Подборка диктантов для 9 класса по произведениям Лермонтова
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме

Фадеева Татьяна Александровна

 

Данные тексты подобраны для учащихся 9 классов, работающих по учебникам С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова и др.; В.В. Бабайцевой и др.; М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Декиной и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Текст 1. Тема «Повторение изученного в 5-8 классах».

        Княгиня Вера Дмитревна была женщина двадцати двух лет, среднего женского роста, блондинка с чёрными глазами, что придавало лицу её какую-то оригинальную прелесть и таким образом резко отличая её от других женщин, уничтожало сравнения, которые, может быть, были бы не в её пользу. Она была не красавица, хотя черты её были довольно правильны. Овал лица совершенно аттический и прозрачность кожи необыкновенна. Беспрерывная изменчивость её физиономии, по-видимому несообразная с чертами несколько резкими, мешала ей нравиться всем и нравиться во всякое время, но зато человек, привыкший следить эти мгновенные перемены, мог бы открыть в них редкую пылкость души и постоянную раздражительность нерв, обещающую столько наслаждений догадливому любовнику. Её стан был гибок, движения медленны, походка ровная. Видя её в первый раз, вы бы сказали, что это женщина с характером твёрдым, решительным, холодным, верующая в собственное убеждение, готовая принесть счастие в жертву правилам, но не молве. Увидевши же её в минуту страсти и волнения, вы сказали бы совсем другое – или, скорее, не знали бы вовсе, что сказать.

(166 слов)                                                    («Княгиня Лиговская» М.Ю. Лермонтов)

Грамматические задания (по вариантам)

1. Фонетический разбор:

    1) нравиться              2) изменчивость

2. Словообразовательный разбор и разбор по составу:

    1) увидевши              2) верующая

3. Морфологический разбор:

    1) медленны               2) ровная

4. Синтаксический разбор предложений:

    1) Она была не красавица, хотя черты её были довольно правильны.

    2) Её стан был гибок, движения медленны, походка ровная.

Текст 2. Тема  «Сложносочинённые предложения».

Разговор этим кончился, и мы продолжали молча идти друг подле друга. Солнце закатилось, и ночь проследовала за днем без промежутка (…). Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся вниз на долину. Густой туман, нахлынувший волнами из ущелья, покрывал ее совершенно, и ни единый звук не долетал до нашего слуха. (…) До станции оставалось еще с версту. Кругом было так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор рисовались на бледном небосклоне, еще сохранявшем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звезды, и мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика.

(153 слова)                                                 («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов)

Грамматические задания (по вариантам)

1. Фонетический разбор:

    1) солнце                 2) звёзды

2. Словообразовательный разбор и разбор по составу:

    1) закатилось           2) проследовала

3. Подберите синоним к слову:

    1) закатилось           2) проследовала

4. Сделайте схему сложного предложения:

    1) Разговор этим … 2)Солнце закатилось …

Текст 3. Тема «Сложноподчинённые предложения».

        Я ехал на перекладных из Тифлиса. Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками  о Грузии.(…)

        Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во всё горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой  безымённой речкой, шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуёю.

        Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана. Я должен был нанять быков, чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица,- а эта гора имеет около двух вёрст длины.

(145 слов)                                               («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов)

Грамматические задания (по вариантам)

1. Словообразовательный разбор и разбор по составу:

    1) неприступные                  2) увенчанные

2. Выпишите два слова с орфограммой:

    1) безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

    2) о-ё после шипящей в корне слова.

3. Определите вид придаточного и начертите схему предложения:

    1) Вся поклажа …                 2) Уж солнце …

Текст 4. Тема «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»

        Я хочу рассказать вам историю женщины, которую вы все видали и которую никто из вас не знал. Вы  её встречали ежедневно на бале, в театре, на гулянье, у неё в кабинете.(…) В обществе про неё было в то время много разногласных  толков. Старушки говорили об ней, что она прехитрая и прелукавая, приятельницы – что она преглупенькая, соперницы – что она предобрая, молодые женщины – что она кокетка, а раздушенные старики значительно улыбались при её имени и ничего не говорили. Ещё прибавлю странность. Иные жалели, что такой правильной и свежей красоте недостаёт физиономии, тогда как другие утверждали, что хотя она вовсе не хороша, но неизъяснимая прелесть выраженья в её лице заменяет все прочие недостатки. Притом муж её, пятидесятилетний мужчина имел графский титул и сомнительно-огромное состоянье. Всего этого, кажется, довольно, чтобы доставить молодой женщине ту соблазнительную, мимолётную славу, за которой они все так жадно гоняются и за которую некоторые из них так дорого платят.

(149 слов)                                           («Я хочу рассказать вам» М.Ю. Лермонтов)

Грамматические задания (по вариантам).

1. Словообразовательный разбор и разбор по составу:

    1) ежедневно                             2) разногласных

2. Объясните написание приставок и подберите антонимы к словам:

    1) прехитрая                               2) предобрая

3. Выпишите все грамматические основы из последнего предложения.

Текст 5. Тема «Бессоюзные сложные предложения».

        Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трёх сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё – чего бы, кажется, больше?

(162 слова)                           («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов)

Грамматическое задание (по вариантам)

1. Морфологический разбор:

   1) начинаясь               2) оканчиваясь

2. Словообразовательный разбор:

   1) пятиглавый             2) небосклон

3. Сделайте синтаксический разбор и начертите схему предложения:

   1) Вчера я приехал …  2) Нынче в пять часов утра…

Текст 6. Тема «Сложные предложения с различными видами связи»

        Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красивый, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на тёмно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права! .. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженныё на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо с своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для благо человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою…

(209 слов)

(«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов)

Грамматическое задание 

1. Сделайте схему  первого предложения, определите вид придаточных, определите вид связи    придаточных предложений.

     

Текст 7. Тема «Повторение и обобщение изученного в 9 классе»

        Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всем ее блеске, ибо, подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.

        Что сравнить с этим Кремлем, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?..

        Он алтарь России, на нем должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные отечества… Давно ли, как баснословный феникс, он возродился из пылающего своего праха?..

        Что величественнее этих мрачных храмин, тесно составленных в одну кучу, этого таинственного дворца Годунова, коего холодные столбы и плиты столько лет уже не слышат звуков человеческого голоса, подобно могильному мавзолею, возвышающемуся среди пустыни в память царей великих?!

        Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть, видеть… надо чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению!.. (161 слово)

(«Панорама Москвы» М. Ю. Лермонтов)

Грамматическое задание (по вариантам)

1. Подберите к слову стилистически нейтральный синоним:

    1) неизгладимое                                   2) пышных

2. Выпишите из текста предложение

    1) с  обособленным определением    2) с обособленным обстоятельством

3. Укажите количество грамматических основ

    1) в первом предложении                    2) во втором предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению Лермонтова "Бородино"

Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино».Тема урока :«Не даром помнит вся Россия про день Бородина».Цель урока: познакомить с содержанием...

Подборка диктантов по русскому языку 5-11 классы

Подборка диктантов по русскому языку 5-11 классы...

Контрольная работа по литературе в 6 классе по произведениям М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.А.Фета, И.С.Тургенева.

Контрольная работа по литературе, позволяющая проверить знания шестиклассников произведений М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, А.А.Фета....

Подборка диктантов.

Материал собран для проведения диктантов по темам курса русского языка 9 класса....

Теоретический материал для серии уроков в 8 классе по произведению М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Данный материал предназначен для проведения цикла уроков  литературы в 8 классе...