Анализ произведения Лермонтова М.Ю. "Бородино"
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Корец Евгения Александровна

Презентация содержит краткий анализ произведения "Бородино"  Лермонтова М.Ю. Можно использовать на уроке литературы в 5-х классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodino_analiz.pptx163.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краткий анализ История создания – написано в 1837 году в честь 25-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года. Тема – подвиг русского народа в Бородинской битве. Композиция – 14 строф в форме повествования лирического героя солдата-очевидца событий. Жанр – лирическое стихотворение, баллада, народная ода. Стихотворный размер – разностопный ямб со смешанным способом рифмовки. Метафоры – “постоим головою”, “ломить стеною”, “пала тень”, “отец солдатам”, “спит в земле сырой”, “гора тел”. Эпитеты – “грозной сечи”, “кровавых тел”, “удалый бой”, “протяжный вой”, “могучее, лихое племя”. Синекдоха – “ликовал француз”, “рука бойцов”, “изведал враг”, “французу отдана”. Олицетворение – “картечь визжала”, “звенел булат”, “затрещали барабаны”. Сравнение – “земля тряслась, как наши груди”, “французы двинулись, как тучи”, “носились знамёна, как тени”. Гипербола – “рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, “земля тряслась…”, “смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, “тогда считать мы стали раны”.

Слайд 2

Стихотворение написано к 25-летию Отечественной войны 1812 года в 1837 году. В этом же году оно было опубликовано в журнале “Современник”. Идея написания произведения возникла у автора ещё в 1832–34 годах. Решающую роль сыграли воспоминания родственника поэта – Афанасия Алексеевича Столыпина, который был братом бабушки Лермонтова. Многие детали заимствованы из его рассказа, и сама личность повествователя есть в стихотворении. Знаменитый образ полковника без имени из стихотворения по некоторым данным – списан с личности Петра Багратиона, выдающегося полководца, проявившего себя в боях с французами.

Слайд 3

Тема Стихотворение написано ярким образным народным языком, оно раскрывает субъективный взгляд на бой близ деревни Бородино, который имел решающее значение во всей русско-французской войне. Тема стихотворения – показ мужественного подвига русского народа на войне. Именно Лермонтов впервые подчеркнул значимость простых солдат, русского народа в борьбе с захватчиками. Художественно выразительно и документально точно он описывает события легендарного сражения, добавляя ему бытовые детали, человеческие характеры, эмоциональную окраску и атмосферу всеобщего патриотизма. Главная мысль произведения – сила России в народе, патриотическом духе. Смысл и идея стихотворения – показать героическое прошлое своей страны. Лирический герой рассказывает о событиях сражения простым, понятным языком, без сложных терминов и пафосных фраз.

Слайд 4

Композиция Стихотворение написано в форме рассказа пожилого солдата, который был очевидцем и участником событий Бородинской битвы. Состоящее из 14 строф лирическое повествование в содержательном плане делится на описание подготовки к бою и самого сражения. Кольцевая композиция определяется тем, что стихотворение начинается и заканчивается словами старого солдата, его отношением к современному поколению и событиям того решающего дня. “Бородино” написано разностопным ямбом в сочетании с особой рифмовкой строф ( парная+кольцевая ), это придаёт повествованию подобие народных сказаний. Такие стихи легко воспринимаются и запоминаются на слух, что обусловило быстрое распространение произведения в народе.

Слайд 5

Жанр Жанром “Бородино” принято считать лирическое стихотворение. Многие исследователи определяют его как балладу или народную оду. Все эти определения верны. Близость к балладе доказывает наличие повествовательного характера, народной оде – воспевание славы и патриотизма русских солдат. Стихотворение пестрит приёмами звукописи, которые красочно передают картины сражения, звуки ударов, выстрелов, рукопашных схваток. Специальная лексика, использованная в стихотворении, подчёркивает реалистичность повествования и знание рассказчиком военных тонкостей: “булат”, “лафет”, “редут”, “картечь”, “кивер”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетная работа по литературе по произведениям Лермонтова и Гоголя

Зачетная работа дана в форме теста с выбором ответа. Охватывает большой материал....

Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению Лермонтова "Бородино"

Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино».Тема урока :«Не даром помнит вся Россия про день Бородина».Цель урока: познакомить с содержанием...

Композиция художественного произведения. Компазиционный анализ произведения.

Композиция – своеобразная программа процесса восприятия произведения читателем. Композиция делает целое из отдельных частей, самим расположением и соотношением художественных образов выражает художест...

Подборка диктантов для 9 класса по произведениям Лермонтова

Данные тексты подобраны для учащихся 9 классов, работающих по учебникам С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова и др.; В.В. Бабайцевой и др.; М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос ...

УРОК-ЛЕКЦИЯ «ИЛЛЮСТРАЦИИ ВРУБЕЛЯ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ЛЕРМОНТОВА»

Михаил Александрович Врубель создал более тридцати иллюстраций к произведениям Лермонтова: к «Демону», «Герою нашего времени», поэме «Измаил-Бей», «Русалке», «Еврейской мелодии», стихотворению «Журнал...

Итоговый урок по произведению Лермонтова М.Ю. "Герой нашего времени" - "Суд над Печориным"

Итоговый урок по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Цель: Обобщить знания учащихся о Печорине, герое произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Задачи: 1. Проследить развитие харак...

Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» Тип урока : Урок анализа произведения

Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»Тип урока : Урок анализа произведения...