- Организационный этап.
(1мин.) Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
II. Мобилизующий этап. Формулирование темы и цели урока. (3мин.) Цель этапа: заинтересовать обучающихся, сформулировать тему, определить цель урока
| -Здравствуйте, ребята, садитесь! Все ли готовы к уроку? -Ребята, давайте поиграем в игру “Доброе утро”. Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. Я скажу слова “Доброе утро…” и назову кого-то из нашего класса.
Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. Попробуем? Доброе утро всем девочкам! Доброе утро всем мальчикам! Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! Доброе утро всем, кто любит конфеты! Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке! Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
-Сегодня мы в гостях у сказки. А может быть сказка у нас. Но сначала вы должны отгадать ребус.
-Какая сказка здесь зашифрована?
-А знаете ли вы её автора?
-Верно. Так о чём же мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему и цель урока.
| Приветствуют учителя.
Ребята слушают учителя и машут руками.
Отгадывают ребус.
-«Снежная королева».
-Г.Х.Андерсен.
-Г.Х. Андерсен «Снежная королева». -познакомиться с биографией писателя, проанализировать сказку. |
Личностные: внимание, уважение к окружающим; Коммуникативные: взаимодействие с учителем, сверстниками; Регулятивные: саморегуляция.
Познавательные: Умение определять тему и цели урока, высказывать свою точку зрения; Коммуникативные: Строить монолог, слышать других. |
III.Формирование новых знаний. Слово о писателе. (15 мин) Цель: изучение нового материала. Подготовка к работе по произведению. | -Скажите пожалуйста, что вы знаете о Г-Х. Андерсене? -Какие произведения великого сказочника вам знакомы? -Всё верно. Давайте ещё раз подробнее вспомним жизнь и творчество великого сказочника. Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн в Дании. Отец Ханса Кристиана, кстати сказать, тоже Ханс Кристиан, был человеком одаренным, с поистине поэтической душой. Он был башмачником, но кроме обуви, он мог легко мастерить деревянные игрушки и нередко устраивал настоящие театральные представления. Позднее и маленький Андерсен подключился к отцовскому хобби. Он сам придумывал пьесы, мастерил кукол и шил им наряды, делал декорации из бумаги, разыгрывал представления. Мать Анна Мари была прачкой из бедной семьи. Ей часто приходилось просить подаяние. Единственной гордостью их семьи была необыкновенная чистота в доме, ящик с луком и несколько вазонов с тюльпанами на окнах. Учился Андерсен в приходской школе для бедняков. Прилежным учеником он не был и учителя часто наказывали его, а ученики смеялись над ним. Мать сжалилась над Хансом и перевала его в еврейскую школу, где учеников не наказывали. Но и здесь он слышал издёвки и насмешки от своих одноклассников. Семью Андерсена не обошло горе. Отец ушёл на войну в наполеоновскую армию, а вернулся весь израненный и вскоре умер. После смерти отца семья едва сводила концы с концами, и двенадцатилетнего Андерсена отдали в подмастерья, сначала на суконную фабрику, затем на табачную. В возрасте 14-ти лет Андерсен поехал в Копенгаген с целью устроиться на работу в театр. Благодаря приятному голосу он был принят в Королевский театр, но затем потерял голос, а вместе с ним и работу. Но его литературные опыты привлекают внимание дирекции театра. Он получает стипендию и право бесплатного обучения в латинской школе. И с 1829 года становится известным и пишет произведения, в том числе и сказки. Рассказывая сказки детям, писатель часто оживлял их с помощью своих вырезок-силуэтов. Порой он прибегал и к помощи клея. У Андерсена не было семьи. Своё одиночество он компенсирует путешествиями в разные страны. По возвращении из Африки в 1872 году он упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Умер Андерсен 4 августа 1875 года в возрасте 70 лет. Родина почтила память Андерсена, установив на набережной Копенгагена статую героини его сказки «Русалочки», ставшую символом города. 1)-Итак, где родился Андерсен? 2)Из какой семьи он был, кем были его родители? 3) Куда и в каком возрасте отправляется писатель, чтобы устроиться на работу? 4) Почему он много путешествует? 5) Как закончил он свою жизнь?
-Дома вам нужно было прочитать половину сказки «Снежная королева». Вспомните, что называется сказкой?
-Молодцы. А какие бывают сказки. Чем отличается литературная сказка? В авторской сказке любовь имеет важное место и бывает важнее, чем волшебство. | -Датскцй писатель.
-«Гадкий утёнок», «Русалочка», «Огниво».
Учитель рассказывает биографию писателя, сопровождая презентацией. Ребята слушают.
Отвечают на вопросы учителя.
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. -народные и литературные -У неё имеется автор. | Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала, поиск и выделение информации; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
IV.Чтение и анализ произведения. (22мин.) Цель: проанализировать произведение. | -Ну что ж, переходим к анализу прочитанной сказки.
-Итак, давайте вспомним , с чего все начиналось. Подберем к иллюстрациям текст и ответим на мои вопросы. Иллюстрация 1. Тролль -
Каким магическим свойством обладало зеркало тролля?
Каким был тролль из сказки Снежная королева?
Иллюстрация 2. Разбитое зеркало.
Что стало после того, как зеркало упало и разбилось?
Что случилось с осколками?
Кто разбил зеркало тролля?
Иллюстрация 3. Кай и Герда.
Где жили Герда и Кай? Были ли они братом и сестрой?
Иллюстрация 4. Кай у окна и Снежная королева.
Кого увидел мальчик за окном?
Куда попали Каю два осколка от зловещего зеркала?
Иллюстрация 5. Снежная королева увозит Кая.
Кто похитил Кая?
Что и зачем сделала Снежная королева, посадив мальчика в свои сани?
- А что движет Гердой , когда она решается отправиться на поиски Кая?
-Сейчас поработаем в парах. Выполните задание на карточке. Найдите описание героя и соедините стрелочкой. | Тролль | «… он сидел всё такой же неподвижный и холодный…» | Снежная королева | «… в большой соломенной шляпе , расписанной чудесными цветами…» | Кай | «… держался он вообще непринуждённо и мило…» | Герда | « глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные» | Маленькая разбойница | «… злой-презлой, сущий дьявол…» | Принц | « она была так прекрасна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и всё же живая» | Колдунья | «… он не мог хорошо говорить на языке людей , но видимо , желал девочке добра…» | Принц | « ах , как ныли её бедные усталые ножки…» |
-Вы справились с этим заданием. -У вас на партах лежат карточки. Из букв составьте слово, которое Кай пытался выложить из льдинок.
-А кто знает, что обозначает слово «вечность»? -Давайте прочитаем его значение из словаря Ушакова. вечность, вечности, мн. нет, жен. (книж.). Время, не имеющее ни начала, ни конца. Очень долгое время, бесконечность
-Теперь давайте посмотрим эпизод, когда Герда добралась до Кая и спасла его. Посмотрите фрагмент мультфильма. (от 55 минуты до конца). -Когда Герда добралась до владений Снежной королевы, каким она увидела Кая?
- Почему Кай не узнал Герду? -Как смогла Герда возродить его к жизни? - Кай с Гердой вернулись домой. А мы с вами давайте назовём волшебные слова – те качества человека, которые помогли милой Герде отыскать и спасти Кая и, которые должны быть у каждого человека. - А есть ли у Вас друзья? - А Вы за какие качества цените своих друзей? - Почему человеку нужно, чтобы у него были друзья? -Всё правильно, поэтому цените друзей, которые у вас есть. Давайте разгадаем головоломку |
Читают отрывки текста. Иллюстрация 1. Тролль Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз был он в особенно хорошем расположении духа: смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное и безобразное так и выпирало, делалось еще гаже. ... А если у человека являлась добрая мысль, она отражалась в зеркале такой ужимкой, что тролль так и покатывался со смеху, радуясь своей хитрой выдумке.
В нём всё доброе уменьшалось до невозможности, а всё дурное,наоборот, увеличивалось, что хватало сил.
Злой-презлой, сущий дьявол.
Некоторые осколки, с песчинку величиной, разлетаясь по белу свету, попадали людям в глаза, да так там и оставались. А человек с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи только дурное — ведь каждый осколок сохранял свойство всего зеркала. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было страшнее всего: сердце делалось как кусок льда
Оно разлетелось на миллионы осколков, принеся при этом ещё больше бед.
Они разлетелись по белу свету, попадая людям в глаза, в сердце, да там так и оставались.
Ученики тролля.
В большом городе, где столько домов и людей, что не всем хватает места хотя бы на маленький садик, а потому большинству жителей приходится довольствоваться комнатными цветами в горшках, жили двое бедных детей, и садик у них был чуть побольше цветочного горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра.
В большом городе, где много-много домов и людей.
Нет, но любили друг друга, как брат и сестра.
Вечером, когда Кай вернулся домой и уже почти разделся, собираясь лечь в постель, он забрался на скамеечку у окна и заглянул в круглое отверстие в том месте, где оттаял лед. За окном порхали снежинки; одна из них, самая большая, опустилась на край цветочного ящика. Снежинка росла, росла, пока, наконец, не превратилась в высокую женщину, закутанную в тончайшее белое покрывало; казалось, оно было соткано из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, — и все же живая; глаза ее сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя. Она склонилась к окну, кивнула мальчику и поманила его рукой. Мальчик испугался и спрыгнул со скамеечки, а мимо окна промелькнуло что-то, похожее на огромную птицу.
Прелестную женщину, закутанную в тонкий белый тюль, сотканный словно из миллиона снежных звёздочек.
В сердце и глаз.
В самый разгар веселья на площади появились большие сани, выкрашенные в белый цвет. В них сидел кто-то укутанный в белую меховую шубу и в такой же шапке. Сани объехали вокруг площади два раза. Кай живо привязал к ним свои санки и покатил. Большие сани понеслись быстрее, затем свернули с площади в переулок. Сидевший в них человек обернулся и приветливо кивнул Каю, точно знакомому. Кай несколько раз порывался отвязать свои санки, но человек в шубе все кивал ему, и он продолжал ехать за ним. Человек в белой шубе и шапке, он же Снежная королева.
Она с ним подружилась, чтобы отправить его на санях к себе в королевство.
Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла , которое он причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.
Выполняют задание в парах, затем выборочно проверяют.
- Кай
- Колдунья
- Принц
- Маленькая разбойница
- Тролль
- Снежная королева
- Принцесса
Составляют слово ВЕЧНОСТЬ.
-высказывают мнения.
Читают на слайде значение слова.
-Смотрят эпизод. -
Он был безразличным. Его сердце не дрогнуло от их встречи.
У него было ледяное сердце - Герда поцеловала Кая и растопила ледяное сердце горючими слезами.
- Любовь, дружба, верность.
-Да.
-Верность, честность, отзывчивость.
-Для поддержки, общения.. | Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
|