"Загадки тургеневской прозы"(Урок по повести И.С.Тургенева "Ася")
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Кусаева Елена Муратовна

Материал содержит примерный план урока литературы по повести И.С.Тургенева "Ася"в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadka_turgenevskoy_prozy.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Загадка тургеневской прозы. Повесть И.С. Тургенева «Ася».

Цель урока: анализ композиционных приемов, использованных в повести «Ася», их роль в раскрытии характеров героев;

развитие навыков исследования;

воспитание нравственной чистоты, умения дорожить настоящим.

А счастье было так возможно, так близко!..

                                                                                А.С. Пушкин.

        У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего: оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье.

                                                                           И.С. Тургенев.

Повести и рассказы Тургенева объединяет одна черта – в каждой из них есть «психологическая загадка».

  1. Наш разговор – попытка постичь загадку тургеневской повести, понять, какими приемами пользуется автор, создавая элегию несбывшегося, упущенного, но бесконечно близкого счастья. (Элегия – один из видов лирики, произведение, проникнутое грустью.)
  2. – Начнем, пожалуй, с названия повести. Оно, как всегда у Тургенева, символично: «Отцы и дети», «Накануне», «Новь», «Ася».

Настоящее имя героини – Анна, в переводе с греческого – грациозная, миловидная; Ася /от Анастасии/ - рожденная заново.

- Почему писатель называет Анну Асей?

- Когда происходит ее рождение заново?

- На этот вопрос мы ответим чуть позже, а пока обратимся к началу повести.

  1. Почему стала возможна дружба молодых людей? /У них много общего: они молоды, благородны, честны, любят и чувствуют прекрасное, жизнь, природу/.

- Какими средствами раскрывает Тургенев характеры главных героев? /Портрет, пейзаж, как средство выражения состояния души/.

Г-н Н.: «Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы еще не успели завестись – я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал» /с.172/, «природа действовала на меня чрезвычайно, но я не любил, чтобы она навязывалась мне, чтобы мешала. Я любил бродить тогда по городу».

Гагин: «Гагин мне понравился тотчас…» до слов он «он улыбался».

Ася: «Девушка, которую он называл сестрою…» до слов «Вид точно чудесный».

  1. Тургеневская проза необыкновенно музыкальна и поэтична. Какими средствами добивается этого Тургенев? /Эпитеты: праздничный и фантастический вид, Рейн весь серебряный, сияющая прозрачность. Олицетворения: свечки скромно теплились, город стоял чутко и мирно, луна пристально глядела/
  2. Одна из особенностей прозы Тургенева – символы. Вспомните их, раскройте значение. Какова их роль в композиции повести? /статуя мадонны с пронзенным сердцем, песня соловья, цветок герани, запах конопли, крылья/.
  3. Эпиграф урока напоминает о несостоявшемся, упущенном, но – счастье.
  4. -Когда герои повести по-настоящему счастливы? /так пойдёмте, пойдемте…/.
  5. Какой эпизод повесть можно назвать кульминацией? Почему? /Кульминация – это свидание в доме фрау Луизы, потому что в этот самый напряжённый момент, самый важный момент герои раскрываются «до конца» / /Чтение по ролям от слов «…настало молчание» до «все пропало…» /

- Какой предстает главная героиня – Ася? /чтение эпизодов/

Так почему Тургенев называет свою героиню Асей? Когда она «возродилась»?

Итак, тургеневская девушка – это всегда красота, не обязательно внешняя, здесь, скорее, своеобразные, присущие только ей черты лица, манеры, так много говорящие вдумчивому взгляду. Главное в ней - сложность, глубина внутреннего мира, большие духовные запросы с одновременным самопожертвованием, способность идти до конца во всем, тонкое понимание окружающего мира, природы. И, как ни горько, драматизм «крылатой» натуры в мире бескрылых. /Обобщение. Показать «Портрет неизвестной в белом платье». В.И. Гау /ЛШ %5 96, «Незнакомку» И.Н. Крамского/.

  1. – Кого в данном случае можно назвать бескрылым? Почему? / «С ней шутить нельзя…»

- Как называет Тургенев своего героя? / «Я знавал других женщин…» /

  1. – В чем беда и в чем вина г-на Н? /ответы на этот вопрос словами русских критиков, отвечающих вашему мнению/
  2.  – Тургенев наказывает своего героя за то, что тот не узнал любовь, сомневался в ней. Г-н Н живет по правилам, а любовь – это нарушение всех правил, море звезд, буря чувств, лунный свет и лунный столб, который разбивает наш герой.

Чтение эпиграфа «Завтра я буду счастлив…»

Закончить  сегодняшний урок хотелось бы  стихотворением И.С. Тургенева «Цветок», написанного за 15 лет до «Аси». В них такой удивительный тон, тон страстной грусти, грусти о молодости, любви, страдании, о прекрасных юношеских порывах, в них – тоска без тоски, сочетание печального и прекрасного. Сопровождать стихотворение будет дивная мелодия «Баркаролы» П.И. Чайковского.

Цветок

Тебе случалось — в роще темной,
В траве весенней, молодой,
Найти цветок простой и скромный?
(Ты был один — в стране чужой.)Он ждал тебя — в траве росистой
Он одиноко расцветал…
И для тебя свой запах чистый,
Свой первый запах сберегал. И ты срываешь стебель зыбкой.
В петлицу бережной рукой
Вдеваешь, с медленной улыбкой,
Цветок, погубленный тобой. И вот, идешь дорогой пыльной;
Кругом — всё поле сожжено,
Струится с неба жар обильный,
А твой цветок завял давно. Он вырастал в тени спокойной,
Питался утренним дождем
И был заеден пылью знойной,
Спален полуденным лучом. Так что ж? напрасно сожаленье!
Знать, он был создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.        
1843 г.

Какая связь между стихотворением и повестью?

- Тургенев сам умел любить; свою любовь к Полине Виардо он пронес через всю жизнь, он размышлял о хрупкости, неуловимости счастья в произведениях «Рудин», «Отцы и дети», «Накануне». Понятие счастья для Тургенева почти неразрывно с понятием ЛЮБОВЬ, БЕСКОРСТНАЯ, САМООТВЕРЖЕННАЯ.

- Может, в наше время это уже не нужно, излишне? Как вы считаете?

- Всякого ли судьба может одарить счастьем настоящей любви?

- Какого человека?

ДЗ. Прочитать повесть Тургенева «Первая любовь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Презентация "Загадка пушкинской прозы" (по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама")

Презентация представляет собой исследование по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"....

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

И.С. Тургенев Стихотворения в прозе Урок-размышление

Урок-размышление. Тема: «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева. Особенности жанра»...

Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")

совершенствовать умение анализировать  текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...

Поэзия и проза урока.

Мои размышления на подготовку к уроку в свете ФГОС второго поколения. О пользе технологической карты урока....