Викторина "Скажи по-русски"
тест по литературе (10, 11 класс)

Викторина содержит вопросы и ответы  к ним. Данный материал можно использовать в целях формирования познавательного интереса к русскому языку, любви к своему родному языку, умению говорить грамотно, правильно, а также развитию творческих способностей и расширению кругозора.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_skazhi_po-russki.docx21.79 КБ
Файл test_po_m.tsvetaevoy.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы к викторине «Скажи по-русски»

  1. Большинство слов с буквой «Ф» в русском языке – заимствованные. А.С. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане…» было всего лишь одно слово с буквой «Ф». Какое это было слово?

2. Прочитайте строки из стихотворения И. Лиснянской. Дайте объяснение слову «татьба» (лексический комментарий).

Ах, моя судьба –

Вся как есть татьба

3. Найдите в списке заимствованные слова. Прокомментируйте, из каких языков они заимствованы?

Блуза, ботинки, варежки, галстук, платье, жилет, комбинезон, косынка, носки, пальто, рубаха, шорты.

4. Город Санкт-Петербург мог называться Петербургом, Петроградом, Петрополем. Эти слова передают одно и то же значение (город Петра) на трех разных языках. Назовите, каких?

а) Петербург – по-русски, Петроград – по-церковнославянски, Петрополь – по-гречески.

б) Петербург – по-немецки, Петроград – по-русски, Петрополь – по-гречески.

в) Петербург – по-немецки, Петроград – по-церковнославянски, Петрополь – по-гречески.

г) Петербург – по-немецки, Петроград – по-церковнославянски, Петрополь – по-латыни.

5. Укажите фразеологизм, значение которого определено неверно

а) ничтоже сумняшеся – совсем не задумываясь

б) краеугольный камень – основа, существенная часть, главная идея

в) дамоклов меч – нависшая, угрожающая опасность

г) сизифов труд – очень хлопотное дело

6. Какие слова в русском языке называют «недостаточными глаголами»? Чем объясняется это языковое явление? Приведите примеры таких глаголов.

7. Назовите фамилию доктора.

В первой четверти 19 века жил в Москве немец Христиан Иванович. Был он человеком известным и уважаемым. Опытный врач, лейб – медик императора Александра I, профессор Московского университета, почётный член Петербургской академии наук. В 1828 году он открыл «Заведение искусственных минеральных вод». Со всей Москвы съезжались к нему князья, графы, старые барыни. Им он прописывал минеральные воды и обязательную прогулку в качестве радикального средства от болезни. По нескольку часов пациенты бродили по тропинкам парка в его лечебнице. В глазах простого люда, жившего неподалёку и наблюдавшего эту картину изо дня в день, всё это выглядело бесполезным времяпрепровождением. И они стали называть господ, шатающихся без дела, по фамилии врача – немца. Сейчас мы этим словом называем ленивых бездельников.

8. Для успешного освоения какой «трудной» фразы русского языка англичане используют мнемонику «Yellow-blue bus»?

9. Мудрое изречение.

Китайский мудрец Лao-цзы говорил: «Ловушка нужна, чтобы поймать зайца: когда заяц пойман, про ловушку забывают. ОНИ нужны, чтобы поймать мысль: когда мысль поймана, про НИХ забывают». Назовите ИХ.

10. Переведи...

На языке коми «син» — глаз; «лыс» — хвоя. Переведите на русский язык с языка коми слово «синлыс».

11. В диалектах Саратовской области встречаются следующие формы имен существительных: Всю жизню лечила свою болезню. Намазала грязей. На лошаде́ ездил.

Какое диалектное явление отражается в данных случаях?

а) своеобразие сочетания глаголов с существительными;

б) своеобразие распределения существительных по родам;

в) изменение склонения.

12. Какое используемое иностранное слово Даль предлагал заменить на исконно-русские: «колоземица» или «мироколица»?

13. Подберите русские эквиваленты к немецким пословицам:

а) «Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет»

б) «сделанное дело в советах не нуждается»

в) «одно тухлое яйцо всю кашу испортит»

г) «какое дерево, такая и груша»

14. У Михаила Ломоносова есть такие строки:

«Прекрасный пол, о, коль любезен вам наряд,

Когда блестят на вас горящие алмазы,

Двойной кипит в нас жар, сугубые заразы!»

Кого М. Ломоносов называет «заразами»? Объясните происхождение этого слова?

15. Как А.#1043;рибоедов в своей комедии «Горе от ума» назвал засорение русского языка?

16. В 20 веке писатель А.Н.Толстой так говорил о заимствованиях:

«Не нужно от них открещиваться, но… . Лучше говорить лифт, чем… или… чем дальнеразговорня».

17. В эпоху Петра 1 в русский язык вошли слова: алгебра, оптика, глобус, баржа , мичман, шхуна, катер… Какие термины заимствованы из английского языка? (укажите, из какой они области)

Ответы к заданиям

1. флот.

2. Тать – устаревшее слово, когда-то употреблялось в значении - борьба, беспокойство, мятеж.

3. Блуза, ботинки, жилет, комбинезон, пальто – из франц.;

галстук – из немецк.;
шорты – из англ.
4. В) Петербург – по-немецки, Петроград – по-церковнославянски, Петрополь – по-гречески.

5. Г) сизифов труд – очень хлопотное дело.

6. В русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, это обусловлено законами благозвучия. Например: «победить». Он победит, ты победишь, я …. победю? побежу? побежду? Филологи предлагают использовать в данном случае заменяющие конструкции: «я одержу победу» или «стану победителем». Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол называется недостаточным. Дудеть, чудить, убедить, пылесосить.

7. Лодыр.

8. Ответ: я люблю вас.

9. Слова.

10. Ресницы.

11. Изменение склонения.

12. Ответ: приставки – ко – (закоулок), -и- (итог), -а- (авось).

13. Ответ: Сколько волка не корми, все в лес смотрит

После драки кулаками не машут

Ложка дегтя бочку меда испортит

Каков поп, таков и приход

14. Ответ: на Руси в 18 веке красивых девушек называли «заразами». Выражение: «Какая Вы зараза» считалось комплиментом, а все потому, что происхождение этого слова тесно связано с глаголом «разить», что значит «сразить», «поразить».

15. Смесь французского с нижегородским

16. Не нужно от них открещиваться, но не нужно ими злоупотреблять. Лучше говорить лифт, чем самоподымальщик, или телефон, чем дальнеразговорня

17. Английский язык (область морского дела)



Предварительный просмотр:

Тест по жизни и творчеству Марины Цветаевой 11класс

1. Укажите годы жизни Марины Цветаевой.

а) 1892-1941

б) 1894-1940

в) 1891-1942

2. В 1910 г. М. И. Цветаева издала на собственные средства небольшой сборник стихов. Как назывался этот сборник?

а) «Волшебный фонарь»

б) «Мечты и звуки»

в) «Вечерний альбом»

г) «Дон»

3. Укажите, кому был посвящен второй сборник стихов М. И. Цветаевой «Волшебный фонарь».

а) А. А.. Блоку

б) А. С. Пушкину

в) М. А. Волошину

г) С. Я. Эфрону

4. Укажите основную тему стихов сборника «Вечерний альбом».

а) тема детства

б) тема осмысления человеческого бытия

в) тема войны

г) тема природы

5. Какому русскому поэту адресованы следующие строки?

Имя твое — птица в руке,

Имя твое — льдинка на языке,

Одно-единственное движение губ...

а) А. А. Фет

б) А. А. Блок

в) С. А. Есенин

г) Е. Гуро

6. Каждый поэт в той или иной форме выражает
любовь к родному городу. А. А. Ахматова писала о Петербурге, М. И. Цветаева о:

а) Киеве

б) Париже

в) Петербурге

г) Москве

7. Укажите отличительную особенность поэзии М. И. Цветаевой.

а) стихи объективно отражают все происходящее в жизни общества

б) стихи отличает ораторский стиль, гражданский пафос

в) в стихах отражена история России

г) стихи стали своеобразным дневником, запечатлевшим душевные переживания автора

8. Укажите имя сестры Марины Ивановны.

а) Полина

б) Анастасия

в) Татьяна

г) Вера

9. Укажите произведение, посвящённое белой армии.

а) «Душа»

б) «Молодость»

в) «Лебединый стан»

г) «Разлука»

10. Как звали дочерей М. Цветаевой?

а) Ольга и Ирина

б) Ирина и Татьяна

в) Ариадна и Анастасия

г) Ариадна и Ирина

11. Как называется небольшой городок на Оке, где любила проводить лето семья Цветаевых?

а) Москва

б) Петербург

в) Таруса

г) Елабуга

12. В каком году Марина Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном?

а) 1910

б) 1911

в) 1912

г) 1914

13. В каком году Марина Цветаева уехала за границу?

а) 1922

б) 1920

в) 1930

г) 1937

14. В каком году Марина Цветаева вернулась в Россию?

а) 1940

б) 1937

в) 1941

г) 1939

15. В каком городе Цветаева провела первые три года её эмиграции?

а) в Праге

б) в Париже

в) в Берлине


16. К какому периоду истории русской литературы относится творчество Марины Цветаевой?

а) к литературе рубежа веков

б) к серебряному веку русской поэзии

в) к литературе социалистического реализм

17. Как закончилась жизнь Марины Цветаевой?

а) погибла во время Великой отечественной войны

б) покончила жизнь самоубийством

в) умерла от туберкулеза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"

Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...