Интегрированный урок литературы музыки
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Фатима Абдулаевна Магомедова

 Связь литературы с музыкой.

· продолжить знакомство с жанром песни, как литературно-музыкального произведения;

· познакомиться с жизнью и творчеством Р.Г.Гамзатова (обзорно) и с историей написания песни «Журавли»;

· обучение анализу лирического произведения, связанного с музыкой;

· развитие навыков выразительного чтения с целью: прочесть так, чтобы передать музыкальность и напевность данного стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок музыки и литературы25.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКОУ «Хуштадинская СОШ-сад»

Цумадинский район РД

Интегрированный урок

Т ТЕМУ:

Литературы и музыки в 7 классе

на тему:

«Взаимодействие литературы и музыки в песенном жанре»

Провели:

Учительница литературы

Магомедова Ф.А. и учитель музыки Абдулаев М.А.

Хуштада-2022 г

Интегрированный урок литературы музыки

Тема: Взаимодействие литературы и музыки в песенном жанре

Цели:

. Связь литературы с музыкой.

  • продолжить знакомство с жанром песни, как литературно-музыкального произведения;
  • познакомиться с жизнью и творчеством Р.Г.Гамзатова (обзорно) и с историей написания песни «Журавли»;
  • обучение анализу лирического произведения, связанного с музыкой;
  • развитие навыков выразительного чтения с целью: прочесть так, чтобы передать музыкальность и напевность данного стихотворения.

Оборудование: репродукции картин с изображением журавлей; аудиозапись музыкальных произведений, баян, ямаха, DVD-плеер, учебный диск.

Технологии, используемые на уроке:

  • сотрудничества (учитель – ученик);
  • приёмы критического мышления

Формы работы:

  • коллективная;
  • парная;
  • индивидуальная

Тип урока: комбинированный

Ход урока:


Вступительное слово учителя литературы Магомедовой Фатимы А.

- Урок у нас, ребята, сегодня не простой. Скажите, какое отношение имеет музыка к литературе? Как она связана с литературой?

- А что даёт литература музыке?

- Как звучит тема нашего урока?

- Если бы не было стихов, песня как жанр могла бы существовать?

Настоящую силу приобретает поэзия тогда, когда она находится в тесном контакте взаимодействии с музыкой.

Известные русские поэты М.Ю. Лермонтов и С А..Есенин создали великое множество поэтических произведений. Некоторые из них положены на музыку и давно стали поистине народными.

Вступительное слово учителя музыки Абдулаева Макашарипа А.Сегодня мы выясним, что будет с песней без слов и что получилось бы с литературой без музыки.

Мы исполняем песни. Если не были бы слова, песня бы исчезла. Как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы: вся музыка предназначенная для пения (песни, романсы, хоры кантаты, оперы и др.) превратились бы сплошной вокализ–пение без слов. Как вы думаете, только музыке нужна литература или литературе так же нужна музыка? Без литературы и без музыки исчезли бы оперы, балеты на основе их лежит литература. А без музыки стихи остались бы стихами, а не песнями.

А теперь нам предстоит увлекательное путешествие в мир песен, музыки написанной на слова замечательных поэтов: М.Лермонтова, А.С.Пушкина, Р.Гамзатова, С.Есенина, Г.Газимирзоева …

Музыка живет в нашей жизни. Она не только украшается, а становится участницей важнейших событий. В песенном жанре музыка и литература тесно взаимодействуют.

Романс на слова Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» автор музыки Е. Шашин.

Романс исполняют учащиеся 7 класса.

Учитель литературы:У каждого человека бывают любимые песни и любимая музыка, любимые поэты. Одним из любимых в народе стала песня на стихи С.Есенина «Клен ты мой опавший». (Учащиеся исполняют песню).

Слово учителя музыки: Самые трудные годы песни нам и жить, и строить помогают, и они зовут на подвиги. Исполним песню «Священная война» муз. Александрова на стихи Л. Кумача.

Слово учителя литературы: Давно отгремела война, шел 1968 г.в журнале «Новый мир» опубликовали стихотворение Р.Гамзатова на музыку Яна Френкеля «Мне кажется порою, что джигиты» исполнял М.Бернес. Он предложил внести изменение. Надо чтобы песня была близка всем, ведь с фашистами сражался весь советский народ. Поэт изменил слова «джигиты» на «солдаты» это расширило адрес песни, придало ей общечеловеческое звучание. Когда песня «Журавли» была написана Ян Френкель позвонил певцу М.Бернесу. Он был тяжело болен, но приехал к композитору, прослушав песню заплакал. Позже он записал песню на радио. Это была его последняя запись. Это песня стала любимой миллионами людей. Многие песни на слова Р.Гамзатовастали поистине народными. Учащиеся исполняют песни и читают стихи.

  1. Стадия осмысления

2. Выразительное чтение и анализ стихотворения – песни «Журавли»

  • Беседа по вопросам:

- Почему так называется стихотворение – песня? О чём эта песня?

- Какая тема звучит в песне?

- Каким чувством проникнута песня?

  • Работа в парах (задания для анализа стихотворения-песни)

1-я пара

  1. Найдите в тексте слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами, обращения.
  2. Какую функцию выполняют данные художественные средства выразительности.

2-я пара

#1048;з каких частей состоит стихотворение?

#1054;братите внимание на длину строк. Одинаковы ли они? Что это дает стихотворению?

3-я пара

#1050;акие звуки преобладают в стихотворении, создают музыкальную тональность?

4. Прослушивание песни «Журавли» в исполнении М.Бернеса.

.

- Не появилось ли у вас сейчас желание: прочитать это стихотворение по-иному?

7. Выразительное чтение стихотворения двумя учащимися.

- Кто из ребят сумел наиболее точно передать настроение стихотворения?

- Кому лучше удалось передать напевность, музыкальность стиха?

Слово учителя музыки:Песня всегда воодушевляла народы в их борьбе за лучшую жизнь. Сила воздействия музыки на людей столь велика, что она может объединять массы, сплачивать их единой волей, звать на подвиги.

Песни дагестанских поэтов многие певцы поют на родном языке.

Давайте и мы исполним песню «Журавли» на аварском языке.

.Подведение итогов урока

  1. Стадия рефлексии

Составить синквейн – пятистишие по теме урока (каждый учащийся пользуется «Алгоритмом написания синквейна».

  1. Понравился ли вам этот урок?
  2. Что нового и интересного вы узнали?

Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Выводы:

#1053;еразлучимы в России, музыка, проза, поэзия… Вместе они образуют мощный поток, который несёт на себе драгоценную ношу национальной культуры

2. Музыкальное произведение создаёт определённый эмоциональный настрой, помогает глубже понять лирическое произведение.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Журавли».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....