«Анализ поэтического текста как средство подготовки к сочинению-рассуждению»
методическая разработка по литературе (7 класс)
Конспект урока, основанный на анализе стихотворения Е.А.Баратынского "К чему невольнику мечтания свободы?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_baratynsk.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок на тему
«Анализ поэтического текста как средство подготовки к сочинению-рассуждению»
Цели урока:
- обучение приёмам анализа поэтического текста;
- обучение сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ГИА;
- обучение связному устному высказыванию;
- обучение конструктивному диалогу при обсуждении литературоведческих и морально-нравственных проблем.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с философским стихотворением Е.А.Баратынского;
- научить учащихся выделять структурные единицы рассуждения в поэтических текстах философского содержания;
- показать, на примере одного стихотворения, эстетически безупречное сочетание формы и содержания текста;
- подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.
КОНСПЕКТ УРОКА
1. Зачитывается тема урока, ставятся цели и задачи урока (слайд 1: «Анализ поэтического текста. Подготовка к сочинению рассуждению»).
2. Что такое рассуждение? – Это смысловой тип текста, в котором формулируются различные закономерности, выражаются причинно-следственные, условные, целевые и другие логические отношения между явлениями.
Какова структура текста-рассуждения?
- тезис (то есть утверждение, которое нужно доказать);
- аргументы, доказывающие его, и примеры-иллюстрации;
- вывод.
Как строится рассуждение? Каковы его структурные элементы? (ИЛИ какова его структура?) (Слайд 2 «Рассуждение»).
3. В каком стиле речи рассуждение встречается чаще всего? – В научном. В публицистическом.
Сегодня мы познакомимся с рассуждением в художественном стиле речи. Дома вы прочитали и записали стихотворение Е.А.Баратынского «К чему невольнику мечтания свободы?»
Е. А. Баратынский – поэт пушкинской эпохи, поэт первой половины 19 века. (Слайд 3 и 4).
Он был другом А.А. Дельвига и В.Г.Кюхельбекера, одноклассников А.С.Пушкина. Сам Пушкин называл его певцом Финляндии: Баратынский, не имевший возможности сделать карьеру в светской службе, поступил на службу в армию и был отправлен в Финляндию. Человек военный, и в этом смысле подневольный, Баратынский на своём горьком опыте хорошо узнал, что такое несвобода, как внешняя, так и внутренняя. (Вышел в отставку в 1825 году, в апреле.) К тому же, не будучи декабристом, он тяжело переживал за своих друзей, принимавших участие в восстании 1825 года. Стихотворение 1833 года – одно из многих его стихов, затрагивающих тему свободы.
4. Посмотрите на стихотворение (лист для работы). Оно разделено на строфы? – Нет.
Но можно ли разделить его на части? Сделайте это во время моего чтения:
ТЕКСТ ЧИТАЕТСЯ.
Сколько частей у вас получилось? 3 или 4.
Итак, 1 – первая строка (Слайд 5):
ТЕЗИС – даётся как проблемный вопрос. («Зачем невольнику мечтать о свободе» - современное звучание вопроса). Какие ключевые слова в 1-й строчке? (ЗАПИСЬ НА ЛИСТ)
Невольник Свобода
Кто называется невольником, лишённым свободы?????
- Любой живущий человек.
Можно ли его (вопросительное предложение) переделать в утвердительное предложение?
Попробуйте, запишите под цифрой 1.
(Невольнику не стоит мечтать о свободе.)
1 часть – Тезис. Почему вопрос: утвердительное предложение носит более категоричный характер, вопрос заставляет взглянуть на проблему с разных сторон.
5. 2 часть - первый аргумент. Читают дети – и я ввожу слайд 5, часть 2. - Так ли у вас?
На что предлагается взглянуть?
Подчеркнуть - предметы, о которых идёт речь(ПОДЛЕЖАЩИЕ И СКАЗУЕМЫЕ?):
ВОДЫ ТЕКУТ
ЕЛЬ СТОИТ
СИЛА ВЛЕЧЁТ (Небесные светила)
ВЕТР НЕ ВОЛЕН
ЗАКОН ПОЛОЖЁН
ВЗГЛЯНИ – говорит автор. Так давайте нарисуем эту картину: (РИСУЕМ)
НА ДОСКЕ – РИСУНКИ + УСТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ –
Нарисована цельная картина мироздания.
Взгляд: снизу – вверх – вниз (охвачено всё).
Почему они несвободны?
Выписать лексику (НЕВОЛЬНИК): безропотно, указанные, невластная, назначенным, неведомая сила, не волен, закон положён.
Значит, кого можно назвать первым невольником?
-Природу: всё в мире подчинено законам природы.
ЗАПИСАТЬ КАК ПОДПИСЬ ПОД РИСУНКОМ.
6. Каков второй аргумент? Кого он касается:
- человека!!!
Слайд 6 и 7, запись в столбик «Невольник»: удел, жребий, доля - синоним – судьба. Работа с корнем слове:
У-ДЕЛ то, что выделено человеку, поделено и отдано
ДОЛ-Я ----------------------------------------------------------доль-ка
ЖРЕБИЙ – то, что выпало - без участия воли человека!!!!
СУДЬ- Б-А (ходь-б-а, резь-б-а) – СУД – на что кем-то осуждён человек.
Безнадёжный взгляд? Да. СЛАЙД 7 – Условия счастья!!!
Запись в столбике «СВОБОДА»: мятежные мечты, свои желания.
НО:
Как сам автор оценивает таких покорных, смирившихся людей?
РАБЫ РАЗУМНЫЕ. (Слайд 8)
ПОЧЕМУ??????? – Разумные доводы заставляют человека смириться с Несвободой?!
Заканчивается ли стихотворение этим?
-Нет! Даже на уровне рифмы: доля – воля.
7. КОНТРАРГУМЕНТ – Слайд 9. – БЕЗУМЕЦ!
Слайд 10: контраргумент + вывод.
В гласе страстей (= желаний, мечтаний) - ГЛАС БОГА!!! – Вышняя воля!!!
???
Что дано человеку от рождения, в отличие от всех живых существ?
- Желания, мечты, страсти… (записаны в столбик «Свобода»)
Почему это и есть наша свобода? К чему это приводит?
- Строить свою жизнь, изменять её и себя.
- Самосовершенствоваться.
- Творить. Как бог, мы тоже творцы.
ЭТО И ЕСТЬ НАШАСВОБОДА.
Но она не безгранична!!!
8. Вывод.
Прочесть слайд 10, 2-ю часть.
ЗАПИСЬ:
Жизнь
В грани узкие втеснённая судьбою В сердце бьющая могучею волною
Границы,
которые ставит судьба:
Задание: нарисовать портрет человека (в квадратике – в границах);
Написать (вместе – на доске и на листе), что нас ограничивает:
Пол, возраст, семья, национальность, родина
Таланты, одарённость
Профессия, хобби
Войны, болезни, несчастные случаи…
Слайд 11 – могила Баратынского: Смерть как граница жизни.
9. Слайд 12:
ЗАДАНИЕ: письменно ответить на вопрос (на обратной стороне листочка):
Почему «тягостна для нас жизнь…»? Согласны ли вы с поэтом?
ЧТЕНИЕ РАБОТ УЧЕНИКОВ (2-4 работы).
10. Домашнее задание:
Написать сочинение-рассуждение на тему
«Достижение свободы в нашем мире равносильно преодолению земного притяжения».
– Строчка из сочинения ученика 9 класса 232 школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»
ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»...
Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"
Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...
Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению по части С ЕГЭ.
Урок предназначен для подготовки к сочинению - рассуждению по части С ЕГЭ в 11 классе....
Работа с текстом художественного стиля. Подготовка к сочинению - рассуждению.
Урок обучающего анализа текста и сочинения на этапе подготовки к ЕГЭ...
Статья "Анализ текста в формате подготовки к сочинению-рассуждению в 9 классе"
В материале изложены идеи автора относительно подготовки к написанию сочинения-рассуждения (в рамках подготовки к ОГЭ). ...
Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»
Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК ОСНОВНОЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ ГИА И ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 2013г.
В настоящее время интерес к анализу лингвистического текста продиктован тем, что в 9 и 11 классах необходимо написание сочинения. В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии...