Урок Победы (по творчеству А.Т. Твардовского)
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Урок поможет систематизировать и обобщить изученный материал, научит работать совместно с большой долей самостоятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Изучить творчество поэтов военных лет советской литературы;
  2. Изучить творческое наследие русского поэта, писателя А.Т. Твардовского, якутского поэта, писателя, прозаика, драматурга Т.Е. Сметанина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pobedy.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Поэтическая совесть страны

(по творчеству Александра Трифоновича Твардовского)

Учитель: Яковлева Айталина Ивановна,

учительница русского языка и литературы

  МБОУ «Мастахская средняя

общеобразовательная школа имени Н.П. Егорова»

 Муниципального учреждения

 «Управление образования»

муниципального образования

 «Кобяйский улус (район)»  Республики Саха (Якутия).

Оборудование урока: портрет А.Т. Твардовского, выставка книг, проектор, компьютер, экран, рисунки-иллюстрации учащихся к произведениям писателя, использование ИКТ.

Методические приемы: опережающее домашнее задание, рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности, сообщения учащихся, подготовка учащимися мультимедийных презентаций по жизни и творчеству А.Т. Твардовского беседа по вопросам, выразительное и комментированное чтение, элементы анализа стихотворения, сопоставление с якутской поэзией, музыка.

Эпиграф урока: Жизнь - одна, и смерть – одна…

Организационный момент

Формулирование целей урока.

Урок поможет систематизировать и обобщить изученный материал, научит работать совместно с большой долей самостоятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Изучить творчество поэтов военных лет советской литературы;
  2. Изучить творческое наследие русского поэта, писателя А.Т. Твардовского, якутского поэта, писателя, прозаика, драматурга Т.Е. Сметанина.

Развивающие:

  1. Выявление основных мотивов поэзии поэта-фронтовика;
  2. Сравнить военную лирику поэтов–фронтовиков;
  3. Развитие навыков выразительного чтения стихотворения

Воспитательные:

  1. Воспитание патриотических чувств, любви к Родине;
  2. Привитие чувства благодарности воину-защитнику Родины.

Вводное слово.

Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны.  Вот уже наш народ отмечает шестьдесят пятую годовщину Победы над фашистской Германией. Это уже более полувека!

Книги выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения.

Основная часть урока. 

 Свыше 2 тыс. писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках  защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдат. Это советские поэты-фронтовики Александр Трифонович Твардовский, Исаковский, Лебедев-Кумач, Муса Джалиль и многие другие. Более 300 русских писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них: Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар; молодые поэты – Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров и многие другие.

1 этап. Введение.

Тема войны стала ведущей в творчестве поэта-фронтовика Александра Трифоновича Твардовского, чьему творчеству посвящается наш урок. Кто же он такой? Познакомимся с некоторыми воспоминаниями о Твардовском (показ слайдов):

  • «Высокий, стройный сельский юноша, «загорьевский парень», красивый красотой некоторых деревенских гармонистов и вместе с тем еще чем-то большим и необычным. Ясно-голубоглазый, с открытым лицом, часто освещавшимся такой же ясной, доверчивой, даже простодушной и вместе с тем одухотворенной улыбкой. Да, именно светилось и в улыбке, и во всем обличье, и в разговоре природная одухотворенность, народная интеллигентность…» - таковы были первые впечатления А. Македонова при первых встречах его с Твардовским.
  • «Редактором А.Т. Твардовский был чрезвычайно внимательным, умным, чутким. Он хорошо понимал и чувствовал то, что редактировал. И его редактирование могло принести произведению лишь большую пользу и никогда не приносило вреда» - писал М. Исаковский.
  • «У Твардовского был вкус к языку, чувствовалось, что в этом человеке происходил постоянный внутренний отбор слов, речений, способов передачи своих мыслей…» - вспоминал Л.Озеров.

Вопросы к классу:

- Какое впечатление сложилось у вас о поэте?

- Какие качества человека, писателя подчеркивают современники?

2 этап.     Жизнь и творчество писателя.

Сообщения учащихся (показ мультимедиа презентаций и рассказы учащихся):

  • Александр Трифонович  Твардовский  родился  8  июня  (21  н.с.)  в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца, человека  грамотного  и даже начитанного, в чьем доме книга не была редкостью. Первое  знакомство  с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым состоялось  дома,  когда  зимними вечерами читались вслух эти книги. Стихи начал писать очень рано.  Учился  в сельской школе. В четырнадцать лет будущий  поэт  начал  посылать  небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из  них  были  напечатаны.  Тогда  он отважился  послать  и  стихи.  Исаковский,  работавший  в  редакции   газеты "Рабочий путь", принял юного поэта, помог ему не только напечататься,  но  и сформироваться как поэту, оказал влияние своей поэзией.

      После окончания сельской школы молодой поэт пришел в Смоленск,  но  не мог устроиться не только на учебу, но и на работу,  потому  что  у  него  не было никакой специальности. Пришлось существовать "на грошовый  литературный заработок и обивать пороги редакций". Когда в московском  журнале  "Октябрь" Светлов напечатал стихи Твардовского, тот приехал в Москву,  но  "получилось примерно то же самое, что со Смоленском".

  • Зимой 1930 он опять вернулся в Смоленск, где провел шесть лет. "Именно этим годам я обязан своим  поэтическим  рождением",  —  сказал  впоследствии Твардовский. В это  время  он  поступил  в  педагогический  институт,  но  с третьего курса  ушел  и  доучивался  уже  в  Московском  институте  истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью 1936.

      Произведения Твардовского печатались в 1931 — 1933, но сам он  считал, что только с поэмы о коллективизации "Страна Муравия" (1936) он начался  как литератор. Поэма имела  успех  у  читателей  и  критики.  Выход  этой  книги изменил жизнь поэта: он переехал в Москву, в 1939  окончил  МИФЛИ,  выпустил книгу стихов "Сельская хроника".

  • В  1939  поэт  был  призван  в  ряды  Красной  Армии  и  участвовал  в освобождении Западной Белоруссии.  С  началом  войны  с  Финляндией,  уже  в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты.

      Bo время Великой  Отечественной  войны  была  создана  поэма  "Василий Теркин" (1941 — 45) — яркое воплощение русского  характера  и  общенародного патриотического чувства. По признанию Твардовского,  ""Теркин"  был...  моей лирикой, моей публицистикой, песней и  поучением,  анекдотом  и  присказкой, разговором по душам и репликой к случаю".

      Почти одновременно с "Теркиным" и  стихами  "Фронтовой  хроники"  поэт начал законченную уже после войны поэму "Дом у дороги" (1946).

      В 1950 — 60 была написана поэма "За далью — даль" и в 1967  —  1969  — поэма "По  праву  памяти",  где  рассказана  правда  о  судьбе  отца  поэта, ставшего  жертвой  коллективизации,  запрещенная  цензурой,   опубликованная только в 1987.

  • Наряду  со  стихами  Твардовский  всегда  писал  прозу.  В  1947  была опубликована книга о минувшей войне под общим заглавием "Родина и чужбина".

      Проявил себя и как глубокий, проницательный критик:  книги  "Статьи  и заметки о литературе" (1961), "Поэзия Михаила Исаковского" (1969), статьи  о творчестве С. Маршака, И. Бунина (1965).

      Многие годы Твардовский был главным редактором  журнала  "Новый  мир", мужественно   отстаивая   право   на   публикацию    каждого    талантливого произведения, попадавшего в редакцию. Его помощь  и  поддержка  сказались  в творческих  биографиях  таких  писателей,  как  Абрамов,  Быков,   Айтматов, Залыгин, Троепольскцй, Молсаев, Солженицын и др.

      18 декабря 1971 А. Твардовский скончался после тяжелой болезни.

3 этап. Основные мотивы военной лирики А.Т. Твардовского

Слово учителя. Литература учит жизни. Каждый писатель своими произведениями  нас обогащает эмоциональными красками, одухотворяет нас, делает богаче чувствами, переживаниями. Какие основные  чувства прививает нам творческое наследие А.Т. Твардовского военных лет?

1. Чувство любви к  малой Родине

  • Каким чувством охвачены строки А.Т. Твардовского:

                         Ветром, что ли, подунуло

                        С тех печальных полей, -

                        Что там с ней, как подумаю,

                        Стороною моей!

  •             Мать-земля родная наша,

                  В дни беды и в дни побед

                  Нет тебя светлей и краше,

                  И желанней сердцу нет...

 (Каждый человек, борясь за свободу  своей  родины,  боролся  и  за  тот небольшой кусочек земли, на котором вырос сам. В  лирике  Твардовского  есть образ его малой родины, «родной  стороны»  -  Смоленщины,  которую  захватил враг. Читая эти строки, мы чувствуем огромную  преданность писателя своей родной земле).

    Вывод:   Именно  в   защите   Родины,  жизни   на   земле   заключается  справедливость

народной  Отечественной   войны:   “Бой  идет  святой  и  правый,  смертный  бой  не ради славы — ради жизни на земле”.

2.      «Святая» память

  • Какое чувство испытывает поэт?

                       Cтучит в сердца, владеет нами,

                  Не отпуская ни на час,

                  Чтоб наших жертв святая память

                  В пути не покидала нас.

                  Чтоб нам, внимая славословью,

                  И в праздник нынешних побед

                  Не забывать, что этой кровью

          Дымится наш вчерашний след.

(Память о погибших постоянно стучит в  сердце  поэта. И сегодня даже спустя более полувека мы должны помнить о тех, кто боролся за нашу землю, за нашу Родину, за нашу свободу, за будущее).  

Вывод: Тех фронтовиков,  и  погибших,  и  уцелевших, было   великое  множество; имена большинства из них известны лишь узкому кругу однополчан  и  родных.

            Празднуя день Победы, нельзя забывать,  «во  что  нам  стала  та страда», забывать, «каких и скольких сыновей  недосчитались  мы,  рыдая  под гром победных батарей». Твардовский именно о них думал  и  писал о погибших:

                Сколько их на свете нету,

                Что прочли тебя, поэт...

3. Чувство вины перед павшими.

  • Как участник Великой Отечественной войны, прошедший весь ужас страшной войны, А.Т. Твардовский чувствует вину… перед кем?

                Я знаю, никакой моей вины

                В том, что другие не пришли с войны,  

                В том, что они – кто старше, кто моложе, -

                Остались там, и не о том же речь,

                Что я их мог, но не сумел сберечь, -

                 Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

         (Как  неоднократно   отмечено   критиками, что  Твардовский   первый из  поэтов   затронул   тему  ответственности   живых  перед  павшими. Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…»  вновь  затрагивает  тему вины перед теми, кто не вернулся с поля боя, но с ещё большим драматизмом).

      Вывод: Финальные слова означают недоговорённость. Хотя Твардовский  понимает, что никакой вины объективно нет (действительно, он полностью  выполнил  свой долг, пройдя всю войну  в  роли  военного  корреспондента),  всё  же  он  её ощущает. Эта вина  выражает  мысль  о  неоплаченном  долге  перед  погибшими защитниками России.

4 этап. «Правда о войне» - литературный монтаж.

        Учащиеся читают любимые стихотворения или отрывки из поэм А.Т. Твардовского, которые по их мнению самые сильные и правдивые.

        

5 этап. Сопоставление образа советского солдата Егор Чээрин - В.Теркин (Твардовский),  нравственной  позиции солдата "Костор айыым сырдыгыттан...", "Хааннаах хара баттах" - "Я убит подо Ржевом"(А.Т. Твардовский)

Затронул сердца читателей образ жизнерадостного солдата Василия Теркина - героя Твардовского по-детски чистой открытой душой. Проведем аналог – какой герой якутской литературы военных лет сродни с этим всеизвестным русским солдатом?

           (Егор Чээрин – герой одноименной повести нашего земляка Тимофея Егоровича Сметанина. Близко к сердцу восприняли читатели образ жизнерадостного якутского солдата Егора Чээринэ. Это молодой, жизнерадостной боец с чистой, открытой душой, этими качествами он походит на русского солдата. Значит,  этот образ наделен добрыми качествами, которые присущи любому человеку, не зависимо от национальности.

Любовь к Отчизне, готовность к самопожертвованию ради жизни на Земле звучит в стихотворении  русского поэта Александра Трифоновича Твардовского:

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она спасена.

Эти строки перекликаются со строками стихотворения якутского поэта, нашего земляка, тоже участника Великой Отечественной войны Тимофея Егоровича Сметанина:

Костор айыым сырдыгыттан,

Конул олохтон арахсаммын,

Сарсын тахсар кун иьин

Саманна о5уттахпына да,

Син биир аа5аарын

Сир урдугэр дьоллоо5унан).

      Заключение.     Александр  Трифонович  Твардовский  сочетал  в   себе   талант  поэта,

темперамент бойца,  долг и   совесть  гражданина.  «Он   был  нашей   поэтической   совес-

тью»    -   так   предельно   точно    определит нравственное        значение       Твардовского    

Кайсын        Кулиев. Он  был  коммунистом   и    интернационалистом    по   самой    своей   натуре,   оставаясь    во    всем     русским   национальным   поэтом.    И   любому  юноше,   «решающему делать жизнь  с  кого»,  если даже  у него  нет   никакой   склонности   к поэ-

зии, можно смело  и  безошибочно  указать  на  жизнь  замечательного  советского поэта.                

Рефлексия.

Выставление оценок.

Задание на дом: создать презентацию о поэтах ВОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "История и личность" (по творчеству А.Т. Твардовского)

По программе В.Я.Коровиной отведено 2 часа на изучение темы "Великая Отечественная война в поэзии русских поэтов". Одно из стихотворений - А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста", которое побудило меня со...

Презентация к уроку литературы по творчеству А.Т.Твардовского

Презентация может быть использована на уроках литературы при изучении биографии и творчества русского поэта А.Т.Твардовского в 11 классе...

В одном букете - яркие цветы ( Урок-исследование по творчеству А.Твардовского- русского поэта и Я.Ухсая- чувашского поэта)

1.выработать навыки сопоставительного анализа творчества писателей (тĕрлĕ çыравçăсен пурнăçĕпе хайлавĕсене танлаштарса вĕрентесси). 2. Развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся; нав...

Зачётные работы по литературе №9, №10 (Жизнь и творчество А.Т.Твардовского, А.И.Солженицына). 12 класс вечерней школы

Зачётные работы №9 "Жизнь и творчество А.Т.Твардовского" и №10 "Жизнь и творчество А.И.Солженицына" помогут быстро проверить знания обучающихся по изучаемому материалу. В целях экономии времени на уро...

Презентация к уроку по творчеству А. Т. Твардовского

Материал к уроку по поэме "Василий Теркин"...

Интеллектуальная игра по творчеству А.Т.Твардовского

Примерные задания игры предлагаются заранее. Оценка знаний проводится только высокими баллами, что привлекает учащихся к самостоятельному добыванию знаний....

Урок литературы по теме: Александр Трифонович Твардовский. Личность. Творчество.

Представление личности А. Твардовского, о его творчестве. Развитие навыков анализа поэтического текста....