Комплекс заданий по стихотворениям М.Ю. Лермонтова («Листок», «Три пальмы»), объединенным темой странствия в русской поэзии.
учебно-методический материал по литературе (6 класс)
Комплекс заданий по стихотворениям М.Ю. Лермонтова («Листок», «Три пальмы»), объединенным темой странствия в русской поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_zadaniy_po_stihotvoreniyam_m.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс заданий по стихотворениям М.Ю. Лермонтова («Листок», «Три пальмы»), объединенным темой странствия в русской поэзии.
***
Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова.
Листок
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя;
И вот наконец докатился до Чёрного моря.
У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой
И так говорит он: я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных.
На что мне тебя? — отвечает младая чинара,
Ты пылен и жёлт, — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима; цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе:
И корни мои умывает холодное море.
1841
Задание №1
1. В этом стихотворении рассказана история взаимоотношений героев: они не просто испытывают чувства, в том числе и по отношению друг к другу, но и вступают в диалог, взаимодействуют.
#1055;роследите, как Лермонтов строит стихотворение, поочерёдно останавливая внимание то на герое, то на героине. Для этого заполните левый столбец таблицы.
Содержание строфы (композиционные части) | Строфа | Элементы сюжета |
| 1 |
|
| 2 | |
| 3 | |
| 4 | |
| 5 | |
| 6 |
#1042;спомните, что мы называем сюжетом, из каких элементов он состоит?
#1042; каких строфах стихотворения «Листок» мы обнаруживаем основные элементы сюжета?
#1047;аполните правый столбец таблицы, самостоятельно прочертите границы сюжетных частей (они могут не совпадать с теми границами композиционных частей, которые отмечены в левом столбце).
#1042;се ли элементы классической схемы сюжета мы можем найти в стихотворении? Как Вы думаете, почему?
Задание №2
1. Нарисуйте ритмическую схему первого четверостишия.
2. Определите, какая комбинация слогов (стопа) регулярно повторяется в каждой строке. Как называется этот размер?
3. Как размер влияет на наше настроение/восприятие, когда мы читаем стихотворение?
Задание №3
Письменно ответьте на вопросы.
#1045;сть ли в стихотворении «Листок» скрытый аллегорический смысл, второй план?
#1057; кем или с чем сопоставляются герои стихотворения?
#1050;ому из них мы сочувствуем и почему?
#1055;охоже ли это произведение на стихотворную сказку или басню с очевидной моралью?
#1050;акой образ поэта складывается у нас, когда мы читаем это стихотворение несмотря на то, что в нём ни разу не употреблено местоимение первого лица — «я»?
***
Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова.
Три пальмы
(Восточное сказание)
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.
Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
1839 г.
Задания:
#1050;ак передаётся восточный колорит в «Трёх пальмах»?
#1057; помощью олицетворения Лермонтов «оживляет» пальмы. Какими характерами он их наделяет? На что они жалуются? Как Вы понимаете смысл фразы «на Бога роптать»?
#1055;очему такое желанное общение с людьми, стремление радовать окружающих своей красотой оборачивается трагедией? За что наказаны пальмы?
#1057;равните цветовую гамму в начале, в середине и в последних двух строфах стихотворения. Как изменились краски? С чем это связано?
#1050;ак образ коршуна в последних строках помогает раскрыть главную мысль этого стихотворения?
Вспомните притчу из Корана:
<...> Или как тот [путник], кто проходил мимо селения, а оно было разрушено до оснований. Он сказал: «Как оживит это Аллах, после того, как оно умерло?» И умертвил его Аллах на сто лет, потом воскресил. Он сказал: «Сколько ты пробыл?» Тот сказал: «Пробыл я день или часть дня». Он сказал: «Нет, ты пробыл сто лет! И посмотри на твою пищу и питьё, оно не испортилось. И посмотри на своего осла — для того, чтобы Нам сделать тебя знамением для людей, — посмотри на кости, как Мы их поднимаем, а потом одеваем мясом». И когда стало ему ясно, он сказал: «Я знаю, что Аллах мощен над всякой вещью!»
Ответьте на вопросы:
#1053;азовите сюжетные элементы стихотворения Лермонтова, перекликающиеся с историей, описанной в суре Корана.
#1055;очему в своём произведении поэт не упоминает Коран, а называет стихотворение «восточной легендой»?
#1048;спользуя ответы на предыдущие вопросы, сформулируй письменно ответ:
В чём сходство и принципиальное отличие событий, рассказанных в стихотворении Лермонтова, от сюжета и поучения суры?
#1052;ожно ли говорить, что мы имеем дело с интерпретацией суры?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"
Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...
Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"
Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...
Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»
М.Ю. Лермонтов...
Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»
М.Ю. Лермонтов...
Урок литературы с использованием ИКТ Тема: Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова « Листок»
Использование информационно – компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение особенно литературы, языка с использован...
Урок литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»".
Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок""...
Презентация Стихотворения М.Лермонтова "Листок", "Три пальмы", "Утес"
Презентация для проведения урока анализа стихотворений М.Лермонтова....