Развитие читательской грамотности: новые форматы обучения
статья по литературе (7 класс)

Кузнецова Ирина Петровна

Некоторые формы развития читательской грамотности на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие читательской грамотности: новые форматы обучения»

        Что такое читательская грамотность? Насколько важно быть грамотным читателем в современном мире? Актуально ли это сейчас для нынешних школьников?

        Наша страна всегда была одной из самых читающих стран в мире. Не знать содержание того или иного произведения, не читать стихи популярного поэта считалось даже постыдным. Люди покупали полные собрания сочинений, посещали библиотеки, читальные залы. Однако сейчас, в век развития компьютеризации и цифровизации, чтение не перестает быть актуальным. Детям приходится знакомиться с большим количеством текстов, анализировать их содержание, делать выводы, пытаться осмыслить и оценить содержимое текста и т.д. Именно поэтому в принятых современных Федеральных государственных образовательных стандартах появилось понятие «читательская грамотность».

          Что такое читательская грамотность? Это «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Казалось бы, ничего трудного… Почему же для современных детей является проблемой прочитать текст большего объема, определить основную мысль и тему текста, составить план, ответить на проблемный вопрос? Попробуем разобраться в этом.

            Читательская грамотность как составляющая функциональной грамотности важна тем, что определяет готовность человека к жизни в современном обществе, умение ориентироваться в огромном море информации. Это метапредметное учебное умение, которое формируется на всех уроках, однако максимальные возможности для этого представляются на уроках русского языка и литературы.

           Автор учебников литературы Б.Г. Меркин выделяет такие навыки читательской грамотности:

1-4 классы – умение извлекать и находить информацию, представленную в явном виде; умение строить простые логические умозаключения, пересказывать текст, составлять план, определять тему и основную мысль текста.

5-6 классы – учение составлять план текста, отвечать на вопросы по тексту в прямой или косвенной форме, умение определять основную мысль текста, не явно выраженную, и соотносить ее с мыслью автора.

7-8 классы – умение интерпретировать текст, составлять по нему суждения, делать умозаключения, соотносить со своим читательским опытом.

9-11 классы – умение составлять конспект текста, формулировать тезисы, воссоздавать авторский замысел, ориентируясь на информацию, данную в тексте, умение использовать ее в других ситуациях.

          Именно на уроках литературы появляется возможность формировать читательскую грамотность на богатом литературном материале:

- тексты с биографиями писателей;

- статьи по теории литературы;

- критические статьи;

- тексты художественной литературы;

- тексты мемуарного характера.

            В своей работе я использую различные приемы и методы работы с текстом для формирования читательской грамотности. Хотя учащиеся воспринимают некоторые приемы как элементы игры, цель в любом случае достигается.

  1. «Подготовка викторины».

Если раньше учитель сам составлял задания и вопросы для викторины, чтобы проверить знание текста,  умение делать выводы и умозаключения, то теперь такое задание можно дать учащимся для работы в группах, и они с удовольствием придумывают вопросы, требующих краткого ответа или подробного, для своих оппонентов.

  1. «Тонкие и толстые вопросы».

Ребята понимают разницу между этими двумя видами вопросов: «тонкий вопрос» (требующий однозначного ответа) и «толстый вопрос» (так называемый проблемный вопрос). Эта работа позволяет успешно развивать мышление и внимание учащихся, также помогает вдумчиво изучать произведение и осмысливать его содержание.

  1. «Словарики»

Когда ребята впервые читают текст, вполне нормально, что не все слова им знакомы. При чтении ребята подчеркивают незнакомые слова карандашиком. После прочтения учитель просит встать учеников, у которых нет подчеркнутых слов, то есть им все слова знакомы и их значения детям известны. Такие ребята называются «словарики». Они могут объяснить значения слов (при необходимости учитель помогает учащимся). Такой прием позволяет качественно провести словарную работу (в обычном классическом уроке такая работа проводится в начале урока перед чтением произведения).

  1. «Чтение с остановками».

Такой прием уместно использовать при чтении повествовательного текста. Ребята читают его по частям (возможно, по абзацам), периодически делая остановки. Учитель предлагает подумать о том, каким образом может развиваться сюжет далее по тексту. Такое чтение позволяет развивать воображение, внимание, умение аргументировать свою точку зрения, анализировать информацию, делать выводы, если своя точка зрения не совпадает с авторской.

  1. «Уголки»

Такого рода прием используется при чтении текстов, где явно выражены положительные и отрицательные герои. Одна группа учащихся работает над подготовкой и поиском характеристик положительного персонажа, другая группа – отрицательного персонажа. После анализа всех выступлений составляется общая характеристика героев произведения.

Таким образом, читательская грамотность помогает учащимся развить умение работы с текстами разного характера, находить нужную информацию, анализировать и систематизировать полученные данные из текста и применять их на практике. Именно эти умения помогают ребятам ориентироваться в современных реалиях, пользоваться полученными из текстов знаниями, чтобы успешно социализованными для жизни в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Программа индивидуального развития по теме: "Внедрение и освоение новых форматов обучения биологии и химии в условиях дистанционного образования"

Профессиональная компетентность учителя  - это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Стиль современного учителя - совместное творчество...

«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»

laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Дидактический материал для развития читательской грамотности школьников в формате PISA (5-6 кл.)

Материал помогает учителю развивать читательские умения обучающихся 5 и 6 классах....

Материал для формирования читательской грамотности в формате заданий PISA (7-8 кл.)

Данная методическая разработка помогает формировать читательскую грамотность учащихся 7 и 8 классов....

Доклад "Развитие читательской грамотности у обучащихсяс низкими результатами обучения"

Доклад ""Развитие читательской грамотности у обучающихся с низкими результатами в обучении" подготовлен и озвучен на муниципальном совещании по теме "Формирование и оценка функцион...

Методическая разработка "Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках географии, как одного из компонентов функциональной грамотности"

Данная разработка основана на ФГОС и посвящена проблеме развития читательской грамотности обучающихся на уроках географии. Содержит практические наработки. Разработка может быть полезной для учителей ...