Интегрированный урок литературы, музыки, ИЗО в 6 классе. Тема урока " Очарованье русского пейзажа".
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Открытый урок литературы в 6 классе на тему "Очарованье русского пейзажа". ( лирика поэтов 19 века: Баратынского, Полонского, Толстого)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока. | 68.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Школа: МОУ Медянская СОШ
Учитель: Аношина Вера Владимировна
Предмет: литература
Класс: 6
Тема урока: «Очарованье русского пейзажа». Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого.
Цели:
1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения
2. Развивающие цели:
• развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);
• развитие элементов творческой деятельности;
• развитие навыков устной и письменной речи;
• развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;
3. Воспитательные цели:
• Воспитание любви к прекрасному;
• Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
1. репродукции картин русских художников.
2. аудиозаписи симфонического цикла А.Вивальди “Времена года”
3. компьютер, проектор.
4. мультимедийное обеспечение ( презентация).
Структура урока.
I. Оргмомент.( 1 мин.)
II. Объявление темы урока, задач. Вводное слово учителя.( 2 мин.)
III. Изучение нового материала ( 30 мин.)
1. Анализ стихов Баратынского ( 10 мин.)
2. Анализ стихов Полонского ( 10 мин.)
3. Самостоятельная работа (5 мин.)
4. Анализ стихов Толстого ( 5 мин.)
V. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)
VI. Заключительное слово учителя. Выставление оценок. Задание на дом. ( 4 мин.)
Тема урока: «Очарованье русского пейзажа»
( открытый урок в 6 классе. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого)
Цели:
1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения
2. Развивающие цели:
- развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);
- развитие элементов творческой деятельности;
- развитие навыков устной и письменной речи;
- развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;
3. Воспитательные цели:
- Воспитание любви к прекрасному;
- Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.
Оборудование:
- репродукции картин русских художников.
- аудиозаписи симфонического цикла А.Вивальди “Времена года”
- компьютер, проектор.
- Ход занятия
1. Организационный момент
Учитель: Ребята, здравствуйте! Сядем поудобнее, приготовим тетради, ручки. Откройте тетради и запишите тему нашего урока.
- 2. Работа с эпиграфом к уроку. Тема занятия.
Ребята, посмотрите на тему урока и скажите, все ли слова вам понятны? Что означает слово ПЕЙЗАЖ?
Пейзаж – (фр.) картины природы. Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».
А как вы понимаете слово ОЧАРОВАНЬЕ?
Очарование : 1. устар. Колдовство, волшебство.
2. перен. Чарующая сила, прелесть кого-чего-нибудь.
Так о чем же пойдет речь на нашем уроке? ( о том, как прекрасна природа) Как можно перефразировать тему нашего урока?
Прелесть, красота русской природы.
– А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Вспомните, что такое эпиграф? ( отражает главную мысль).
“Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…”
Ф.И.Тютчев
– Как вы понимаете данное высказывание? (Автор хотел донести мысль о том, что часто человек забывает о том, что природа жива, у неё есть свое настроение, душевное состояние)
Постановка целей и задач занятия
– Посмотрите ещё раз на эпиграф. Какова цель занятия?
( на примере лирических произведений, музыки и изобразительного искусства понять то, что природа чувствует, дышит, радуется и грустит, у неё есть свои тайны, свой язык.)
3. Работа над новым материалом
Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово, у музыканта – звук. В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле. При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по-своему.
На уроке мы обратимся к стихам Евгения Абрамовича Баратынского, Якова Петровича Полонского и Алексея Константиновича Толстого. А также обратимся к полотнам известных художников- пейзажистов.
3.1 Анализ стихов Баратынского.
1. Знакомство с краткой биографией Баратынского
Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии в дворянской семье. В 1812 г. его отвезли в Петербург и определили в Пажеский корпус – привилегированное военно-учебное заведение. Подпав под дурное влияние, Баратынский в 1816 г. совершил тяжкий проступок- принял участие в краже. Дело дошло до царя. За негодное поведение Баратынский был исключен из корпуса без права поступления на службу. Эта катастрофа сыграла важную роль в жизни Баратынского и наложила глубокий отпечаток на его характер. С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи. С 1818 г. завязывает знакомство с Дельвигом , который знакомит его с А. Пушкиным, вводит в писательские кружки и становится его руководителем на литературном поприще. Вскоре стихи Баратынского появляются в печати и были встречены очень сочувственно. Его творческие дарования были отмечены А.Пушкиным.
2.Выразительное чтение стихотворения «Весна, весна!..»
3.Беседа:
- Какова тема стихотворения? (Наступление весны, пробуждение природы)
- Какие приметы весны видит автор? ( чистый воздух, ясный небосвод, бегущие ручьи и т.д.).
- Какие звуки помогают понять, что идет весна?
- Какие образные средства использует поэт? (Олицетворение, эпитеты, метафоры «на крыльях ветерка»)
- А какие краски использует автор? (Лазурь, ясен.)
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- на сколько частей можно разделить стихотворение? ( 2 )
- О чём говорится в 1 части ? а во 2 ?
Ребята, мы уже сказали, что музыка, поэзия и живопись взаимно дополняют друг друга. Сейчас мы послушаем музыку Антонио Вивальди «Времена года. Весна». Одновременно посмотрим на полотна известных художников и выберем произведение, которое больше других соответствует стихотворению «Весна, весна…»
( «Ранняя весна» Архип Иванович Куинджи, И.Левитан «Весна. Большая вода», Б.Щербаков «Журчат ручьи весенние», «Ранняя весна. Оттепель» Саврасов Алексей Кондратьевич)
- Почему вы выбрали эту картину, объясните.
- понравилась ли вам музыка Вивальди? Какое она передает настроение?
3.2.Анализ стихотворений Полонского
- Биографическая справка о Я.Полонском.
Яков Петрович Полонский прожил долгую жизнь-с 1819 по 1898 год. Детство его прошло в провинциальной Рязани, на тихих окраинных улочках. Природа одарила его живым, богатым воображением. Но мечтательность, детские фантазии скоро перешли в сочинительство : волшебные сказки маленького Полонского с наслаждением слушали его младшие братья. В 1840-х годах молодой поэт Полонский жил в Одессе, потом на Кавказе. Зрелое творчество Полонского связано с Петербургом, где он прожил многие годы. Поэт испытывал нужду. В лирике часто слышатся жалобы на судьбу. Даже в стихах о природе слышатся горестные думы. Природа привлекала Полонского и как живописца. В его альбомах и тетрадях стихи чередуются с рисунками карандашом, иногда пером. Одно время Полонский хотел стать художником, но победило призвание поэта. Его оценили по достоинству Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, у него учились Иван Бунин и молодой А.Блок, но он не знал настоящего большого успеха.
Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» ( «Мой костер в тумане светел»), «Вечерний звон», «Мгновения».
2. Выразительное чтение стихотворения “ По горам две хмурых тучи”
3. Беседа:
- Что вы себе представили, читая это стихотворение? (Летний горный пейзаж,… действия происходят ночью, тучи ..)
- Назовите основные образы. (Тучи, скала)
- Какие художественно – выразительные средства использует автор?
(Олицетворения– эхо засмеялось, тучи ссорятся, скала вздохнула; эпитеты – яркая молния, скала горючая, хмурые тучи, дебри влажные, знойный вечер. Эти средства помогают нам понять красоту природы;)
Не только эпитеты и олицетворения помогают нам увидеть красоту природы, услышать звуки грозы.
- Найдите глаголы движения (блуждали, сошлись, сползали, не уступили, огласили, улеглись) глаголы говорят о том, что пейзаж динамичен, действие постепенно нарастает и успокаивается
- С помощью каких звуком мы слышим раскаты грома? (Ра, ры, ру, рю, ро, ря, ре, ри)
- Как называется такое изобразительное средство, когда сочетаются согласные звуки? (аллитерацией)
- Что вы можете сказать об отношениях туч между собой, почему они поспорили?
-Как отозвалась скала на эту ссору?
- Можно ли перенести описание явлений природы на человеческие отношения? ( да, отношение родителей и детей)
- какова главная мысль произведения? ( все в природе гармонично, даже ссора заканчивается примирением)
4. Анализ картин.
- Послушайте музыку А.Вивальди «Лето. Гроза». Посмотрите на репродукции картин. Какие полотна иллюстрируют картину, изображенную Полонским в стихотворении?
(Николай Рерих. Зов неба. Молния., М.Ю.Лермонтов. Кавказ)
3.3 Самостоятельная работа ( 3-4 мин)
- самостоятельно прочитайте стихотворение Полонского «Посмотри, какая мгла».
- устно проанализируйте стихотворение по плану.
- рассмотрите полотна пейзажистов. (Архип Куинджи. Дарьяльское ущелье. Лунная ночь, 1890-1895. Иван Айвазовский .Лунная ночь в Крыму, Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре, 1880)
Выступление учащихся.
3.4.Анализ стихотворения.
-Какую картину рисует Полонский? (Поэт изображает ночной пейзаж.)
-Какие существительные помогают понять, что ночь тёмная? ( Густая темнота ночи ощущается в словах «мгла», «глубина», «сумрак». Она оттеняется тусклым блеском озера. Поэтичность и волшебство картины подчеркивается «прозрачной дымкой», которую ночь пустила на долины.)
- Какую роль играют эпитеты? (Они создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные тона) . эпитеты ( прозрачная, сонный, бледный, сизые, фосфорический)
-Какова композиция стихотворения ? (Оно состоит из двух частей. В первой - общий план, картина спящей природы. Во второй внимание сконцентрировано на герое стихотворения («бледный месяц»)
-Какой прием создает настроение стихотворения? (Вторая часть обращает наш взгляд вверх: олицетворение оживляет месяц, который «без приюта в небе ходит». Создается настроение возвышенное и тоскливое одновременно. Этому способствует и звукопись - аллитерации на глухие согласные : «с», «т», «ч», «х», «ф».)
3.5. Анализ стихотворения Толстого
1. Рассказ о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого.
А.К.Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же после рождения сына родители расстались, и шести недель отроду мальчик был увезен матерью в ее имение на Черниговщине , там он воспитывался до десятилетнего возраста в кругу семьи Перовских, родных со стороны матери.
Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь : за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что-то единое и самое важное - это любовь к родной земле. Он изобразил родную природу , сопровождающей человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека.
Стихотворения А.Толстого отличаются необычной музыкальностью, ритмичностью. Недаром ко многим стихотворениям А.Толстого лучшими композиторами написана музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои…»
«Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - признавался Чайковский.
Давайте же обратимся к его стихотворению «Где гнутся над омутом лозы…»
- Чтение стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…»
3. Беседа:
-Какой пейзаж изображен А.Толстым ? (Изображен летний пейзаж: омут, окруженный ивовым кустарником, горячее летнее солнце, веселый хоровод стрекоз.)
Словарная работа: Омут- водоворот на реке, образуемый встречным течением.
-Чем это стихотворение отличается от других стихотворных пейзажей ?(Это стихотворение-сценка, большая часть занимает прямая речь – песня стрекоз , заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность.)
-Какими приемами создается мелодия этого стихотворения? (Убаюкивающая, завораживающая мелодия песни создается обращениями, повторами, анафорой (одинаковым началом строк), мерным, плавным , ласковым ритмом.)
4. Подведение итогов урока
– Какова была цель занятия? Достигли ли мы её?
– Какие виды искусства использовались нами в течение занятия? Для чего?
- С какими стихотворениями, музыкальными произведениями, художниками мы знакомились на уроке?
Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. Вы увидели простой, неяркий русский пейзаж, но он помог нам понять , что природа неотъемлемая часть жизни любого человека, она тоже живая! Еще раз обратимся к эпиграфу.
- Чтение эпиграфа
А теперь давайте представим, что вы вышли завтра на улицу и не увидели ни березки, ни заснеженного кустики, ни травинки.
- Что вы почувствуете? (Пустоту, одиночество, мы не замечаем природу, но без нее мы не можем жить, она часть нашей жизни)
- Как же нужно относится к нашей природе?
- Что мы можем сделать для того, чтобы наши потомки увидели красоту нашей природы? (Не мусорить, не ломать деревья)
- Выставление оценок.
- Домашнее задание.
Дома вы попробуете проанализировать стихотворение Толстого « Где гнутся под омутом лозы», сделать иллюстрацию к нему. Выучите стихотворение наизусть.
Использованная литература:
- Поурочные разработки по литературе .6 класс. Н.В.Егораева, Б.А. Макарова, М., «Вака», 2011.
- Русские писатели. Библиографический словарь.П.А.Николаева.М., «Просвещение», 1990.
- портрет Баратынского. http://www.wikiart.org/ru/vladimir-borovikovsky/portrait-of-the-russian-poet-evgeny-boratynsky-1820
- словари: http://ozhegov-dictionary.info/Словарь_Ожегова/22213/Пейзаж
- Портрет Полонского: http://www.wikiart.org/ru/ivan-kramskoy/portrait-of-the-poet-yakov-polonsky-1875
- Портрет А.Толстого http://www.liveinternet.ru/tags/%E0.%EA.+%F2%EE%EB%F1%F2%EE%E9/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в V классе. Тема урока: «Я слышу в слове музыку»
Vкласс. Тема урока: «Я слышу в слове музыку»Тип урока:урок-состояние.Цель: Пробуждение творческого потенциала детей.Задачи: Развитие внутреннего мироощущения через воплощение себя в разных ...
Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)
VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока: урок-сценарий.Цель: Показать жизнеутверждающую красоту музыки...
урок музыки в 5 классе тема урока: "Музыка в красках"
Учебные цели урока:1. Сформировать представления о тембре.2. Обобщить представление об интонации.3. Закр...
урок музыки в 5 классе тема урока: "Музыка в красках"
Учебные цели:1. Сформировать представления о тембре.2. Обобщить представление об интонации.3. Закрепить навыки...
урок музыки в 5 классе тема урока: "Музыка в красках"
Учебные цели:1. Сформировать представления о тембре.2. Обобщить представление об интонации.3. Закрепить навыки...
Конспект урока музыки во 2 классе. тема:Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.
Конспект урока музыки во 2 классе. тема:Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский....
Технологическая карта урока по музыке в 5 классе. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…"
Технологическая карта к уроку по музыке. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора"...