Страницы боевого прошлого (урок функциональной грамотности)
план-конспект урока по литературе (7, 8 класс)

Рязанова Ольга Васильевна

Урок развития функциональной грамотности учащихся средней школы. В материале используются работа А.В.Суворова "Наука побеждать" и его знаменитый переход через Альпы. Учащимся предстоит проанализировать текст, поработать над картой и выполнить математические вычисления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_stranitsy_boevogo_proshlogo.docx851.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Страницы боевого прошлого.

Цель урока: формирование у учащихся 7-го класса одного из основных метапредметных результатов обучения – смыслового чтения  и работы с информацией,

Повышение  уровня читательской грамотности через формирование умений работы  с текстом

Цель учителя: научить детей способам работы с текстом, чтобы они могли перенести эти умения на тексты из других предметных областей

Учебной ситуацией на уроке является текст, который сообщает информацию, необходимую для решения образовательных задач;

В процессе урока: ученики выполняют задания по формированию разных видов умений при работе с текстом;

группируют умения по уровням сложности;

создают собственные задания на разные виды умений по формированию читательской грамотности

Ход урока:

-Мы сегодня поговорим о читательской грамотности. Как вы думаете, что такое читательская грамотность?

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты,

размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,

расширять свои знания и возможности,

участвовать в социальной жизни.

- Как вы думаете, какие бывают тексты по наполнению информацией?

Сплошные тексты. Состоят из предложений, которые соединены в абзацы. Могут быть объединены в более крупные структуры: главы, разделы и т.п.

Примеры сплошных текстов: газетные статьи, эссе, романы, короткие рассказы, отзывы, письма

Несплошные тексты . Информация оформлена в виде графической матрицы: таблицы, графики и т.д.

Примеры несплошных текстов : списки, таблицы, графики, диаграммы, рекламные объявления, каталоги, индексы, формы

Смешанные тексты . Внутри одного текста информация располагается как в сплошном, так и в несплошном формате.

Примеры смешанных текстов: веб-страницы, журнальные статьи

Составные тексты. Тексты, которые созданы независимо друг от друга, имеют независимый смысл, но предложены в одном задании для сравнения или противопоставления.

Примеры составных текстов: несколько сайтов разных туристических компаний, несколько обложек журналов разной направленности

-23февраля вся наша страна празднует….. Назовите известных полководцев, защитников Отечества…

-Вам предлагается для анализа текст «Наука побеждать» А.В.Суворова

Необходимо в парах составить к тексту 3 вопроса задания, которые будут начинаться словами, причем ответы должны быть написаны в тексте:

Назови (с выбором ответа)

Объясни (ответ одним словом, словосочетанием, предложением)

Почему (ответ в нескольких предложениях)

Словесное поучение солдатам о знании, для них необходимом.

Береги пулю на три дня, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять. Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля обмишулится, а штык не обмишулится; пуля — дура, а штык — молодец. Береги пулю в дуле. Трое наскочат: первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун (смерть). Это не редко (бывает), а заряжать некогда. В атаке не задерживай...

Обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Солдат не разбойник.

Штурм или валовой приступ.

Ломи чрез засеки, бросай плетни чрез волчьи ямы , быстро беги, прыгай чрез палисады, бросай фашины, спускайся в ров, ставь лестницы.

Три воинские искусства.

Первое — глазомер; как в лагере стать, как идти, где атаковать, гнать и бить.

Второе — быстрота... По сей быстроте и люди не устали, неприятель нас не чает (не ожидает), считает нас за 100 верст, а коли издалека, то в двух и трехстах и больше. Вдруг мы на него, как снег на голову. Закружится у него голова. Атакуй, с чем пришел, с чем бог послал! . Конница, начинай!

Руби, коли, гони, отрезывай, не упускай! Ура! Чудеса творят братцы!

Третье — натиск. Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет. В пальбе много людей гибнет. У неприятеля те же руки, да русского штыка не знает.

Вытяни линию, тотчас атакуй холодным ружьем; недосуг вытягивать линии — подвинь из закрытого, из тесного места. Коли пехота в штыки, конница

тут и есть.

Богатыри! Неприятель от вас -дрожит; да есть неприятель больше богадельни: проклятая немогузнайка.

Стыдно сказать! От немогузнайки много, много беды. За немогузнайку

офицеру — арест, а штаб-офицеру от старшего штаб-офицера — арест квартирный.

Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву... Чудо-богатыри! Бог нас водит, он нам генерал!

Ученье — свет, неученье — тьма.

Дело мастера боится. И крестьянин (если) не умеет сохою владеть, (так) хлеб не родится. За ученого трех неученых дают; нам мало трех; давай

нам шесть; нам  мало шести, давай нам десять на одного; всех побьем, повалим, в полон возьмем.

Г. С. Никольский. Суворовская «Наука побеждать». М., 1949, стр. 33—34.

F:\Файлы Оля\Функциональная грамотность\surorov-1.jpg

Назовите неприятеля, который страшнее всего, по мнению А.В.Суворова

А)трясогузка

Б)вертишейка

В)немугузнайка

Г)сорвиголова

Объясните, в чем проявляется воинское искусство? (какие его составляющие)

Почему обывателя нельзя обижать?

-Перед вами карта «Швейцарский поход А.В.Суворова» 1799г.

Вам необходимо прочитать карту и ответить на следующие вопросы:

-Назовите  места основных сражений:

Айроло, Чёртов мост, перевал Сен Готард, Росток, Цюрих…

-Соединились ли войска Суворова с Римским-Корсаковым?

Нет

Задача

Суворов с Розенбергом разделились у населенного пункта. По плану сражения предполагалось раньше неприятеля занять Чертов мост. Чтобы дойти до Чертова моста , Суворову пришлось пройти через деревушку и горный перевал. А Розенбергу необходимо было дойти до деревушки, повернуть налево под прямым углом и выйти к Чертову мосту. Пользуясь картой, определите, какими цифрами на плане обозначены географические объекты. В ответе запишите последовательность цифр.

Населенные пункты

Чертов мост

Сент-Готард

Айроло

Дисентис

Бьяска

Цифры

3

5

4

2

1

Сколько километров прошел Суворов, если упростить маршрут до прямых линий. 1см=10 км. (50)

Рефлексия: С какой работой Суворова мы познакомились? Чему она нас учит? Актуальна ли «Наука побеждать» сегодня? Какие пословицы использует А.В.Суворов?

Важно ли уметь читать? Какие тексты мы сегодня с вами читали? Какие знания нам сегодня понадобились, чтобы суметь выполнить задания? Где вы сможете применить умения, полученные на уроке?

Домашнее задание:  составить задания по тексту  В.В.Маяковского «Необычайное приключение, случившееся летом с Владимиром Маяковским на даче», используя принцип трех вопросов (назови, объясни, почему)

Рабочий лист учащихся

Назови…

Объясни ….

Почему…

Назовите  места основных сражений:

Соединились ли войска Суворова с Римским-Корсаковым?

Задача

Суворов с Розенбергом разделились у населенного пункта. По плану сражения предполагалось раньше неприятеля занять Чертов мост. Чтобы дойти до Чертова моста , Суворову пришлось пройти через деревушку и горный перевал. А Розенбергу необходимо было дойти до деревушки, повернуть налево под прямым углом и выйти к Чертову мосту. Пользуясь картой, определите, какими цифрами на плане обозначены географические объекты. В ответе запишите последовательность цифр.

Населенные пункты

Чертов мост

Сент-Готард

Айроло

Дисентис

Бьяска

Цифры

Сколько километров прошел Суворов, если упростить маршрут до прямых линий. 1см=10 км.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок функциональной грамотности "Симметрия и красота"

урок посвящен различным видам симметрии,умению стороить симметричные фигуры и видеть их в окружающем мире...

Страницы боевого прошлого города Старый Оскол.

Устный журнал о воспитании чувства патриотизма, гражданственности, любви к малой родине, ответственности за ее будущее через ознакомление детей с наиболее значимыми эпизодами истории родного края....

Фрагмент урока Функциональная грамотность на уроке информатики

формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование умений управлять своей учебной деятельностью; формирование ...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...