- Организационный этап.
(1мин.) Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
II. Мобилизующий этап. Формулирование темы и цели урока. (3мин.) Цель этапа: заинтересовать обучающихся, сформулировать тему, определить цель урока
| -Здравствуйте, ребята, садитесь! Все ли готовы к уроку? -Ребята, давайте поиграем в игру “Доброе утро”. Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята! Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! Я скажу слова “Доброе утро…” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. Попробуем? Доброе утро всем девочкам! Доброе утро всем мальчикам! Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! Доброе утро всем, кто любит конфеты! Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке! Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
-Сегодня мы в гостях у сказки. А может быть сказка у нас. Но сначала вы должны отгадать ребус.
-Какая сказка здесь зашифрована?
-А знаете ли вы её автора?
-Верно. Так о чём же мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему и цель урока.
| Приветствуют учителя.
Ребята слушают учителя и машут руками.
Отгадывают ребус.
-«Снежная королева».
-Г.Х.Андерсен.
-Г.Х. Андерсен «Снежная королева». -познакомиться с биографией писателя, проанализировать сказку. |
Личностные: внимание, уважение к окружающим; Коммуникативные: взаимодействие с учителем, сверстниками; Регулятивные: саморегуляция.
Познавательные: Умение определять тему и цели урока, высказывать свою точку зрения; Коммуникативные: Строить монолог, слышать других. |
III.Формирование новых знаний. Слово о писателе. (15 мин) Цель: изучение нового материала. Подготовка к работе по произведению. | -Скажите пожалуйста, что вы знаете о Г-Х. Андерсене? -Какие произведения великого сказочника вам знакомы? -Всё верно. Давайте ещё раз подробнее вспомним жизнь и творчество великого сказочника. Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн в Дании. Отец Ханса Кристиана, кстати сказать, тоже Ханс Кристиан, был человеком одаренным, с поистине поэтической душой. Он был башмачником, но кроме обуви, он мог легко мастерить деревянные игрушки и нередко устраивал настоящие театральные представления. Позднее и маленький Андерсен подключился к отцовскому хобби. Он сам придумывал пьесы, мастерил кукол и шил им наряды, делал декорации из бумаги, разыгрывал представления. Мать Анна Мари была прачкой из бедной семьи. Ей часто приходилось просить подаяние. Единственной гордостью их семьи была необыкновенная чистота в доме, ящик с луком и несколько вазонов с тюльпанами на окнах. Учился Андерсен в приходской школе для бедняков. Прилежным учеником он не был и учителя часто наказывали его, а ученики смеялись над ним. Мать сжалилась над Хансом и перевала его в еврейскую школу, где учеников не наказывали. Но и здесь он слышал издёвки и насмешки от своих одноклассников. Семью Андерсена не обошло горе. Отец ушёл на войну в наполеоновскую армию, а вернулся весь израненный и вскоре умер. После смерти отца семья едва сводила концы с концами, и двенадцатилетнего Андерсена отдали в подмастерья, сначала на суконную фабрику, затем на табачную. В возрасте 14-ти лет Андерсен поехал в Копенгаген с целью устроиться на работу в театр. Благодаря приятному голосу он был принят в Королевский театр, но затем потерял голос, а вместе с ним и работу. Но его литературные опыты привлекают внимание дирекции театра. Он получает стипендию и право бесплатного обучения в латинской школе. И с 1829 года становится известным и пишет произведения, в том числе и сказки. Рассказывая сказки детям, писатель часто оживлял их с помощью своих вырезок-силуэтов. Порой он прибегал и к помощи клея. У Андерсена не было семьи. Своё одиночество он компенсирует путешествиями в разные страны. По возвращении из Африки в 1872 году он упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Умер Андерсен 4 августа 1875 года в возрасте 70 лет. Родина почтила память Андерсена, установив на набережной Копенгагена статую героини его сказки «Русалочки», ставшую символом города. -Итак, где родился Андерсен? -Из какой семьи он был, кем были его родители? -Дома вам нужно было прочитать сказку «Снежная королева». Вспомните, что называется сказкой?
-Молодцы. Вы знаете, что бывают народные и литературные сказки. Чем отличается литературная сказка? | -Датскцй писатель.
-«Гадкий утёнок», «Русалочка», «Огниво».
Учитель рассказывает биографию писателя, сопровождая презентацией. Ребята слушают.
Отвечают на вопросы учителя.
-Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
-У неё имеется автор. В авторской сказке любовь важнее, чем волшебство. | Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала, поиск и выделение информации; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
IV.Чтение и анализ произведения. (22мин.) Цель: проанализировать произведение. | -Ну что ж, переходим к анализу прочитанной сказки.
-Итак, давайте вспомним , с чего все начиналось. Прочитайте текст на слайде.
Чтение отрывка вслух. Давным –давно жили по-соседству двое детей : мальчик Кай и девочка Герда. Однажды зимой они сидели у окна и смотрели, как на улице кружатся снежинки. - Интересно, - задумчиво протянул Кай, - а у них есть королева? - Конечно, - кивнула бабушка. – Ночью она летает по улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И тогда на стёклах появляются ледяные узоры. На другой день, когда дети снова играли у окна, Кай вдруг вскрикнул. - Ай, что-то кольнуло меня в глаз, а потом в сердце ! Бедный мальчик ещё не знал, что это осколок ледяного зеркала Снежной Королевы , который должен был превратить его сердце в лёд.
- Что узнали от бабушки Кай и Герда о Снежной Королеве?
-Что попало в сердце мальчика?
- Прочитайте про себя текст на слайде и найдите в нём: Как Кай оказался во владениях Снежной Королевы?
-Как же Кай оказался во владениях Снежной Королевы?
- Расскажите, пожалуйста, как ведёт себя Герда. Что она делает, предпринимает?
- А что движет Гердой , когда она решается отправиться на поиски Кая?
-Верно. Значит, Герда очень любила Кая, поэтому всё простила и решила спасти его. -Сейчас поработаем в парах. Выполните задание на карточке. Найдите описание героя и соедините стрелочкой. | Тролль | «… он сидел всё такой же неподвижный и холодный…» | Снежная королева | «… в большой соломенной шляпе , расписанной чудесными цветами…» | Кай | «… держался он вообще непринуждённо и мило…» | Герда | « глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные» | Маленькая разбойница | «… злой-презлой, сущий дьявол…» | Принц | « она была так прекрасна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и всё же живая» | Колдунья | «… он не мог хорошо говорить на языке людей , но видимо , желал девочке добра…» | Ворон | « ах , как ныли её бедные усталые ножки…» |
-Вы справились с этим заданием. -У вас на партах лежат карточки. Из букв составьте слово, которое Кай пытался выложить из льдинок.
-А кто знает, что обозначает слово «вечность»? -Давайте прочитаем его значение из словаря Ушакова. вечность, вечности, мн. нет, жен. (книж.). Время, не имеющее ни начала, ни конца. Очень долгое время, бесконечность
-Теперь давайте вспомним эпизод, когда Герда добралась до Кая и спасла его. Посмотрите фрагмент мультфильма. (от 55 минуты до конца). -Когда Герда добралась до владений Снежной королевы, каким она увидела Кая?
- Почему Кай не узнал Герду? -Как смогла Герда возродить его к жизни? - Кай с Гердой вернулись домой. А мы с вами давайте назовём волшебные слова – те качества человека, которые помогли милой Герде отыскать и спасти Кая и, которые должны быть у каждого человека. - А есть ли у Вас друзья? - А Вы за какие качества цените своих друзей? - Почему человеку нужно, чтобы у него были друзья? -Всё правильно, поэтому цените друзей, которые у вас есть.
|
Читают отрывок текста.
-Она летает по улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И тогда на стёклах появляются ледяные узоры.
- В его сердце попал осколок ледяного зеркала Снежной Королевы. Он должен был превратить сердце Кая в лёд -Читают текст. Чтение про себя. Однажды дети отправились играть на площадь. В разгар веселья вдруг появились большие белые сани. Никто и глазом не успел моргнуть , как Кай привязал к ним свои саночки. Сидевшая в санях Снежная Королева , а это была она, усмехнулась – и унеслась вместе с Каем в свой ледяной дворец. Околдованный Кай забыл и Герду , и бабушку : ведь его сердце превратилось в лёд.
- Мальчик привязал свои саночки к большим белым саням Снежной Королевы , и она унесла его в свой ледяной дворец.
Дети вспоминают эпизод, отвечают.
- Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла , которое он причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.
Выполняют задание в парах, затем выборочно проверяют.
- Кай
- Колдунья
- Принц
- Маленькая разбойница
- Тролль
- Снежная королева
- Ворон
Составляют слово ВЕЧНОСТЬ.
-высказывают мнения.
Читают на слайде значение слова.
-Смотрят эпизод.
- Он был безразличным. Его сердце не дрогнуло от их встречи.
-У него было ледяное сердце.
- Герда поцеловала Кая и растопила ледяное сердце горючими слезами.
- Любовь, дружба, верность.
-Да.
-Верность, честность, отзывчивость.
-Для поддержки, общения.. | Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
|
V.Итог урока. Рефлексия. (2мин.) Цель: подведение итогов, осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - С какой сказкой работали? - Кто автор? -Так какие же качества помогли Герде и Каю, к чему призывает нас автор? - Давайте вспомним, какие цели и задачи мы с вами ставили в начале урока. - С какими из них мы с Вами справились? Выставление оценок с аргументированием. | -«Снежная королева»
-Г.Х. Андерсен
-К дружбе и верности.
-познакомиться с биографией писателя, проанализировать сказку.
-Со всеми.
| Личностные: адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; Регулятивные: самоконтроль; Познавательные: Умение извлечь главное, подвести итог. Коммуникативные: Взаимодействие с учителем и сверстниками. |