Урок литературы по теме: Александр Трифонович Твардовский. Личность. Творчество.
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Можеванова Марина Александровна

 Представление личности А. Твардовского, о его творчестве. Развитие навыков анализа поэтического текста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_tvardovskomu.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы по теме: Александр Трифонович Твардовский. Личность. Творчество.

Урок обучающий, объяснение нового материала.

Цель урока: дать представление о личности А.Т.  Твардовского, его творчестве; показать значение его творчества и общественной деятельности; развивать навыки анализа поэтического текста.

На доске: дата, тема урока, портрет А.Т. Твардовского, где указаны годы жизни поэта. Выставка книг А. Твардовского.

Ход урока.

Объяснение нового материала. Несколько учащихся выступают с подготовленными дома сообщениями о жизни и творчестве А. Твардовского, все остальные конспектируют информацию в тетради.

Слово учителя.

А.Т. Твардовский – одна из самых ярких и противоречивых фигур в русской советской литературе. Сын раскулаченного сосланного крестьянина, он в годы массовых репрессий одним из первых в советской поэзии создал произведения, ставшие классикой социалистического реализма. (Социалистический реализм - это художественное течение в литературе, живописи, кинематографе, театре и архитектуре 20 века, представляющее собой выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление социалистического общества.) Прошёл через две войны – Финскую и Великую Отечественную военным корреспондентом, а в годы «оттепели» резко критиковал советскую власть, став лидером оппозиции, застойному режиму. Будучи главным редактором «Нового мира», сделал журнал проводником демократических идей. При этом Твардовский был настоящим советским поэтом, искренне верил в идеалы коммунизма, хотя считал, что государственная система извратила первоначальный, ленинский замысел. Трагически переживал поэт многолетние муки раскаяния перед своим отцом, перенёсшим разорение и ссылку.

Вся жизнь Твардовского – постоянный и мучительный путь к правде, как бы ни была горька эта правда.

Авторитет Твардовского был очень велик в обществе, и в писательской среде. Его произведения являются поэтическими свидетельствами истории народа. В них отражены все важнейшие события страны, происходившие на глазах поэта: коллективизация – в «Стране Муравии», Великая Отечественная война – в «Василии Тёркине», «оттепель» – в поэме «За далью -даль», разоблачение сталинизма – в поэмах «Тёркин на том свете», «По праву памяти».

Знакомство с творчеством А.Т. Твардовского.

  1. Поэма «Страна Муравия».

Слово учителя. В большинстве ранних стихов юный поэт восторженно писал о наступавших в деревне переменах. Даже когда началась коллективизация, от которой пострадала в числе прочих, семья Твардовских. Он старался, как вспоминал позднее «представить дело так, как всем нам тогда казалось, как необходимый и прогрессивный «великий перелом». В 1934 – 1936 годах Твардовский пишет поэму «Страна Муравия». Герой поэмы, крестьянин - единоличник Никита Моргунок ищет старинную Муравскую страну, где «земля в длину и ширину кругом своя, посеешь бубочку одну, и та твоя». Поиски заканчиваются решением героя пойти в колхоз.

Чтение отрывков поэмы, беседа по вопросам:

- Каковы особенности сюжета и жанра поэмы? Какие литературные традиции продолжает Твардовский в этой поэме?

 (Сюжет поэмы почти сказочный – путешествие в поисках счастливой страны; сказочные элементы – выбор дороги, поиски коня. Соответствует жанру волшебной сказки и герои: главный герой, претерпевающий множество приключений, на пути и возвращающийся в родные места, где его и ждёт счастье, верный конь, герои – помощники, герои – враги, спаситель. Песенный лад поэмы, огромное количество присказок, пословиц,  поговорок тоже соответствуют фольклорному жанру. Народная лексика -  просторечия, диалектизмы, уменьшительные суффиксы – создают насыщенную атмосферу сказочности)

- Как соотносятся сказочные элементы, сказочный сюжет с реальностью, которую автор хотел отразить в поэме?

(У Твардовского порой и реалистические эпизоды приобретают символический смысл.

- Как Твардовский отвечает на вопрос, поставленный его любимым поэтом Некрасовым «Кому на Руси жить хорошо» в своей поэме?

Сделаем вывод по поэме. Трагическая явь русской деревни превращается в эпическое предание о счастье, которое ждёт народ в колхозном раю. С этой поэмы начался целый поток произведений – романов, повестей, преображавших жестокую реальность в сказочную быль.

  1. Стихотворение «Урожай».

- Каким чувством окрашено это стихотворение?

- С чем связано ощущение счастья, как передаёт его поэт?

- В чём особенность описания природы в этом стихотворении?

- Что описывает поэт? Как? Чьими глазами мы видим картину сбора урожая?

- Какой эмоциональный отклик у читателя рождает это стихотворение?

Обсуждаем, записываем в тетрадь основные мысли.

Выводы по уроку.

Оценки.

Домашнее задание. Прочитать поэму А. Твардовского «Василий Тёркин», подготовиться к идейно – художественному анализу данной поэмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Александр Трифонович Твардовский.

Жизненный путь А.Т. Твардовского....

Александр Трифонович Твардовский "Василий Тёркин" Письмо солдата домой

Завершающий урок по поэме А.Т.Твардовского "Василий Тёркин"....

Книга о войне. Александр Трифонович Твардовский. Поэма "Василий Тёркин". Конспект урока.

Книга о войне. Поэма А.Т.Твардовского  «Василий  Теркин».Урок, посвященный 75 - ой годовщине со Дня Победы.Цели урока:1) показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь учащимся...

Книга о войне. Александр Трифонович Твардовский. Поэма "Василий Тёркин" Презентация

Книга о войне. Поэма А.Т.Твардовского  «Василий Теркин».Урок, посвященный 75 - ой годовщине со Дня Победы.Цели урока:1) показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь учащимся осозн...

Урок литературы по теме "А.А. Блок: жизнь, творчество, личность". 11-й класс

Знакомство с жизнью, творчеством, личностью поэта А.А. Блока”, атмосферой, в которой вырос великий поэт. Факты личной биографии в поэзии А.А. Блока, особенности поэтики его стихотворен...

Конспект урока литературы по теме «Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь, творчество. Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством поэта; развивать у учащихся способность понимания художественного текста, учить работе с текстом, используя исследовательский метод.Оборудование: ноутб...

Новое прочтение поэмы Александра Трифоновича Твардовского "Василий Тёркин"

Несколько лет тому назад, находясь на вынужденных каникулах, ученики, тогда еще 8-го класса, прочитали наизусть поэму "Василий Тёркин". Новые ученики нового 8-го класса, заинтересовавшись пр...