Урок функциональной грамотности "Симметрия и красота"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
урок посвящен различным видам симметрии,умению стороить симметричные фигуры и видеть их в окружающем мире
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_funktsionalnoy_gramotnosti_6.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок функциональной грамотности
В 6 классе
По теме «Красота и симметрия».
( класс разбит на 4 команды, каждая из которых готовит заранее по 2 рисунка с симметрией, как они себе её представляют. У каждого учащегося перед собой тетрадь, учебник, карандаш, цветная бумага, ножницы, линейка, калька.)
Каков он, наш мир…
( Огромный, разнообразный, прекрасный…)
Красота и разнообразие реальных объектов непосредственно связаны с такими их свойствами, как симметричность т.е. правильность, упорядоченность, гармония, повторяемость и наоборот, асимметричность- нарушение порядка.
Сочетание симметричности и асимметричности создает основу эстетического восприятия человеком природы , произведений искусства, музыки и даже поэзии.
Посмотрите на некоторые шедевры архитектуры и искусства, созданные человеком и природой: Нотр-Дам де Пари, Арка- карусель, Эйфелева башня, Базилика Сакре-Кёр ( Париж), Собор Святого Семейства в Барселоне, Сокровища Алмазного Фонда России, Ковры и резцы турецких мастеров, насекомые и животные.
Всюду сочетание повторяющихся элементов создает ощущение соразмерности, порядка, гармонии .
(После просмотра). Таким образом, в живописи, архитектуре, в живой и неживой природе существуют четкие закономерности, которые удивительным образом связаны между собой. Для описания этих закономерностей в геометрии созданы специальные понятия, и прежде всего- строгое геометрическое понятие симметрии.
Точнее говоря, рассматриваются несколько видов симметрии, каждый из которых отражает какую-то сторону житейского представления о симметричности.
Итак, цель нашего урока- познакомиться с основными видами симметрии, которые существуют в математике, научиться пользоваться ими и определять их.
- Осевая симметрия.
Самая простая из геометрических симметрий – осевая симметрия.На языке рисунков она означает, что при перегибании плоскости по некоторой прямой L
фигура Ф совпадёт с фигурой Ф', а фигура АВСД совпадет сама с собой. Говорят, фигуры Ф и Ф' симметричны относительно прямой L , которая называется осью симметрии. Фигура АВСД имеет вертикальную ось симметрии. ( см рис 1)
A L Ф L Ф'
B D
C
Рис. 1
.
Симметричные фигуры легко создать самим с помощью бумаги и ножниц. Каждый из учащихся перегибает лист бумаги и вырезает произвольную фигуру, капитан команды выбирает самую красивую и предоставляет для обозрения всем остальным. Затем попытаться так согнуть лист и вырезать фигуру, имеющую две оси симметрии (горизонтальную и вертикальную).
Осевой симметрией обладают многие геометрические фигуры, причем число осей симметрии может быть различным.
На доске геометрические фигуры
Рис. 2
Сколько осей симметрии имеют эти фигуры?
- Поворотная симметрия.
Показать на доске поворот некоторой фигуры (сделанной из картона) на разные углы, в том числе на угол 180◦.
Попытайтесь с помощью бумаги и ножниц создать фигуру, полученную с помощью поворотной симметрии. Как согнуть лист?
Капитаны показывают лучшие работы.
Возвращаемся к фигурам на доске, в которых уже построены оси симметрии. (рис. 2) Укажите угол и направление поворота , при котором фигура переходит сама в себя.
- Центральная симметрия.
Поворот на 180◦ имеет особое название - центральная симметрия. Центр поворота называют при этом центром симметрии, а сами фигуры – центрально-симметричными.
180⁰
О
Снова обратимся к геометрическим фигурам на доске. Какие из них имеют центр симметрии? (рис. 2)
Попробуйте с помощью бумаги и ножниц создать центрально-симметричную фигуру. Оцениваем лучшие.
В конце урока подводим итог: Какие виды симметрии мы изучили и по рассмотренным ранее шедеврам определить, с каким видом симметрии связаны эти шедевры.
Если останется время , каждая команда получает геометрическую фигуру. Необходимо записать на ней, какие она в себе содержит симметрии..
Конкурс капитанов:
- Есть ли фигуры, имеющие бесконечное число осей симметрии.
- Фигуры, имеющие бесконечное число центров симметрии.
- Сколько осей симметрии имеет луч.
Капитаны выставляют оценки учащимся, учитель- капитанам.
Домашнее задание: №629, №631.
5 марта,2012 год.
Учитель: Гридина М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме "Красота внутреннего мира в сказке Оскара Уайльда «Мальчик-Звезда».
Файл содержит презентацию и конспект урока по теме"Красота внутреннего мира в сказке О.Уальда "Мальчик - звезда". Урок расчитан на учащихся 5-6 классов, проводится как урок внеклассного чтения....
Бинарный урок "Функциональные зависимости на уроках алгебры и физики". 8 класс"
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием разви...
Урок Искусство «Откровение вечной красоты»
Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина — удел науки, добро — религии, красота принадлежит...
Презентация к уроку искусства "Что есть красота?"
Презентация предназначена для использования на уроке искусства в 8 классе при прохождении темы "Красота в искусстве и жизни"....
Урок по теме: "Волшебная красота и сила русского слова"
Урок по теме: "Волшебная красота и сила русского слова" (по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»)...
Конспект урока чтения по теме "Красота леса и его судьба в отрывке стихотворения Н. Некрасова "Саша"
Урок чтения для 9 класса коррекционной школы VIII вида....