Технологическая карта урока «В. Г. Распутин. XX век на страницах прозы. «Уроки французского»
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Урок по программе Г.С.Меркина по литературе 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v._g._rasputin._xx_vek_na_stranitsah_prozy._uroki_frantsuzskogo.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 8 «В», «Г» классе
Тема: «В. Г. Распутин. XX век на страницах прозы. «Уроки французского»
Тип: Урок открытия новых знаний.
Цели:
деятельностная: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия
по достижению личностных результатов: формулировать и аргументировать собственное мнение; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
по достижению метапредметных результатов: развитие умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения
содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий
по достижению предметных результатов: познакомить учащихся с содержанием рассказа; помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее, показать сложный внутренний мир героя, помочь ребятам обнаружить и в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты.
Этап урока | Действия педагога | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия, работа с текстом |
1.Самоопреде- ление к деятельности | Включает в деловой ритм. | Настраиваются на восприятие учебного материала, записыва ют дату, классная работа | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстника ми Регулятивные: Целеполагание |
2.Актуализа - ция знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Знакомит детей с творчеством В.П.Распутина Подготовка к восприятию рассказа. – Что такое духовная память, духовный опыт человека? Как вы это понимаете? – Что заставило Распутина написать рассказ? – Почему в «Уроках французского» В. Г. Распутин рассказывает о своей учительнице Лидии Михайловне, а посвящение адресовано другому человеку – Анастасии Прокофьевне? Кто такая Анастасия Прокофьевна? | Запись слов в тетрадь. Ответы на вопросы | Познавательные: Извлечение необходимой информации Коммуникативные: выполнение пробного задания -фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии; -волевая саморегуляция в затруднении |
3. Постановка учебной задачи. | – О чем говорит название рассказа? (О школе, об уроках, сверстниках.) -Сформулируйте тему и цели нашего урока. – От чьего лица ведется повествование? Почему? | Предлагают и согласовывают тему и цели урока. | Познавательные: Уметь строить рассуждения, делать выводы самостоятельное выделение и формирование цели; -поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Рассказ учителя о времени и месте действия. Беседа по прочитанному. – Какие факты, детали рисуют нам образ трудного послевоенного времени? – В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? – Какие испытания ожидали его? (Не только постоянный голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью, но и острое переживание несправедливости, горечь обмана. Жизнь преподносит герою жестокие уроки. И ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться – или расстроить мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть.) | Участвуют в обсуждении | Познавательные: Уметь строить рассуждения, делать выводы самостоятельное выделение и формирование цели; -поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации |
5.Первичное закрепление нового знания | – Почему мальчик начинает играть на деньги? Почему это осуждают взрослые? – Обратите внимание на описание природы в тот момент, когда мальчик впервые выиграл. (Природа как бы соответствует настроению героя: она передает его радость и удовольствие, и вместе с тем автор отдельными штрихами настораживает читателя, словно предупреждает его, что что-то должно случиться (зачитать «Осень стояла теплая и сухая…»).) – Как мальчик вел себя во время драки? Как это его характеризует? Зачитать от слов: «…Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово…». Это слово он прокричит через несколько минут что было мочи: «Переверну-у-ул!». – И вновь пейзажная зарисовка помогает понять, передать состояние героя, охарактеризовать его. Найдите и зачитайте ее. («Минут пять стоял я и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра, затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг черной крапивой, упал на жесткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал».) – Почему герой, вопреки угрозам ребят, опять придет играть на поляну? Найдите ответ в тексте. | Участвуют в обсуждении | Познавательные: Уметь строить рассуждения, делать выводы самостоятельное выделение и формирование цели; -поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации |
6.Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой по эталону | Работа в группах:
-Какой была Лидия Михайловна? Какой впервые увидел ее герой? – Проанализируйте эпизод «Разговор с Лидией Михайловной после уроков». Что испытывает мальчик, ожидая учительницу в коридоре? (Ждал «замирая от страха».) – Как начала разговор Лидия Михайловна? Интонация ее вопросов? Какую цель она преследует? - Почему именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий? Случайно ли это? Ведь, как утверждает герой рассказа, «в школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали, что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех». -Какие качества проявила молодая учительница, прервав захлебывающегося Тишкина? -Проанализируйте эпизод с посылкой. Как ведут себя герои? Какие качества характера они проявляют? - Как вел себя мальчик в гостях у учительницы? -Почему Лидия Михайловна решилась на игру с героем? -Как этот поступок характеризует героиню? - Понимала ли она , чем чревата для нее эта игра с учеником? -Сравните 2 учителей. - Какую характеристику дает мальчик директору школы? - Какие чувства вызывает этот человек у всех, кто его окружает? - Как повел себя директор, когда узнал об игре, т.е. застал их на месте «преступления»? - Кто из учителей был прав? Можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос? -Подведите итог нашему разговору: -Каким, по Вашему мнению, должен быть настоящий учитель? -Кого из этих 2 людей Вы назвали бы настоящим учителем? | Участвуют в обсуждении Отвечают на вопросы Представляют своего персонажа | Познавательные: Уметь строить рассуждения, делать выводы самостоятельное выделение и формирование цели; -поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации |
7.Рефлексия деятельности | - А сейчас я попрошу вас ответить на ряд вопросов и продолжить предложения:
Оцените наш урок. | Участвуют в обсуждении итогов урока | Коммуникативные: Уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь договариваться и приходить к общему решению |
8.Домашнее задание | Подготовиться к сочинению. Дать развернутый ответ на вопрос: «Какие уроки извлек для себя мальчик?» | Записывают Д/З. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"...
Технологическая карта образовательного мероприятия по музыке Раздел «В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ» Тема урока: «Царит гармония оркестра» Тип урока: комбинировнный
ПредметмузыкаКласс, профиль класса/группа, количество человек4 класс, количество человек - 25Продолжительность образовательного мероприятия40 минутМетодическая информацияТема образовательного ме...
технологическая карта мастер-класса по приемам изучения и закрепления лексики на уроках английского языка по теме Superheroes. Special power.
изучение лексики с работой на онлайн-платформе способствует повышению уровня вовлеченности учащихся, а также упрощает запоминание лексических единиц и выражений...
Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"
Технологическая карта итогового урока литературы по произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"...
Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"
Технологическая карта итогового урока литературы по произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"...