Урок литературы в 9 классе.А.П.Чехов "Тоска".Особенности рассказа.
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе
А. П. Чехов «Тоска». Особенности рассказа.
Цели урока:
- Продолжить знакомство учащихся с творчеством А .П. Чехова.
- Раскрыть смысл чеховского рассказа; развивать способности учащихся анализировать художественное произведение, творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.
- Воспитывать у ребят чувство сострадания, сочувствия.
Ход урока.
Организационный момент.
Звучит мелодия (Г. Свиридов Романс)
Тема «Тоски» заявлена уже в открывающем рассказ пейзаже. Описание снега, падающего на вечерний город и не замечаемого бегущими толпами, содержит, как в увертюре музыкального произведения, его основную тему. Ведь и далее речь пойдет о том, что должно привлечь всеобщее внимание, но никем не будет замечено. Заявленная тема проводится через различные вариации, сочетается с «обертонами», получает все более глубокое эмоциональное наполнение и в конце завершается гротескно-иронически. В дальнейшем творчестве Чехова принцип музыкальности найдет самое широкое осуществление.
Учитель: Историк В. О. Ключевский писал о Чехове: «Всюду под его пером проходит толкущийся на всех стыках жизни, оттиснутый в миллионах экземпляров, везде себе верный и всегда на себя похожий, выработавшийся в исторический перл создания и царящий над миром средний человек...» Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».
Учитель:Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А. П. Чехова «Тоска».
Произведение посвящено теме разобщенности людей и одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя. Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 года писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу. Это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски».
Учитель: Что такое одиночество?
Может ли человек быть одиноким среди людей?
На эти вопросы мы ответим с вами сегодня на уроке.
- Актуализация знаний умений
- Учитель: Вы уже дома прочитали рассказ А.П.Чехова «Тоска». Но просто прочитать недостаточно. Чтобы понять истинный смысл произведения, надо обращать внимание на каждую деталь.
Первичное восприятие текста.
- Давайте прочитаем начало (читает ученик)
- В какое время суток происходит действие? (вечернее)
- Имя и фамилия извозчика? (Иона Потапов)
- Какое горе случилось у Иона? (умер сын)
- Сколько раз Иона пытается рассказать о смерти сына? (4)
- Кто выслушал Иону? (никто)
- Кому в результате Иона излил свою душу? (своей лошади)
Рассказ А.П. Чехова называется «Тоска».
Каково лексическое значение этого слова?
Ученик: Тоска ж. стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, скорбь, нойка сердца.
В .Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»
Учитель: А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.
Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость — сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.
Продолжим работу (по рядам)
Выступление каждый группы(приводят примеры из текста).
1 группа: Роль средств художественной выразительности в рассказе. (Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска. Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.
Метафоры: распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.
Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.
Градация: вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.
Повтор: сын помер - от чего?…поезжай; сын помер - все помрем, погоняй; сын помер - …. Данные приёмы усиливают выразительность высказывания).
2 группа: Психологический портрет Ионы( Извозчик Иона. Этот человек относится к такому распространенному типу литературных персонажей, как «маленькие люди». Это означает, что он имеет низкий статус в обществе, не наделен какими-то выдающимися качествами и способностями, но и не причинивший кому-то вреда. Это обычный городской извозчик, который зарабатывает себе на кусок хлеба. Желание этого человека по сюжету довольно скромное — рассказать кому-то о своем горе. Он не принес в этот мир никакого зла, но и героических качеств у него также нет. Даже на хамство людей, которых он везет, Иона не отвечает такой же грубостью, а только пытается завести приятную беседу.
Вторым главным персонажем произведения является лошадь, поскольку без нее этот рассказ не имел бы того финала, которого смог добиться Антон Павлович. Именно это обессиленное и жалкое животное является настоящим другом извозчика, в результате спасшее Иону от неизбывной грусти).
3 группа : Второстепенные герои, их роль в рассказе. (Военный. Первый клиент Ионы, просивший везти его на Выборгскую. Военный произнёс фразу, и Иона, обрадованный седоку, решил рассказать ему о сыне. Но военный не захотел поддержать беседы, может, он едет из оперы и его мысли заняты другим. Он лишь подгоняет извозчика, чтобы тот быстрее доставил его по адресу. Показывая своё нежелание разговаривать с Ионой, седок закрыл глаза, и кучер замолчал. Следующие седоки Ионы. Два пассажира высокие, а третий – маленький и горбатый. Они предлагают Ионе небольшую цену за проезд, но извозчик соглашается. После смерти сына старику всё стало безразлично. Пассажиры лезут в сани и начинают пререкаться, кто из них будет сидеть, а кто поедет стоя. После перебранки, высокие уселись, а горбуну пришлось стоять. Они так же, как и военный, с равнодушием отнеслись к попытке Ионы заговорить с ними. Седоки обсуждают свои дела, не слушая извозчика, и скоро выходят. Прохожий дворник, к которому обращается Иона, не желает поддерживать беседу, заставляет кучера ехать дальше. Молодой извозчик — встретился главному герою в ночлежке, не желает разговаривать).
Учитель: Как вы считаете, какую проблему поднимает автор в рассказе? (маленького человека)
Учитель: У извозчика Ионы умер сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать-то, оказывается, и некому! Ни один человек не хочет –А выслушать Иону, и он в конце концов рассказывает все… своей лошади.
(прослушивание 3 фрагмента)
Равнодушие - это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей- надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись.. В качестве эпиграфа А .П. Чехов берёт начало духовного стиха об Иосифе Прекрасном, проданном в рабство своими братьями. Этот духовный стих был распространен в репертуаре российских странников, «калик перехожих» и, разумеется, мог быть знаком Чехову из таганрогских впечатлений, а не из печатного текста.
Кому повем печаль мою?
Кого призову к рыданию?
Токмо тебе, Владыко мой,
Известна печаль моя.
Учитель: У А. П. Чехова всегда открытый финал. Что же хотел донести до нас автор? Каково идейное содержание рассказа?
Учитель: Давайте вернёмся к вопросу, который я задала в начале урока: «вытравлял из нас всякую душевную дрянность».
Учитель: Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова?
(ответы о равнодушии)
Учитель: Какова же задача каждого из нас в повседневной жизни?
(Не быть равнодушными)
Учитель: Критики, оценившие талант писателя, сумевшего в простом рассказе раскрыть глубокую человеческую драму, положительно приняли творение Чехова, назвав его одним из лучших рассказов того времени. Он словно обращается к нам сегодня - не будьте равнодушными, будьте человечными, деликатными по отношению к другим людям.
Рефлексия
Д. з. Сочинение в формате ОГЭ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.
Данная презентация к уроку литературы по теме "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....
Урок литературы в 7 классе "Нравственные проблемы в рассказе Е.И. Носова "Кукла"
На уроке учащиеся с помощью учителя формулируют и обсуждают нравственные проблемы, поднятые автором в произведении, учатся работать над текстом с карандашом в руках, расширяют свой словарный запас, со...
Урок литературы в 8 классе "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»".
Разработка урока по рассказу А.И.Куприна в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Реком...
Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Андреев. Рассказ "Кусака". Анализ произведения.
План - конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака"....
Урок литературы в 11 классе на тему "Поэтика рассказа Т.Н. Толстой "Соня". Черты постмодернизма в нем"
Урок литературы в 11 классе: «Поэтика рассказа Т.Н. Толстой «Соня». Черты постмодернизма в нем». Посредством приемов проблемного обучения, использования ИКТ (слайдовая презентация) «погружаю» де...
Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.
Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА: Тема праведничес...
План-конспект урока литературы в 8 классе. И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе
Урок литературы в 8 классе. Тема: «И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе». ...