Cмысловое чтение на уроках литературы
методическая разработка по литературе
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Развитие функциональной грамотности – одна из целей ФГОС. Несомненно, в первую очередь учитель русского языка и литературы формирует у обучающихся читательскую грамотность, которая представляет собой не только обучение чтению. Формирование навыков смыслового чтения является современным и эффективным инстументом учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Cмысловое чтение на уроках литературы | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Cмысловое чтение на уроках литературы
«Понимать – значит вкладывать свой смысл»
А.Г.Горнфельд
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Развитие функциональной грамотности – одна из целей ФГОС. Несомненно, в первую очередь учитель русского языка и литературы формирует у обучающихся читательскую грамотность, которая представляет собой не только обучение чтению.
«Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» (определение PISA-2000)
Таким образом, учителю нужно сформировать у обучающихся высокий читательский уровень, предполагающий осмысленное восприятие текста, уметь работать с информацией в тексте и создавать собственный текст.
В примерной рабочей программе третьего поколения есть важный комментарий, довольно актуальный для современного учителя относительно цели изучения предмета «Литература», в котором заявлены новые предметные результаты:
- Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков.
- Участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или исследовательской деятельности и публично представлять полученные результаты.
Таким образом, перед учителем стоит задача: сформировать у учащихся достаточно высокий уровень работы с текстом, который определяется как «смысловое чтение».
Вместе с тем современная ситуация с чтением характеризуется как «кризис чтения». Преамбула к «Национальной программе поддержки и развития чтения» содержит такую мысль: «Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общественных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».
Как же преодолеть этот кризис и выйти на качественно новый уровень работы с текстом, ведь умение работать с текстом является ключевым в учебной деятельности?
Мной были изучены стратегии чтения учебного и научного текста, предложенными Г.В.Пранцовой и Е.С.Романичевой, которые соответствуют требованиям, предъявляемым ФГОС к работе с текстом и включают:
- Предтекстовую деятельность, куда включаются:
Постановка целей чтения,
Актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами,
Определение характера теста,
Предположение о цели написания, замысле автора,
- Деятельность во время чтения, особенность - формулировка гипотез, которые подтверждаются или опровергаются в процессе деятельности. Этот этап сопровождается мониторингом чтения, постановкой и ответом на вопросы: имеются ли в тексте непонятные слова, непонятная информация, понимаю ли я, о ком и о чем идет речь и т.д.
- Послетекстовая деятельность включает выполнение заданий, которые могут быть репродуктивно-коммуникативными, творческими. Решение поставленных учителем или самостоятельно задач.
Стратегии предтекстовой деятельности:
- Создание словаря (глоссария),
- Припоминание важной информации,
- Беглый обзор информации,
- Постановка проблемы,
- Постановка предваряющих чтение вопросов,
- Создание кластеров, таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, таблица «верные-неверные утверждения» и др.
Стратегии текстовой деятельности:
- Заполнение таблицы, или «бортового журнала» во время чтения, (чтение с пометками, карта осмысления).
- Написание заданий и вопросов к тексту.
- «мозговой штурм», «спросите автора», «экскурсия по главе книги», «представление героев», «презентация книги».
- Мнения и замечания.
Стратегии послетекстовой деятельности (рефлексивный этап):
- Составление сводных таблиц, рисунков, диаграмм.
- Дискуссии.
- Создание учебной работы (отзыв, тезисы, рецензия, интервью, эссе, свободное письмо).
- Синквейн.
Пример формирования навыка смыслового чтения на уроках литературы в 5 классе во время работы над произведением Л. Кэррола «Алиса в Зазеркалье».
Предтекстовая деятельность: составление вместе с детьми таблицы «тонких» и «толстых» вопросов. Детям раздаются карточки с вопросами, ответы на которые вписываются в процессе обсуждения.
«Тонкие вопросы» | «Толстые вопросы» |
Кто? | Дайте 3 объяснения… |
Что? | Почему… |
Когда? | Почему вы считаете…? |
Как зовут? | В чем различие? |
Согласны ли вы? | Предположите, что будет, если… |
Пример послетекстовой деятельности по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева» в 5 классе.
Ребята были разделены на группы, в которых был назначен лидер. У каждой группы были разные задания. Цель для лидера – распределить задания между всеми членами группы, организовать работу группы, затем выступление группы, а также дать оценку своим действиям и каждому в группе.
Задания:
1 группа – рассказать о персонажах, которые встретились на пути Герды, ответить на вопрос, для чего автор описывает этих героев на пути девочки.
2 группа – составить из картинок сюжетную линию сказки, затем склеить их в ленту и кратко рассказать по ней.
3 группа – составить кластер «Трудности на пути Герды и их преодоление», затем демонстрация кластера.
4 группа – составление таблицы «Герда и Снежная королева», сравнение главных героинь сказки.
После распределения вопросов и видов деятельности дети приступают к обсуждению, выполнению задания. Затем представители от каждой группы представляет продукт своей деятельности.
Заключительный этап – рефлексия.
Таким образом, один из способов формирования у обучающихся читательской грамотности – это систематическое использование методов смыслового чтения на уроках литературы. Смысловое чтение является инновационной разработкой, которая рекомендована учителям не только русского языка и литературы, но и других предметов.
Литература
- Национальная программа поддержки и развития чтения. М., 2006.
- Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. М., 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему дети не читают и как привить интерес к чтению на уроке литературы?
Почему дети не читают и как привить интерес к чтению на уроке литературы?Самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят чит...
Приемы смыслового чтения на уроках литературы
Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы Сыновья и дочери живут в Петербурге Барыня - вдова Герасим был са...
Тактики и стратегии при формировании навыков чтения на уроках литературы
В связи с переходом к новому формату экзаменов по русскому языку и литературе перед современным учителем стоит сложная задача: исходя из «жестких часовых рамок» и объема программы, целесообразно...
Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения.
Статья знакомит с особенностями использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения....
Презентация "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы"
Презентация содержит теорию и практические наработки по проблеме: представлен небольшой опыт работы по формированию навыка смыслового чтения как метапредметного УУД. Программа развития и формиро...
Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...
Использование стратегий смыслового чтения на уроках литературы
В статье приводятся конкретные примеры использования стратегий смыслового чтения на уроках литературы....