Урок литературы в 5 классе "История и личность" (по творчеству А.Т. Твардовского)
презентация к уроку литературы (5 класс) по теме
По программе В.Я.Коровиной отведено 2 часа на изучение темы "Великая Отечественная война в поэзии русских поэтов". Одно из стихотворений - А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста", которое побудило меня создать данный урок с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок "История и творчество" | 51.5 КБ |
tvard_prez_2.odp | 897.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «История и личность» (по творчеству А.Т.Твардовского).
Цели:
- ознакомить с жизнью и творчеством А. Твардовского;
- расширить знания детей о Великой Отечественной войне;
- способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову;
- совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному;
- создавать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на произведении А. Твардовского “Рассказ танкиста”.
Ход занятия
Эпиграф:
А.Т. Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности…
К. Куликов
I Орг.момент.
II Вступительное слово учителя.
В этом году мы празднуем 66 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Война, которая шла долгих 4 года получила название Великой Отечественной. Как, по-вашему, можно объяснить такое название? (Война получила определение Великой Отечественной, так как она была долгой, трудной, в ней, так или иначе, участвовал каждый советский человек. ВОв была освободительной, солдаты сражались за свою Родину.)
Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников. Много писателей побывало на войне и многие из них написали стихи, посвященные детям.
Сегодня мы познакомимся с творчеством выдающегося поэта Александра Трифоновича Твардовского, который написал немало произведений о войне.
Слайды 1-2.
Давай-ка, друг, пройдем кружком,
По тем дорожкам славным,
Где мы с тобою босиком,
Отбегали недавно.
Еще в прогалинах кустов,
Где мы в ночном бывали,
Огнища наши от костров
Позаросли едва ли.
Слайды 3-9.
Учитель: Хутор Загорье – родина великого русского поэта Александра Трифоновича Твардовского. Здесь почувствовал он биение жизни, усвоил ее первые уроки, написал свои первые стихи,
1-й ученик:
Спасибо, моя родная
Земля, мой отчий дом,
За все, что от жизни знаю,
Что в сердце ношу своем.
За время, за век огромный,
Что выпал и мне с тобой,
За все, что люблю и помню,
За радость мою и боль.
2-й ученик:
За горечь мою и муку,
Что не миновал в пути.
За добрую науку,
С которой вперед идти.
За то, что бессменно, верно
Тебе служить хочу,
И труд мне любой безмерный
Еще как раз по плечу.
Слайд 10
Учитель: Детство поэта пришлось на первые послереволюционные годы. Его отец, Трифон Гордеевич, в прошлом был кузнецом и тяжким трудом сумел скопить небольшую сумму денег, чтобы купить небольшой участок земли. Позже поэт напишет в автобиографии: "... нам, детям, отец с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле – нашему "имению", как в шутку и не в шутку называл он свой хутор". За его стремление выбраться из нищеты, его причислили к кулакам. В тридцатые годы отец был раскулачен и выслан из родной деревни. А.Т. Твардовский всю свою литературную деятельность посвящает на справедливое отношение к людям труда.
Ученик:
На крыльце сидит боец.
На скворца дивится:
– Что хотите, а скворец
Правильная птица.
День-деньской, как тут стоим,
В садике горелом
Занимается своим
По хозяйству делом.
Слайды 11-12
Уже живя в родном хуторе Загорье на Смоленщине, Твардовский становится селькором. С 1924 года начинает посылать заметки в редакции смоленских газет. Он писал в них о комсомольских делах, о разных злоупотреблениях, которые допускали местные власти, что создавало ему в глазах местных жителей ореол защитника. В газете «Смоленская деревня» публикуются первые его стихотворения.
«Отрываясь от книг и учебы, – вспоминает Твардовский, – я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет, писал статьи, вел всякие записи. За каждой поездкой, отмечая для себя то новое, что открылось мне в сложном и величественном процессе колхозной жизни».
Кружились белые березки,
Платки, гармонь и огоньки,
И пели девочки-подростки
На берегу своей реки.
И только я здесь был не дома,
Я песню узнавал едва.
Звучали как-то по-иному
Совсем знакомые слова.
Гармонь играла с перебором,
Ходил по кругу хоровод,
А по реке в огнях, как город,
Бежал красавец пароход.
Веселый и разнообразный,
По всей реке, по всей стране
Один большой справлялся праздник,
И петь о нем хотелось мне.
Петь, что от края и до края,
Во все концы, во все края,
Ты вся моя и вся родная,
Большая Родина моя.
Слайды 13
Учитель: В 1939 поэт был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты.
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет
Учитель: С июня 1941 года Александр Твардовский начинает работу в редакции газеты Юго-Западного фронта "Красная Армия". Он пишет стихи, очерки, фельетоны, статьи, песни, заметки. Остались строки, запечатлевшие первые дни войны, – самого страшного и горестного периода Великой Отечественной.
Слайды 14-15
С первых дней Великой Отечественной войны Твардовский находился среди бойцов, военным корреспондентом прошел трудными дорогами с запада на восток и обратно. Об этом он рассказал в поэме «Василий Теркин». Но есть у поэта и фронтовая лирика — своеобразный дневник, художественно запечатлевший суровое время и его героев. Стихотворение «Рассказ танкиста», с которым мы познакомимся сегодня на уроке, относится к этому циклу.
III Работа над текстом.
1.Выразительное чтение стихотворения учителем. (Стихотворение читает учитель, после чего необходимо выдержать паузу.)
Стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста».
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут его, забыл его спросить...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен,—
И не поймёшь, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился,— столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка: —
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт.— Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали.— Вот здесь.— И с разворота
Заходим в тыл, и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал-
Был трудный бой.
Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
2. Работа над произведением
а) первичное чтение.
У. Откройте учебник на странице 190. А Твардовского “Рассказ танкиста”. Прочитайте и почувствуйте настроение автора.
Самостоятельное чтение детьми.
– Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?
Д. Чувство страха, гордости, интереса, опасности…
б) вторичное чтение с выборочным зачитыванием эпизодов.
У. Кто из героев привлек вас?
Д. Мальчик?
У. Как думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень?
Д. Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу.
У. Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении? Докажите словами из текста.
Д. Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами.
– Приветливый – встречает как гостей
– Нежадный, щедрый – сливы сует
– Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут…
– Скромный – показал и убежал…
У. Как думаете, автор относится к своему герою? Зачитайте. С какой выразительностью нужно читать?
Д. С уважением, гордостью, он ему нравится…
У. Кроме обычных качеств, присущих любому человеку, мальчику еще свойственно смелость, отвага, бесстрашие, храбрость. И тем самым он нравится автору и нам. Что испытывал танкист во время боя? Докажите словами из текста. Какой будет интонация?
Д. Трудность – прорывались, удовлетворения – врага вмяли в чернозем, усталость – вытер пот, благодарность к мальчику, чувство вины перед мальчиком – не спросил как его зовут.
У. Какие чувства испытывал мальчик? Как нужно читать?
Д. Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения боялся, что враг может сменить свое место расположения.
У. Работая в парах, разделите произведение на 3 части.
- Сколько строф в 1 части? (3)
- Сколько строф во 2 части? (5)
- Сколько строф в 3 части? (2)
- С какой интонацией будете читать 1, 2, 3 строфы?
Д. 1 – спокойно идут воспоминания, 2 – тревожно идет бой, 3 – спокойно бой закончен, усталость.
г) работа над языком
У. Какие литературные приемы использует Твардовский?
Д. Повтор. Повторение строфы в начале и в конце стихотворения.
У. Как думаете, для чего?
Д. Поэт использует повтор, чтобы показать, что бой действительно трудный и поступок \мальчика заслуживает награды. Ценой собственной жизни он спасал землю от врагов. Танкист испытывает сожаление. Ребенок совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет.
У. Какой прием использован, для того чтобы выразительней описать предметы?
Д. Прием сравнения.
У. Найдите прием сравнения.
Д. Мальчика – с главарем, рубаху – с пузырем, пули – с гвоздями.
У. Что можете сказать о звукописи?
Д. Автор часто использует /ж ш щ з с/, чтобы передать шум боя, свист пуль…
3. Тест.
Слайды 16-19
- Проверим, как вы усвоили содержание стихотворения. Проведём небольшой Тест.
1. Что значит «гвоздит»?
а) прибивает гвоздями;
б) выращивает гвоздики;
в) бьёт изо всех сил.
2. Подберите синоним к слову «мужественный»?
а) весёлый;
б) храбрый;
в) беспечный.
3.Каким выражением поэт показал развитие действия?
а) «подъехали, заходим в тыл»;
б) «катим вчетвером»;
в) «вмяли в чернозём».
4. Заключительное слово о творчестве А.Т.Твардовского.
Слайды 20-23
IV. Итог урока.
Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями о героических поступках людей в годы Великой Отечественной Войны? Надеюсь, наш урок вам понравился, и я бы хотела, чтобы вы оценили его.
V. Домашнее задание.
Выучить наизусть.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности… К.Куликов Эпиграф
Русский поэт Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году в Смоленской губернии в деревне Загорье в семье деревенского кузнеца.
На этом месте стоял дом , где родился в 1910 году А.Т.Твардовский
Малая Родина Твардовского Хутор Загорье - родина великого русского поэта Александра Трифоновича Твардовского. Здесь почувствовал он биение жизни, усвоил ее первые уроки, написал свои первые стихи, Земля эта — десять с небольшим десятин — вся в мелких болотцах и вся заросшая лозняком, ельником, берёзкой, была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости. Нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, скупой, но нашей земле — нашему «имению», как в шутку и не в шутку называл он свой хутор. Дом П.Твардовского, конец XIX в. Усадьба крестьянина-бедняка.
Семья Твардовских Карта схема окрестностей хутора Загорье
Родители Твардовского Трифон Гордеевич, отец поэта Мария Митрофановна, мать поэта
Анна Трифоновна, сестра Мария Трифоновна, сестра Иван Трифонович, брат Константин Трифонович, брат Павел Трифонович, брат Василий Трифонович, брат
Из истории семьи Твардовского. Детство поэта пришлось на первые послереволюционные годы, а в юности ему довелось на своей собственной судьбе понять, как проводилась коллективизация. Его отец, Трифон Гордеевич, в прошлом был кузнецом и тяжким трудом сумел скопить небольшую сумму денег, чтобы купить небольшой участок земли. Позже поэт напишет в автобиографии: "... нам, детям, отец с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле - нашему "имению", как в шутку и не в шутку называл он свой хутор". За его стремление выбраться из нищеты, его причислили к кулакам. В тридцатые годы отец был раскулачен и выслан из родной деревни. Новые хозяева жизни не посчитались даже с тем, что Трифон Гордеевич вместе с семьей сам обрабатывал землю и не нищенствовал только благодаря своему трудолюбию. Они ничего не имели и против революции - наоборот даже, новые порядки казались им началом "счастливого светлого будущего». А.Т.Твардовский всю свою литературную деятельность посвящает на справедливое отношение к людям труда. Постоянная связь с текущей действительностью, ориентация на широкие массы и живое общение с ними, опора на лучшие традиции русской поэзии и народного творчества – основные особенности его произведений.
Раннее творчество А.Т.Твардовского. Уже живя в родном хуторе Загорье на Смоленщине, Твардовский становится селькором. С 1924 года начинает посылать заметки в редакции смоленских газет. Он писал в них о комсомольских делах, о разных злоупотреблениях., которые допускали местные власти, что создавало ему в глазах местных жителей ореол защитника. В газете «Смоленская деревня» публикуются первые его стихотворения. «Отрываясь от книг и учебы,— вспоминает Твардовский, — я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет, писал статьи, вел всякие записи. За каждой поездкой отмечая для себя то новое, что открылось мне в сложном и величественном процессе колхозной жизни». Первое опубликованное стихотворение. Газета "Смоленская деревня". 1925г.
Предвоенная литературная деятельность Твардовского "Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением", — сказал впоследствии Твардовский. В это время он поступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел и доучивался уже в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью 1936. Произведения Твардовского печатались в 1931 — 1933, но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации "Страна Муравия" (1936) он начался как литератор. Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта:, он переехал в Москву, в 1939 окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов "Сельская хроника". Автограф стихотворения "Кружились белые березки...",1936г. Иллюстрация к поэме «Страна Муравия», 1936г
В 1939 поэт был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты.
А.Т.Твардовский – военный корреспондент С июня 1941 года Александр Твардовский начинает работу в редакции газеты Юго-Западного фронта "Красная Армия". Он пишет стихи, очерки, фельетоны, статьи, песни, заметки. К сожалению, тетрадка с записями Твардовского о первых месяцах работы пропала. Но остались строки, запечатлевшие первые дни войны, — самого страшного и горестного периода Великой Отечественной. То была печаль большая, Как брели мы на восток. Шли худые, шли босые В неизвестные края, Что там, где она, Россия, По какой рубеж своя?
Произведения А. Твардовского - «Ленин и печник»; - «Новая изба»; - «Василий Теркин»; - «Страна Муравия»; - «За далью — даль»; - «Я убит под Ржевом»; - «Рассказ танкиста»
С первых дней Великой Отечественной войны Твардовский находился среди бойцов, военным корреспондентом прошел трудными дорогами с запада на восток и обратно. Об этом он рассказал в поэме «Василий Теркин». Но есть у поэта и фронтовая лирика — своеобразный дневник, художественно запечатлевший суровое время и его героев. Стихотворение «Рассказ танкиста» относится к этому циклу.
Тест по произведению А. Твардовского «Рассказ танкиста»
1. Что значит «гвоздит»? а) прибивает гвоздями; б) выращивает гвоздики; в) бьёт изо всех сил.
2. Подберите синоним к слову «мужественный»? а) весёлый; б) храбрый; в) беспечный.
3.Каким выражением поэт показал развитие действия? а) «подъехали, заходим в тыл»; б) «катим вчетвером»; в) «вмяли в чернозём».
Открытие памятного камня в 1985 году, на месте , где родился в 1910 году А.Т.Твардовский
В 1971году поэт заболел и умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В Воронеже и Москве его именем названы улицы.
Музей-усадьба "А.Т.Твардовский на хуторе Загорье" В 1988 году открыт для посетителей возрожденный хутор Загорье, место, где родился и жил до восемнадцатилетнего возраста Александр Трифонович Твардовский - выдающийся советский поэт. По макету брата поэта Ивана Трифоновича были заново возведены: дом, сарай, баня, кузница и другие надворные постройки, разбит сад и огород. Представленная в интерьере дома мебель тоже выполнена руками брата поэта - мастера - краснодеревщика. Большую помощь в оформлении дома, хозяйственных помещений, кузницы оказали жители деревень, передавшие музею предметы - быта, характерные для того времени. Неброская русская природа и обстановка, окружавшая мальчика, позволяют проникнуться атмосферой, в которой зарождался талант будущего поэта. Ежегодно, в день рождения поэта, на хуторе Загорье проводятся литературные праздники. Хутор Загорье. Музей Твардовского В музее Твардовского
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки литературы как средство самореализации личности в системе духовно-нравственного воспитания
В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности, а порой и драматичности бытия, полн...
Проектно - исследовательская деятельность на уроке литературы. Тема:"Конфликт романтической личности с укладом жизни".
Урок предлагается учителям литературы общеобразовательных учреждений. Проектная деятельность дает возможность реализовать творческие способности ребят, проводить исследования, создавать мини пректы, т...
Ход урока:"Маленький человек: тип или личность".(по творчеству Ф.М. Достоевского)
Цели: -Развивать исследовательскую культуру 9-и класснкиов- Отработка навыков анализа художественного текста Технология: обучение в сотрудничестве (групповая работа)....
Слайды к уроку "Маленький человек: тип или личность "(по творчеству Ф.М. Достоевского)
Материалы для интеракивной доски....
Презентация к уроку литературы "А.П.Чехов. Личность и судьба" (часть1)
Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве А.П.Чехова (часть1)...
Урок литературы по теме "Образ Василия Теркина в поэме А. Твардовского"
Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А. Тврдовского "Василий Теркин" проводится в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. ...
Конспект урока литературы в 9 классе "Личность и судьба Г.Р. Державина. Основные этапы его жизни и творчества"
Методическая разработка урока литературы в 9 классе по творчеству Г.Р. Державина....