Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kon_s_rozovoy_grivoy.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с фактами из биографии писателя, показа автобиографического характера рассказа «Конь с розовой гривой»; способствовать формированию представления о В.П. Астафьеве как современном русском писателе.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: урок смешанного типа.
Планируемые результаты обучения:
предметные:
познавательная сфера:
владеть знаниями о жизни и творчестве В.П. Астафьева, современного русского писателя, фактах его биографии; выявлять своеобразие композиции и языка рассказа «Конь с розовойгривой», изображения русского национального характера; определять приметы предвоенного времени; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;
ценностно-ориентационная сфера:
формировать собственное отношение к произведениям В.П. Астафьева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников;
коммуникативная сфера:
владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные:
познавательные:
ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные:
овладевать способностями понимать
учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные:
владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: индивидуальная форма (обсуждение), групповая форма (выразительное чтение, практическая работа).
Оборудование: портрет В.П. Астафьева; презентации.
Основные понятия и термины: автобиография, автобиографичный рассказ.
Сценарий урока.
1.Организационный (мотивационный) этап.
Проверка готовности к уроку.
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Прозвенел звонок. Начинаем наш урок литературы.
2.Актуализация знаний.
- Вам интересно было бы пообщаться с ровесником, который жил почти 90 лет тому назад? Посмотреть, какими были жизнь и быт людей того времени?
Я думаю, это очень увлекательное путешествие в прошлое. Совершить поможет нам его «машина времени», которая отнесёт нас в 30-е годы XX века.
(Звучит мелодия, КОТОРАЯ ПЕРЕНОСИТ В 30-Е ГОДЫ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ)
3.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
а) Индивидуальная работа (выходит ученик и читает наизусть заранее подготовленное стихотворение о В.П.Астафьеве)
б) Учитель: О каком писателе у нас сегодня речь пойдет на уроке?
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с жизнью и творчеством великого писателя В.П. Астафьева, рассмотреть его произведение «Конь с розовой гривой», которое вы уже прочитали дома, обратиться к картинам быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы, изображенным в данном произведении. Работать будем сегодня в группах «историков» и «литераторов».
в) Выступление группы «историков» (группа «историков» получила предварительное домашнее задание подготовить рассказ и презентацию о жизни и творчестве писателя.
г) Задание для группы «литераторов»: они слушают и записывают в тетрадях даты и связанные с ними события в жизни писателя).
Д) «Литераторы» зачитывают записанные сведения о писателе.
5.Работа в группах. Ребята, все ли слова вам были понятны при прочтении текста? Вот поэтому группа «литераторов» также получила предварительное домашнее задание: найти в тексте рассказа диалектные слова и составить словарик диалектных слов, сопровождая его презентацией. Историки, вам надо записать в тетради диалектные слова и их значения.
СЛОВАРЬ СИБИРСКИХ ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ
Увал – пологий холм.
Заимка – земельный участок вдали от села.
Туесок – берестяная корзина с крышкой.
Бадога – длинные поленья.
Сенцы – передняя часть строения.
Шуровать – беспокоить.
Зариться – завидовать.
Наличники – накладная планка на дверном или оконном проёме.
Яр – крутой край оврага.
Рушник – полотенце.
Поскотина – пастбище, выгон.
Шаньга- булочка с творогом, ватрушка
Заполошная – суетливая
Малой
Старшой
Потатчик
Учитель: Почему автор использует эти слова в своём произведении?
(Автор использует диалектизмы для того, чтобы точно передать картину жизни довоенного села, чтобы погрузить читателей в атмосферу той жизни)
Ребята, назовите мне приметы того времени и места, о которых рассказывает нам писатель.
Приметы этого времени: голодная жизнь, единоличное хозяйство, отсутствие автомобилей и хороших дорог, редкие поездки в город на лодке.
Характерные приметы места: Енисей, увалы, тайга рядом с деревней)
6.Физкультминутка.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку (1 мин).
Поворот, наклон, прыжок,
Приседание, хлопок.
Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
И за парту вновь садись.
7.Работа с текстом.
Учитель: Ребята, сегодня мы будем говорить о людях того времени, познакомимся с их бытом, с привычками и особенностями характера.
- Скажите, а как вы понимаете слово «быт»? (уклад повседневной жизни)
- Дома вы прочли рассказ «Конь с розовой гривой». Давайте теперь обратимся к нему и проследим то, как автор изображает быт и жизнь сибирской деревни в предвоенные годы.
Найдите в тексте эпизоды, в которых говорится о том, как жили, чем занимались в сибирской деревне в предвоенные годы. Прочитайте эти отрывки и сделайте выводы, о чем хочет сказать нам автор в каждом отрывке.
1. «Весною левонтьевское семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой всё это постепенно исчезало в утробе русской печки, раскорячившейся вокруг избы».
2. «Дедушка был на заимке, в километрах пяти от села, в устье речки Маны. Там у нас была посеяна полоска ржи, полоска овса и полоска картошек».
3. «О колхозах тогда ещё только начинались разговоры, и селяне наши пока жили единолично».
4. «Мне повезло. Возле дяди Ваниного дома играли в лапту».
5. « Тётя Феня оттеснила меня в сени и втолкнула в пристроенную в сенях кладовку. Там была налажена постель из половиков и старого седла в головах – на случай, если днём кого-то сморит жара и ему захочется отдохнуть в холодке».
6. «В кладовке пахло отрубями, пылью и сухой травой, натыканной во все щели и под потолком».
7. «У моста, что проложен через Малую речку, пиликала гармошка. На мосту у нас собирается молодёжь, пляшет там, поёт».
8. «Бабушка ходила взад-вперёд, поила корову, выгоняла её к пастуху, делала разные свои дела…»
9. «По скобленному кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».
10. Вывод: (если позволяет время, записать вывод в тетради)
в сибирской деревне в предвоенные годы людям жилось тяжело, не было сытой жизни, приходилось многим кормиться от земли, от ведения пока еще единоличного хозяйства, некоторые работали на лесозаготовках. Но люди не унывали, в свободное от работы время пели, плясали под гармошку. Дети развлекали себя народными играми, помогали взрослым.
11.Составление
синквейна
по теме урока.
Первая строчка – 1 слово, существительное,
это его тема.
Вторая строка
– 2
слова, прилагательные,
раскрывающих
основную тему, описывающих ее.
Третья строчка
– 3 слова
,
глаголы, описывающие
действия, относящиеся к слову, являющемуся темой
синквейна
.
Четвертая строка
— это
целая фраза, при помощи которой
составляющий
высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строчка
— 1
слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
Жизнь
Трудная, простая.
Трудиться, не лениться, верить.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Житье-бытье.
- От чьего лица ведётся повествование?
Выводы детей, сформулированные самостоятельно: рассказ ведется от лица 7-летнего мальчика-рассказчика, в котором легко угадать самого автора, т.е. рассказ автобиографичен.
12. Домашнее задание (на экране). Группе «историков» предлагается подготовить пересказ «Как жила семья Левонтьевых».
- Почему Левонтьевы жили так плохо? (В отличие от хозяйственных сибиряков дядя Левонтий вел беспорядочную жизнь, не крестьянствовал, как дедушка нашего героя, а был рабочим, пьянствовал после получки, тратил деньги и, напившись, бил жену и детей.Он не заботился о воспитании детей, они росли, как беспризорники, и питались чем придется.)
- Каково ваше отношение к Левонтию, объясните его.
- Что в Левонтии привлекало нашего героя? (Дядя Левонтий казался ему добрым, не жадным, жалел его как сироту)
- Как бабушка относилась к Левонтию и левонтьевским? В чём её правда? (Бабушка героя и осуждает их, и жалеет, потому что в долг дает тетке Васене и говорит о них пословицей: «…у них самих в кармане – вошь на аркане»
- Какую роль в композиции рассказа имеет описание семьи Левонтьевых?( Автор показывает два мира, два образа жизни: образ жизни коренных сибиряков, работающих на земле, и образ жизни пролетариев-рабочих, не работающих на земле.
Группе «литераторов» - подготовить выразительное чтение наизусть фрагмента «Дом Левонтьевых» и ответить на вопросы.
- Какое впечатление оставляет этот дом у читателя? (Описание дома оставляет у нас впечатление безалаберности и абсурда, неустроенности быта)
- Почему тема дома, семьи важна для писателя В.П. Астафьева? (Потому что дом для Астафьева- это начало всех начал, это главное и важное место для каждого человека. Это уют, крепкая опора. У него у самого не было ведь дома, сначала жил у родителей мамы, потом не заладилось с мачехой, потом детский дом…)
Общее задание: подобрать пословицу, поговорку или афоризм о доме, о родной стороне.
Итог урока. Рефлексия деятельности.
Ребята, давайте проанализируем урок, дадим оценку ему. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, но и объяснить, почему.
Какие чувства вызвала тема урока?
Что было трудно, неясно, проблематично, объясните, почему так произошло? А что больше всего понравилось?
О чём можно было ещё поговорить?
- Итак, В.П. Астафьев – один из ярких представителей современной русской литературы. Мы убедились, что в его рассказе отразились и факты биографии, и быт сибирской деревни 30-х годов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование "Бабушкин пряник-светлая радость детства" по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"...
Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».
Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...
Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".
Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся к осмыслению нравственных уроков произведения: б...
Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"...
Конспект урока: "Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Планируемые результаты обучения:Предметные:· познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве В. П. Астафьева как современного русского п...
"Описание быта и жизни сибирской деревни в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Материал представлен в виде технологической карты урока с презентацией. Урок представляет собой виртуальную экскурсию в мемориальный комплекс В.П. Астафьева в с. Овсянка Красноярского края....
"Роль "сибирских" диалектизмов и просторечных слов в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Технологическая карта урока литературы, разработанная с применением технологии проектов...