературу, и иметь определенную цель: развитие личностного потенциала или возможность общения в сфере литературных интересов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фомичева Людмила Андреевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей №185» |
Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).
Часть 2
В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит, но это не значит, что ученик не открывает ничего нового. Конечный результат – собственная тонкая интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения. Чтобы этот процесс состоялся, для меня важно обозначить тему, проблему, в решении которой ученик может сказать «свое слово», направить поиск. Она должна быть конкретной и дарить радость погружения в текст, читательских догадок и озарений, чтение – это труд и творчество. Речь идет о темах, например, Пушкинского проекта:
-Словарь природных понятий у Пушкина: цветы, явления стихий.
-Этикет, мода пушкинского времени.
Кроме того, исследование сопровождается в нашей работе освоением понятийно-категориального аппарата. Очевидно, например, что тема «Книга судеб и судьба книги» (роман Б. Пастернака «Доктор Живаго») требует осмысления, что такое судьба в философском плане в понимании Пастернака.
В работе с различными информационными источниками нужна мера, чтобы оставался простор для самостоятельной исследовательской работы. Так для работы над проектом «Цвет в романе Достоевского « Преступление и наказание» группа 10 класса сначала составила картотеку цветовых образов по главам, проанализировала ее, а затем только соотнесла материал с «культурными образцами» (кн. С.А.Соловьева « Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского» и др.)
Наконец, структура исследовательской деятельности – план, подход к толкованию темы.
Форма предъявления задания, выполненного на компьютере, может быть различной, в зависимости от замысла учителя: альманах, сборник иллюстраций, сборники собственных творческих работ, фольклорных находок, газета, киносценарий, видео -, слайд-фильм, публикация, буклет, презентация, веб-сайт. Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.
Структурная единица образовательного процесса – блок уроков для изучения самостоятельной темы учебного курса, где сами знания и умения являются результатом деятельности по решению поставленных задач .
Контроль осуществляется через защиту проектов, мини – проектов. Результаты уроков представляют собой распределение учеников по актуально достигнутым ими уровням планируемых результатов обучения Обычный инструмент – матрица. Кроме того, используются и другие формы промежуточного контроля: тесты, сочинения, конспекты, опросы и др. В качестве примера приведу блок уроков по изучению творчества И.С. Тургенева:
- Лекция.
Тургенев в поисках героя времени: Рудин, Лаврецкий, тургеневские девушки, Базаров.
Исследование социально-психологических корней новых явлений – характерная черта Тургенева – романиста. Смысл нигилистической позиции главного героя романа «Отцы и дети».
- Семинар.
Основной конфликт романа «Отцы и дети». Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов.
- Лекция. Лабораторная работа.
Мастерство писателя в создании характеров героев. Противопоставление и сопоставление персонажей. Сравнительная характеристика как тема сочинения.
- Семинар. Защита презентаций.
Одиночество Базарова как отражение этической позиции автора. Базаров и Аркадий. Базаров и родители. Базаров и «прогрессисты». Базаров и Одинцова.
- Лекция.Тест.
Развенчание нигилизма как нравственно-философский итог романа. Автор о своем герое. Споры о Базарове. Диапазон оценок критиков.
6.Классное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Наконец, технология предполагает рефлексию деятельности, т.е. того, что лично каждому дало выполнение поставленной задачи, что удалось, а что нет, в чем причины неудач. Одной из форм такой работы является самостоятельное по значимости сочинение «Как я работал(а) над проектом». Важно, что в таком размышлении школьники учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей работы. Эффективность активности и самостоятельности учащихся можно отследить по результатам их отчетов о ходе работы в проекте.
Чтобы побудить школьников к исследовательской деятельности, создать оптимальный эмоциональный настрой, важно продумать начало первого урока блока: начать с необычного проблемного вопроса, афоризма, газетной статьи и т.д. Например, изучение творчества Некрасова отталкивалось от построчного анализа стихотворения «Скоро стану добычею тленья…».
В моей технологии проект может быть не только монопредметным, но и межпредметным (интегрируется тематика нескольких дисциплин: литературы, русского языка, истории, иностранного языка, МХК), например, вводный урок по литературе и заключительный по немецкому языку «Величайший немец» Иоганн Вольфганг Гете», и даже надпредметным (Интеллектуальная игра «Золотой век»)
Решение межпредметных задач способствовало:
- экономии учебного времени за счет проведения интегрированных уроков;
- уменьшению перегрузки учащихся;
- преодолению «клипового, фрагментарного усвоения нового знания».
В результате работы над некоторыми проектами сформировались и были апробированы элективные курсы: «Встречи с прекрасным», «Пушкинский проект», «Новейшая русская литература».
Выбранные индивидуальные проектные темы помогли учащимся определиться с областью исследовательской работы для участия в научно- практической конференции. Успешная работа была обусловлена тем, что при формировании групп и выборе индивидуальных и групповых проектов учитывалось, что тема, во-первых, должна быть интересна разработчикам, во- вторых, актуальной, и в- третьих, проектной. Учитывались интересы и увлечения, характер, воспитание проектантов.
Читательский уровень школьников определяет постановку учебных задач с определенным классным коллективом. Затем совместно с психологами диагностируется мотивация их к изучению литературы, на которую стараюсь влиять для пользы учащихся. Экскурсии, встречи, беседы с интересными людьми во многом стимулируют старшеклассников. В работе с ними, привлекая преподавателей ВУЗов, ищем связующее звено между изучением литературы и точных наук, говорим о «физиках - лириках» и т.д. Такая работа ощутимо повышает мотивацию учащихся технических классов к исследовательской деятельности, участию в научно – практических конференциях.
На сегодняшний день качественный анализ изменений, произошедших в ходе моей работы, показал следующее:
- учащиеся значительно расширили свой кругозор, усилилась мотивация к восприятию нового, исследовательской работе по литературе;
- создалась благоприятная эмоционально – психологическая атмосфера в классе, группе;
- старшеклассники научились не противопоставлять себя, а быть внутренне взаимосвязанными со всеми участниками исследовательской деятельности в учебном процессе;
- 70% выпускников значительно повысили речевую культуру, сформировали стойкий интерес к литературе;
- после анализа результатов работы и отзывов учащихся, полученных в ходе занятий, появились достаточные основания считать, что в моей практике сложилась система, обладающая большим потенциалом, как для учителя, так и для учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к русскому языку у учащихся предпрофильных классов через исследовательскую деятельность
Математическими способами ребенок решает поставленную задачу по русскому языку...
Формирование познавательного интереса к математике через исследовательскую деятельность учащихся
Статья предназначена для всех творческих учителей, работающих с учениками по подготовке и защите исследовательских работ....
Формирование бытовой химической грамотности учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности (из опыта работы)
В фундаментальном ядре содержания общего образования одной из основных целей изучения химии в школе является «применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в бы...
Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).
Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осо...
Развитие читательских интересов учащихся на основе исследовательской и проектной деятельности: из опыта работы.
Научно-исследовательская и проектная деятельность в гимназии является необходимым условием для развития исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков учеников. Данная статья рас...
Формирование интереса к чтению у школьников. Из опыта работы.
Проблема приобщения к чтению школьников актуальна как никогда. Одним из методов повышения интереса к книге является литературная игра. В статье несколько вариантов интерактивных игр, котор...
Развитие интеллектуальных способностей учащихся через проектную деятельность (из опыта работы учителя истории и обществознания)
Вот уже несколько лет меня волнуют вопросы: Как создать условия для полноценного развития всех детей сидящих в классе? Как создать условия, чтобы все дети достигали успеха? Уверена, все мы занима...