«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»
методическая разработка по литературе по теме
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Обоснование выбора технологии «Педагогическая мастерская»
2. Обоснование выбора тем уроков
3. Краткие конспекты уроков
4. Раздаточные материалы к урокам
5. Презентации к урокам
6. Материалы к урокам
Список используемых источников
ВВЕДЕНИЕ
Состояние реальной педагогической практики сегодня характеризуется активным развитием инновационных процессов, которые заключаются в обновлении содержания и достижении нового качества его результатов. Главный фактор, влияющий на развитие образования сегодня,- это поворот к личности обучаемых (развитие личности- смысл и цель современного образования).
Изменение парадигмы образования обусловило необходимость введения перспективных технологий, развивающих интеллектуальные творческие способности.
Одним из альтернативных и эффективных способов обучения является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эта технология обуславливает изменение общей парадигмы образования и соответствует новой философии образовательных целей:
v не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
v не давать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
v не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
v не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.
Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи:
v личностного саморазвития;
v образовательной мотивации, повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
v функциональной грамотности и креативности;
v культура речи: навыкам аргументированного говорения и письма;
v социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Соответственно, в рамках технологии мастерских результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного
развития и представлены в деятельностной форме.
Это, в частности, означает, что результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном формате, но, прежде всего, могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. Безусловно, предметный контекст по-прежнему важен. Но на первый план начинают выходить задачи, требующие для решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных компетенций.
Основу развития личности ребенка составляет умение учиться. Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.
Актуальность поднимаемых в разработанных уроках проблем обусловлено необходимостью пересмотра подхода к ведению уроков литературы (что связывается обычно с изменением учебных планов, программ, учебников), но и в технологии образовательного процесса, понимаемая нами как своеобразное сочетание обучения и учения.
ЦЕЛЬ:
Разработать комплекс уроков по литературе с использованием технологии «Педагогическая мастерская». Показать насколько данная технология эффективна, и насколько устойчиво восприятие ребенка при работе в мастерской. На конкретном примере описать возможности реализации технологии «Педагогическая мастерская».
ЗАДАЧИ:
v проанализировать существующие методические разработки уроков по литературе, сформулировать требования к собственной методической разработке;
v осуществить подбор теоретического и иллюстративного материала по тематике предложенных уроков;
v выработать основные рекомендации по использованию комплекса уроков литературы, с использованием технологии «Педагогическая мастерская»;
v выбрать компьютерные средства реализации методической разработки.
1.ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕХНОЛОГИИ
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Если спросить учителя литературы, в чем видится ему главная трудность его работы, в чем основная проблема современного литературного образования, можно не сомневаться , что ответ будет один и тот же: дети не хотят читать.
Все знают, как любят малыши, чтобы им читали, как радуются они ритму стиха, как ярко воспринимают иносказательный смысл и образность фольклорных произведений. В школе же этот интерес, быстро иссякает, и актуальным оказывается вопрос не «как изучать литературу», а «как не отучить ребенка от книги», последовательно приобщая к ее глубине и красоте.
В школе мы начинаем литературу не читать, а именно изучать, препарировать, объяснять. Преобладание филологии над чтение, изучение над наслаждением от чтения - вот, наверное, главная причина и исток того, что задача заставить ученика прочитать хотя бы программные произведения становится проблемой. Как же решить эту проблему? Как добиться того, чтобы анализ художественного произведения не отбивал интерес к чтению, а усиливал его, чтобы алгебра анализа не убивала гармонию, а, напротив, позволяла постичь смысловую глубину и эстетическое совершенство текста?
Я думаю, что ответом на эти вопросы может стать обращение к эмоциональной сфере личности, подключения к познавательному процессу фантазии, ассоциативного мышления- всего того, что в большей степени относиться к правому полушарию, к сфере не интеллекта, а эмоций и воображения. Я хочу предложить еще один вариант, своего рода алгоритм анализа поэтического текста, соотнесенный с психологией его восприятия, с работой не столько интеллекта, сколько воображения.
Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается, по крайней мере, в двух особенностях мастерской:
1.Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания.
2.Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы.
2. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМ УРОКОВ
Мною было принято решение о разработке комплекса уроков по литературе, с использованием технологии «Педагогическая мастерская», по следующим темам: «Учимся понимать поэзию», читая стихи и слушая песни В.С.Высоцкого», «Любовная лирика Ф.И.Тютчева», ««Подруга дней моих суровых…» по творчеству А.С.Пушкина ».
Тема урока ««Учимся понимать поэзию», читая стихи и слушая песни В.С.Высоцкого», на мой взгляд очень актуальна, так как изучение творчества Владимира Высоцкого позволит ребятам приобщиться к другим нашим великолепным бардам. Новая прогрессивная форма обучения должна прийтись ребятам по душе, и чем раньше, тем лучше для них. Его баллады и песни дают возможность почувствовать историю того времени, подумать: а если бы я попал на те страницы истории России, о которых он поет, - что тогда? И может быть, задуматься: а что сегодня изменилось, а что - только изменило название? Как оценят наше время через несколько десятков лет?
Тема «Любовная лирика Ф.И.Тютчева» занимает особое место в курсе литературы 10 класса.
Цель данной работы заключается в характеристике любовной лирики Ф.И. Тютчева и её адресатов. В соответствии с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи:
1) проанализировать особенности любовной лирики в поэзии Ф.И. Тютчева;
2) рассмотреть любовные стихотворения Ф.И.Тютчева на примере «Денисьевского» цикла;
4) охарактеризовать адресатов любовной лирики Ф.И.Тютчева.
Любовная лирика Тютчева очень непроста, главным образом потому, что она исполнена психологизма и романтизма, она «пережита и выплеснута», она написана сердцем, от сердца и для сердца. Многие стихотворения Федора Ивановича автобиографичны, многие говорят о его жизни и о его любовных переживаниях. Но тем не менее, не стоит отождествлять лирического героя любовной лирики Тютчева с самим поэтом. Ведь тютчевская поэзия намного тоньше и иносказательнее, чем это кажется на первый взгляд.
Выбор темы «Подруга дней моих суровых…» по творчеству А.С.Пушкина для методической разработки был обусловлен тем, что творчество Пушкина изучается на протяжении всего курса литературы, но интерес к поэзии не возрастает, а скорее наоборот. Поэтому я решила, построить изучение стихотворений Пушкина по технологии «Педагогическая мастерская». Эта технология основана на личностно-ориентированном обучении. Она позволит учащимся самим строить свое знание, находить наиболее эффективные пути решения проблемы, опираясь на их личный опыт. На уроках литературы при знакомстве с художественным произведением мы должны уметь дать оценку событиям, характерам героев, уметь работать с разными источниками. Данная работа позволяет приобрести такой опыт.
Когда мы слышим такую фразу: « Няня Пушкина», то на ум приходит одно и то же историческое лицо, а именно,- пушкинская няня Арина Родионовна. Она была Пушкину как добрая бабушка или любящая мать. Няня лелеяла Сашу; благодаря Арине Родионовне, он окунулся в мир волшебных народных сказок, былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.
КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ «УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ПОЭЗИЮ, ЧИТАЯ СТИХИ И СЛУШАЯ ПЕСНИ В.С.ВЫСОЦКОГО»
Целевые ориентации:
Личностные:
· Познакомить и предоставить учащимся психологические средства,позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих, путем чтения стихов В.С.Высоцкого.
Метапредметные:
· Проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).
· Сформировать учебно-познавательные, коммуникативные, социальные компетенции учащихся на основе ознакомления с творчеством Высоцкого.
Предметные:
· Научить детей мыслить раскованно, творчески путём анализа стихотворных текстов.
· Познакомить с технологией и приёмами работы в мастерской.
· Сформировать абстрактно-логический тип мышления.
Правила и методические приемы:
1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока.
2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.
3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.
4. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы.
5. Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.
План урока:
1. Подготовка к восприятию.
2. Сообщение темы урока
3. Работа над новым материалом.
3.1 Индуктор
3.2 Первичная социализация
3.3 Социализация
4. Творческое задание.
4.1 Разрыв.
5. Рефлексия
Ход урока
1. Подготовка к восприятию.
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-мастерская из цикла «Учимся понимать поэзию…», читая стихи и слушая песни В.С.Высоцкого, которую я назвала «Уроком духовности».
2.Сообщение темы урока
Учитель:
Само понятие «духовность» предполагает способность к бескорыстному стремлению к добру, красоте, к абсолютной истине, постоянное осуществление такого стремления в жизни.
Духовная жизнь- это прежде всего внутренняя жизнь человека, основанная на напряженной постоянной работе над собой, над своей душой. Ключевым понятием нашего занятия будет слово «душа».
3.Работа над новым материалом.
3.1.Индуктор.
Учитель:
Каждому из вас я раздала листочки, на которых вам в течение трех минут нужно сформулировать понятие «душа», формулировка может быть абсолютно произвольной.
3.2.Первичная социализация.
Учитель:
Обсудите сформулированные вами понятия в группе и выберете одно, которое, на ваш взгляд наиболее точно отражает содержание понятия или сформулируйте новое, запишите ключевое слово в определении на листок (прикрепляю листок с определениями на доску напротив понятия «душа»).
Читаю определение понятия, которое получилось на доске.
3.3Социализация.
Учитель:
Следующий этап нашей мастерской- социализация.
Слово «душа» часто встречается в поэзии В.С.Высоцкого. про его поэзию говорят, что это не просто стихи- это «крик души».
Каждая группа получила стихотворение Высоцкого, в котором встречается понятие «душа». Вам необходимо определить, какой предстает душа в стихотворении, которое вам досталось. Необходимо выстроить ассоциативные ряды, связанные с данным понятием. И самое главное, вам предстоит выступить в роли «души» и рассказать, какой сокровенный крик она хранит в себе в каждом из этих стихотворений, чтобы вам было легче говорить, я предлагаю вам спрятаться за образом куклы. На листочке напишите ключевые определения, которыми вы бы охарактеризовали душу.
4.Творческое задание
Учитель:
Групповые выступления учащихся.Составление кластера.
На нашем кластере видно, что душа лирического героя Высоцкого-…(читаю определения), но всегда идущая. Она ассоциируется с такими понятиями как «совесть», «истина», «правда».
4.1. Разрыв
Учитель:
Прослушивание песни в исполнении Высоцкого «Спасите наши души».
Чтобы вы ответили лирическому герою стихотворения Высоцкого? Запишите свой ответ с помощью синквейна.
Порядок написания синквейна:
1 строка- одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна
2 строка- 2 прилагательных, характеризующих данное понятие.
3 строка- 3 глагола, отражающих действие понятия.
4 строка- короткое предложение-отношение автора.
5 строка- одно слово, через которое автор выражает свои чувства, связанные с данным понятием.
5. Рефлексия
Чтение синквейна.
Читаю свой синквейн.
Душа живет до тех пор, пока ее помнят. И пусть наш «Урок духовности» будет данью памяти великому поэту В.С.Высоцкому. И пока мы помним- его душа спасена.
Зажигаю свечу
Урок литературы по технологии «Педагогическая мастерская».
Тема: «Любовная лирика Ф.И.Тютчева».
Целевые ориентации:
Личностные:
· Познакомить и предоставить учащимся психологические средства,позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих, путем чтения стихов Ф.И.Тютчева.
Метапредметные:
· Проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).
· Сформировать учебно-познавательные, коммуникативные, социальные компетенции учащихся на основе ознакомления с любовной лирикой Тютчева.
Предметные:
· Научить детей мыслить раскованно, творчески путём анализа стихотворных текстов.
· Познакомить с технологией и приёмами работы в мастерской.
· Сформировать абстрактно-логический тип мышления.
Правила и методические приемы:
1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока.
2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.
3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.
4. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы.
5. Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.
План урока:
1. Подготовка к восприятию.
2. Сообщение темы урока
3. Работа над новым материалом.
3.1. Индуктор
3.2. Первичная социализация
3.3. Социализация
4. Творческое задание.
4.1. Разрыв.
4.2. Творческий отчет групп.
5. Рефлексия
Ход урока.
1.Подготовка к восприятию.
2.Сообщение темы урока.
Учитель:
Сегодня у нас урок- мастерская из цикла «Учимся понимать поэзию», читая стихи Ф.И.Тютчева, которую я назвала «Жизни блаженство в одной лишь любви…». В момент написания этих строк поэту было 67 лет. Это строки -откровения. В письме к дочери Дарье он признавался, что несет в своей крови «это ужасное свойство, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви».
3.Работа над новым материалом
3.1 Индуктор
Учитель:
Каждому из вас я раздала листочки, на которых вам необходимо сформулировать понятие «любовь» (в течение 3 минут). Формулировка может быть абсолютно произвольной.
3.2. Первичная социализация
Учитель:
Обсудите сформулированное вами понятие с членами вашей группы и выберите одно, которое, на ваш взгляд, наиболее точно отражает содержание понятия или сформулируйте новое и запишите ключевое слово для составления кластера на листок.
(На доске написано слово «любовь», от которого расходятся стрелочки.)
3.3 Социализация
Ученики:
Читают получившееся понятие и составляют кластер.
4.Творческое задание
4.1. Разрыв
Учитель:
Давайте сопоставим наше представление о любви с тем, что включает в это понятие Ф.И.Тютчев.
Каждая группа получила стихотворения Ф.И.Тютчева ,написанные им в разные периоды своей жизни, посвященные (открою секрет) разным женщинам.
Вам необходимо определить, сформулировать понятие «любовь». опираясь на стихотворение Ф.И.Тютчева, и сделать вывод о том, как воспета любовь в каждом из них. Для этого вам необходимо заполнить таблицу:
Ключевые слова, встречающиеся в стихотворении | Ассоциации- символы |
|
|
4.2. Творческий отчет групп
Первая группа анализировала стихи: «Друг, откройся предо мною…», «Твой милый взор, невинной страсти полный…».
Учащиеся:
Выразительно читают стихи, делают вывод относительно заполненной таблицы.
Учитель:
Показываю портрет А.Лерхенфельд. Это стихи ранней любовной лирики Тютчева, они посвящены златокудрой красавице А.Лерхенфельд. В 1823 году 20-ти летний Тютчев прибывает с дипломатической миссией в Мюнхен. Их встречи длятся один год, но русский дворянин показался не очень выгодной партией, и предпочтение было отдано сослуживцу поэта барону Крюднеру. Ф.И.Тютчев хранил эти чувства долгие годы.
На доске составляется кластер (напротив фамилии Лерхенфельд появляются слова «любовь- светлое чувство, воплощение мира».
Вторая группа работала над стихотворением «Еще томлюсь тоской желаний»,посвященное Э.Петерсон, первой жене поэта.
Учащиеся:
Записывают напротив фамилии Петерсон (в кластере) : любовь- роковая страсть, приносящая боль.
Третья группа работала над стихотворением «Она сидела на полу».
Учитель:
После смерти его первой жены на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды: одинаковые по силе чувства, высоте женского самопожертвования и великого всепрощения. Два ангела ,охраняющие его жизнь и творчество. Это Э.Дернберг, вторая жена поэта и мать его троих детей, и Е.Денисьева- любимая женщина поэта.
Стихотворение, которое вы анализировали было написано после того, как Тютчев застал Эрнестину, сидящей на полу, с глазами полными слез. Вокруг нее были разбросаны письма, которые они писали друг другу, она машинально бросала их в камин.
Учащиеся:
Записывают напротив фамилии Дернберг : любовь- страдание, боль.
Четвертая группа работала над стихотворением «О, как убийственно мы любим…»
Учитель:
Это стихотворение- приговор, в нем появляется образ толпы, осуждающей великое чувство. Чувства зависимы от общества.
Учащиеся:
Напротив фамилии Денисьева записывают: любовь- убивает.
Учитель:
Читаю стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…». Это последнее стихотворение поэта, стихотворение- раскаяние. Он понимает, что их любовь, которую осудило общество, и убила Елену.
Учащиеся: чтение кластера.
5.Рефлексия
Учитель:
Проанализировав любовную лирику поэта, сформулируйте понятие «любовь Тютчева» и запишите с помощью синквейна.
Учащиеся:
Написание и чтение синквейнов.
Учитель:
Человек живет до тех пор, пока он любит. Ведь «жизни блаженство в одной лишь любви».
Фрагмент урока по технологии «Педагогическая мастерская».
Тема «Подруга дней моих суровых…» по произведениям А.С.Пушкина, посвященных Арине Родионовне.
Целевые ориентации:
Личностные:
· Познакомить и предоставить учащимся психологические средства,позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих, путем чтения стихов А.С.Пушкина.
Метапредметные:
· Проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).
· Сформировать учебно-познавательные, коммуникативные, социальные компетенции учащихся на основе ознакомления с произведениями А.С.Пушкина.
Предметные:
· Научить детей мыслить раскованно, творчески путём анализа стихотворных текстов.
· Познакомить с технологией и приёмами работы в мастерской.
· Сформировать абстрактно-логический тип мышления.
Правила и методические приемы:
1Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока.
2Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.
3На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.
4Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы.
5Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.
План урока:
1.Подготовка к восприятию.
2.Сообщение темы урока
3.Работа над новым материалом.
3.1Индуктор
3.2Первичная социализация
3.3Социализация
4.Творческое задание.
4.1Разрыв.
4.2Творческий отчет групп
5.Рефлексия
1. Подготовка к восприятию
Учащимся предлагается сесть по группам.
2.Сообщение темы урока.
Учитель:
Сегодня у нас урок-мастерская из цикла «Учимся понимать поэзию», читая стих А.С.Пушкина, которую я назвала «Подруга дней моих суровых…».
3.Работа над новым материалом
3.1.Индуктор
Учитель:
Каждому из вас я раздала листочки, на которых вам необходимо сформулировать понятие «няня», определение может быть абсолютно произвольным.
3.2. Первичная социализация
Учитель:
Обсудите ваши определения с членами вашей группы и выберите одно , которое, на ваш взгляд, наиболее точно отражает данное понятие, или создайте новое определение, на основе данных.
Учащиеся:
Каждая группа читает получившиеся определения.
Учитель:
Подберите к данному понятию слова-ассоциации и обсудите их с членами своей группы; создайте свой словарь ассоциаций данного понятия и поделитесь словарями с участниками мастерской.
3.3.Социализация
Учащиеся:
Зачитывают свои словари и вывешивают их на доску.
4.Творческое задание
Учитель:
На основе вашего словаря ассоциаций напишите миниатюру или стихотворение на тему «Моя няня».
Учащиеся:
Каждая группа читает свое сочинение участникам мастерской
4.1 Разрыв
Учитель:
Ребята, на прошлом уроке мы с вами знакомились с биографией Пушкина и узнали, что Арина Родионовна- няня поэта, сыграла огромную роль в его творческой судьбе. Как же относился поэт к своей няне, кем стала эта простая, русская женщина для великого поэта? Стала ли она для него тем, о чем вы написали в своих творческих работах? Чтобы ответить на эти вопросы вам необходимо выполнить следующее задание. Каждая группа получила стихотворение, в котором Пушкин обращается к няне или вспоминает ее. Вам необходимо заполнить следующую таблицу:
Слова-ассоциации, которые вы использовали в творческих работах | Определения Пушкина |
|
|
Используя таблицу, сделайте вывод о том, совпали ли ваши представления о понятии «няня» с образами, созданными А.С.Пушкиным.
Учащиеся:
Читают стихотворения и делают вывод о том, что няня для поэта была родным, близким человеком, который разделил с ним все удары судьбы.
5.Рефлексия
Учитель:
Кем же была Арина Родионовна для великого русского поэта?
Учащиеся:
Записывают ответ в форме синквейна.
Учитель:
Используя материалы урока, стихотворения А.С.Пушкина, напишите письмо-благодарность Арине Родионовне.
4.РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ
ТЕМА УРОКА: «УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ПОЭЗИЮ,ЧИТАЯ СТИХИ И СЛУШАЯ ПЕСНИ В.С.ВЫСОЦКОГО»
Владимир Высоцкий
Спасите наши души
Уходим под воду
В нейтральной воде.
Мы можем по году
Плевать на погоду, -
А если накроют -
Локаторы взвоют
О нашей беде.
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше -
Наш SOS все глуше, глуше, -
И ужас режет души
Напополам...
И рвутся аорты,
Но наверх - не сметь!
Там слева по борту,
Там справа по борту,
Там прямо по ходу -
Мешает проходу
Рогатая смерть!
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше -
Наш SOS все глуше, глуше, -
И ужас режет души
Напополам...
Но здесь мы - на воле, -
Ведь это наш мир!
Свихнулись мы, что ли, -
Всплывать в минном поле!
"А ну, без истерик!
Мы врежемся в берег", -
Сказал командир.
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше -
Наш SOS все глуше, глуше, -
И ужас режет души
Напополам...
Всплывем на рассвете -
Приказ есть приказ!
Погибнуть во цвете -
Уж лучше при свете!
Наш путь не отмечен...
Нам нечем... Нам нечем!..
Но помните нас!
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше -
Наш SOS все глуше, глуше, -
И ужас режет души
Напополам...
Вот вышли наверх мы.
Но выхода нет!
Вот - полный на верфи!
Натянуты нервы.
Конец всем печалям,
Концам и началам -
Мы рвемся к причалам
Заместо торпед!
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше -
Наш SOS все глуше, глуше, -
И ужас режет души
Напополам...
Спасите наши души!
Спасите наши души...
1967
ТЕМА УРОКА: «Любовная лирика Тютчева»
«Друг откройся предо мной…» Ф.И.Тютчев
Друг, откройся предо мною —
Ты не призрак ли какой,
Как выводит их порою
Мозг поэта огневой!..
Нет, не верю: этих щечек,
Этих глазок милый свет,
Этот ангельский роточек —
Не создаст сего поэт.
Василиски и вампиры,
Конь крылат и змий зубаст —
Вот мечты его кумиры, —
Их творить поэт горазд.
Но тебя, твой стан эфирный,
Сих ланит волшебный цвет,
Этот взор лукаво-смирный —
Не создаст сего поэт.
Амалия Лерхенфельд (Фото)
***
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда...
(Ф.И.Тютчев)
Элеонора Петерсон (Фото)
Федор Тютчев
* * *
Она сидела на полу
И груду писем разбирала —
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала —
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела —
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо-пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, —
И страшно-грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
1858
Эрнестина Дернберг (Фото)
Федор Тютчев
* * *
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?
И что ж теперь? И где ж всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались воспоминанья...
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепел, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
Первая половина 1851
Елена Денисьева (Фото)
ТЕМА УРОКА: «ПОДРУГА ДНЕЙ МОИХ СУРОВЫХ»ПО ТВОРЧЕСТВУ А.С.ПУШКИНА
***
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный, отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь...
***
Я сам не рад болтливости своей,
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шопотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло.
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна. –
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя, где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка.
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
5.ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ
Полные версии презентаций прилагаются
6. МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ
Этапы и алгоритм технологии мастерских
В структуре большинства мастерских присутствуют некоторые этапы. Последовательность и количество данных этапов может быть разное.
Индукция (наведение). Создание определенного настроя - эмоционального, интеллектуального (с опорой на зрительную, слуховую, моторную, эмоциональную память), включая подсознание личного отношения к предмету обсуждения. Это достигается использованием различных приемов и средств: зарисовки, прослушивание музыки, выполнение небольших творческих заданий с целью обращения к собственному опыту, чтение и комментирование ярких и образных выражений.
Самоконструкция – диалог ученика с самим собой. Индивидуальная работа по заданию, вопросу, проблеме, поставленных в любом виде.
Социоконструкция. Групповая работа по решению определенной проблемы, выполнению задания. Как правило, данный этап следует за предыдущим, происходит обсуждение мнений участников группы, их «обогащению» знаниями друг друга, поиски и принятие общего мнения по обсуждаемой проблеме или вопросу.
Социализация – «обнародование». Выступление всех членов каждой малой группы и мастера с вариантами решения обсуждаемой проблемы. Малые группы организуются по усмотрению учителя. Работе малой группе может предшествовать работа в паре.
Деконструкция – превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущих к осознанию учащимся неполноты, неточности своего познания.
Реконструкция – поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения, закона, формул.
Разрыв – кульминация творческого процесса. Это озарение, новое видение предмета, неожиданность. Внутренне осознание каждым участником мастерской неполноты своих знаний или их несоответствия новому, увиденному, представленному, понятому. Появляется информационный запрос. Суть этой концепции в том, что она предполагает одновременно отказ от старого и сотворения нового.
На данном этапе нужна справочная литература, учебники, позволяющие ответить на возникшие вопросы.
Рефлексия. Размышление о своем внутреннем состоянии; самоанализ деятельности, состояния и полноты знаний, потребностей в дальнейшей деятельности.
Афиширование – представление работ на общее обозрение.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Амфилохиева М В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы. Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2003
2. Л.В.Байбородова, В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.
3.Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
4.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000.
5.Ерёмина Т. Я. Мастерские по литературе . 11 класс. Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2004.
6.Кудряшова В.В. Современные образовательные технологии. – Барнаул: АКИПКРО, 2001
7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272с.
8.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., “Народное образование”, 1998.
9.Сластенин В.А. Педагогика. – М., 1997.
10. Степанова Г. В. Педагогические мастерские: Поиск, практика, творчества. СПб., 2000.
11. http:// festival.1september.ru
12. http:// l-chigir.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии педагогических мастерских на уроке литературы.
Среди новых образовательных технологий в последнее время особое распространение получила технология мастерских. Цель мастерской: предоставить учащимся психологические средства, позв...
Использование технологии педагогических мастерских на уроках гуманитарного цикла
Возможность использовать технологию педагогических мастерских на уроках истории и обществознания с целью повышения качества образования....
Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...
Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...
Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.
Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...
Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.
Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...
Использование технологии педагогических мастерских на уроках иностранного языка
Мастерская -одна из технологий личностно- ориентированного обучения, которые ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка...