Интегрированный урок литературы в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Севостьянова Ольга Николаевна

Урок литературы в 11 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  литературы и  русского языка в 11 классе

 Тема: «Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Дорога»

Цель урока:

Образовательная: научить анализировать художественный текст, применяя лингвистический подход;

Воспитательная: воспитывать интерес учащихся к творчеству Б. Пастернака;

Развивающая: развивать мыслительную деятельность учащихся.

Оборудование:

Мультимедийная установка, портрет Б. Пастернака, тексты стихотворения Б. Пастернака «Дорога», магнитофон с записью мелодии песни «Дороги России».

Ход урока:

Учитель: Жизнь движется неравномерно - не всеми сторонами сразу, не целиком. В каждый конкретный момент ее центр для человека - в чем-то особо одухотворенном или субъективно важном, неотъемлемом. По-видимому, оно и служит предметом поэзии? Для многих поэтов - да, у Бориса Пастернака получается по- другому.

Его поэзия - поэзия дорог и разворачивающихся пространств. В ней «пахнет сырой резедой горизонт», открыты окна и двери, в ней всегда есть даль, которая манит и зовет.

 Дорога

Б. Пастернак

То насыпью, то глубью лога,

То по прямой за поворот

Змеится лентою дорога

Безостановочно вперед.

По всем законам перспективы

За придорожные поля

Бегут мощеные извивы,

Не слякотя и не пыля.

Вот путь перебежал плотину,

На пруд не посмотревши вбок,

Который выводок утиный

Переплывает поперек.

 

Вперед то под гору, то в гору

Бежит прямая магистраль,

Как разве только жизни впору

Все время рваться вверх и вдаль.

Чрез тысячи фантасмагорий,

И местности и времена,

Чрез преграды и подспорья

несется к цели и она.

А цель ее в гостях и дома-

Все пережить и все пройти,

Как оживляют даль изломы

Мимоидущего пути.

 

Попробуем определить позицию наблюдателя, т.е. самого лирического героя стихотворения. (Дорогу так, как она описана, можно видеть с высоты птичьего полета, сверху).

Обратите внимание на картину. Перед вами дорога. Применимо ли к ней стихотворение Пастернака? Конечно, да. Но чего мы не видим в картине? Движения. Нет динамики. Образ дороги у Пастернака совершенно иной. Попытаемся в этом разобраться.

Назовите существительные (насыпь, лог, поворот, дорога, поля, извивы, плотина, выводок утиный, гора, магистраль). Все эти существительные - конкретные.

Подберите синонимы из текста к слову «дорога» (извивы, путь, магистраль).

А теперь к глаголу «змеится» (бегут, несется, перебежал, пройти).

Слово «дорога» - неодушевленное, потому не может сочетаться с деепричастием, но здесь это есть «Бегут мощеные извивы, не слякотя и не пыля».

Какую роль играют в стихотворении конкретные существительные, глаголы, деепричастия, синонимические ряды? (Дорога олицетворяется, превращается в живую действующую сущность). Таким образом, мы можем сказать, что дорога является действительным героем стихотворения.

Найдите наречия со значением направления (вперед, вверх, вдаль). Что позволяют увидеть эти наречия? (раздвигают пространство). Расширение пространства в стихах Пастернака, даже до космических масштабов служит не тому, чтобы расколоть мир на две враждебные половины, - не разрыв, а связь влечет поэта, не противопоставление, а соединение. Открытие мира у Пастернака всегда есть восстановление единства.

Особую организующую роль в стихах его играет синтаксис, усложненный, порой громоздкий, но, если приглядеться, на удивление правильный и тем убедительный, способный «держать» стихотворение, не дать ему рассыпаться хаосом разделенных, логически не связанных образов.

Попробуем по очереди прочитать по строфе. Соблюдайте правильную интонацию, подсказанную знаками препинания, следите за голосом. Обратите внимание на четвертую строфу. Какое это предложение? (сложноподчиненное с придаточным сравнительным). С чем же сравнивается дорога?

Так, от картины дороги поэт переходит к проблематике жизни, судьбы. И тут появляются отвлеченные  существительные, присутствует строфа. Какое это предложение? (сложноподчиненное с придаточным сравнительным). е до космических м значение времени: магистраль бежит, как бежит само время. И опять олицетворение: дорога несется к цели. Но цель эта – не в цели, а в самом движении, в самой жизни. Ведь мимо идущий путь- это и есть наша жизнь.

Вывод:

Перед вами, ребята, лежит большая дорога, длиною в целую жизнь. И на крутых ее изломах всегда приходится делать нравственный выбор. Пусть он у вас будет правильным. Идите по жизни с чистой совестью, с добрыми и чуткими сердцами, с ясным и пытливым умом. Белой вам дороги!

Итог. Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...

Интегрированный урок литературы, музыки, ИЗО в 6 классе. Тема урока " Очарованье русского пейзажа".

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "Очарованье русского пейзажа". ( лирика поэтов 19 века: Баратынского, Полонского, Толстого)...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Интегрированный урок литературы и культуры речи в 9 классе "Урок письма"

Урок внеклассного чтения в 9 классе "Урок письма"...

Интегрированный урок литературы в 6 классе (музыка, литература)

Тема урока: Единство красоты природы и красоты человеческих чувств в стихотворении А.С.Пушкина “Зимнее утро”....

Интегрированный урок в 11 классе (русский язык, литература и МХК) Урок подготовки к ЕГЭ

-Предметом нашего исследования на сегодняшнем уроке - искусствоведческий текст В.И.Порудоминского о картине Н.Н.Ге «Тайная вечеря».-Запись «Тайная вечеря- по евангельской притче- пос...