"Описание быта и жизни сибирской деревни в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
методическая разработка по литературе (6 класс)
Материал представлен в виде технологической карты урока с презентацией. Урок представляет собой виртуальную экскурсию в мемориальный комплекс В.П. Астафьева в с. Овсянка Красноярского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 60.63 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 582.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» пст. Первомайский
Технологическая карта урока
Учебный предмет: литература
Класс: 6 класс
Автор УМК: В. Я. Коровина
Тема урока: Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Тип урока: формирование новых знаний
Вид урока: урок – виртуальная экскурсия
Используемая образовательная технология: ТРКМЧП, ИКТ.
Цель урока:
- образовательная: создать условия для раскрытия учащимися идейно - нравственного содержания рассказа.
- развивающая: формировать умение грамотно излагать информацию, формулировать вопрос и ответ на него, ориентироваться в необычных ситуациях;
- воспитательная: воспитывать познавательную активность в учащихся, любовь к малой родине, прививать интерес к литературе, искусству, истории.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятием «виртуальная экскурсия»;
- познакомить учащихся с мемориальным комплексом В.П. Астафьева в с. Овсянка;
- организовать диалог между учителем и учащимися во время экскурсии;
- при помощи материалов экскурсии организовать знакомство учащихся с бытом жителей сибирской деревни.
Оборудование:
- учебник;
- презентация;
- ноутбуки с доступом в Интернет/мобильные телефоны;
- проектор;
- компьютер;
- экран;
- микрофон (по возможности).
- таблица «INSERT»
Ход урока
Этап урока Применяемые приемы, методы, технологии | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1.Организационный момент. | Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность рабочих мест. Создает благоприятный настрой на работу. Учитель: - Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке литературы. Надеюсь, что вы получите сегодня много новых и полезных знаний. | Учащиеся: Здороваются с учителем, проверяют готовность уроку. | Личностные: готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового материала. Коммуникативные: умение слушать и понимать других. Регулятивные: самостоятельная организация своего рабочего места, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2.Мотивация к учебной деятельности. Работа с презентацией. Беседа с учащимися. Формулировка учащимися темы урока | Учитель мотивирует учащихся к формулировке цели урока, актуализации изученного материала, открытию «нового» знания. Учитель: (слайд 1) - На прошлом уроке мы познакомились с основными этапами жизни известного русского писателя – Виктора Петровича Астафьева. - Что нового вы узнали о жизни писателя? Учитель (слайд 2): - Молодцы, ребята. Виктор Петрович Астафьев написал много книг. Большинство рассказов В. П. Астафьева, написанных им для детей, вошло в сборник «Последний поклон». (слайд 3): В. П. Астафьев писал: «Рассказы для детей написаны в разное время. Почти все они о моей родине – Сибири, о далёком деревенском детстве, которое, несмотря на трудное время и сложности, всё-таки было удивительно светлой и счастливой моей порой». Учитель (слайд 4): - Обратите внимание на слайд. На слайде изображен вид на сибирскую реку Енисей и с. Овсянку. Какие впечатления у вас вызывает это изображение? - Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Запишите тему урока: «Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цель и задачи урока. Ученики (примерные ответы): - Родился в сибирской деревне Овсянка, расположенной на берегу реки Енисей. - Рано потерял родителей, воспитывался бабушкой. - Ушел добровольцем на фронт, имел множество наград за заслуги перед Отечеством. - Очень любил свою малую родину и мечтал вернуться в родное село. Ученики (примерные ответы): - Река очень широкая, величественная. Село Овсянка небольшое. Природа этой местности очень красивая. - О родине писателя и о его детстве. Учащиеся записывают тему урока. | Личностные: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся. Коммуникативные: умение слушать, формулировать тему урока, ответы на вопросы. Регулятивные: планирование учебной деятельности в соответствии с целевой установкой, выдвижение предположений на основе имеющихся знаний. |
3.Вызов. Постановка проблемного вопроса. Формулировка цели и задач урока | Учитель: - Ребята, как вы считаете, может ли место, в котором жил писатель, повлиять на его творчество? Учитель: (слайд 5) - Как вы считаете, какова цель нашего урока? - Попробуйте сформулировать задачи нашего урока. - Каким способом можно узнать о жизни людей в сибирском селе? | Ученики строят предположения, выдвигают гипотезы. (примерные ответы учащихся) - Влияет, т.к. это место связано с детством писателя. А детство никогда не забывается. - Не влияет. Со времен детства прошло уже много лет, писатель сменил место жительства и уехал из родного села. Ученики: (примерный ответ) - Ответить на вопрос: влияет ли место, в котором жил писатель, на его творчество? - Узнать о детстве В.П. Астафьева; - Найти информацию о с. Овсянка – родине В.П. Астафьева; - Узнать о жизни и быте людей в сибирских селах во времена детства писателя (начало 20 в.); - Прочитать в учебнике, в различных источниках в сети Интернет, при помощи экскурсии. | Познавательные: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: формулировка цели и задач урока, планирование деятельности с помощью учителя. Коммуникативные: изложение своего мнения, аргументация своего мнения, учет разных мнений, участие в диалоге. |
4. Осмысление. Организация познавательной деятельности. Работа в парах Работа с таблицей «INSERT» Лекция учителя Экскурсия (при необходимости вывести изображение на главный экран) (Слайд 9) Диалог с учащимися Продолжение экскурсии Диалог с учащимися Работа в паре. Заполнение таблицы «INSERT». | Учитель: (слайд 6) - Ребята, самый верный способ узнать о жизни людей в сибирской деревне, об их быте, обычаях можно при помощи экскурсии в мемориальный комплекс Виктора Петровича Астафьева, который был открыт в с. Овсянка в 2002 году. Каждый год сюда приезжает множество туристов, а мы побываем в этом комплексе виртуально. - Что такое виртуальная экскурсия? - Верно. Сайт музея позволяет нам побывать там виртуально. Сегодня вы будете работать в парах. Предлагаю всем открыть поисковик в ноутбуках и перейти по предложенной ссылке. (слайд 7) https://www.kkkm.ru/virtual-tour/muz_ast/muz_ast.html Учитель: (слайд 8) - Обратите внимание на таблицы, которые находятся у вас на партах. Во время экскурсии предлагаю заполнить данную таблицу. Учитель: Музей В.П. Астафьева находится в с. Овсянка, где родился писатель. Музей разделен на несколько частей – дом - музей Астафьева, интерактивная зона и музей «Последний поклон». Именно в нем мы побываем сегодня. Это дом Катерины Петровны, бабушки писателя, с которой он жил с 7 лет. Итак, перенесемся на несколько тысяч километров в село Овсянку – родину В.П. Астафьева. Мы очутились во внутреннем дворе музея. Познакомимся с инструментарием экскурсии (расположены в верхней части экрана). Кнопки «+», «-» служат для увеличения/уменьшения размеров изображения, кнопки послужат для нашего перемещения. Кнопка «*» означает доступную локацию. Итак, начнем нашу экскурсию. Предлагаю осмотреться (стрелка «влево»). Мы находимся посреди внутреннего двора музея. Осмотревшись, мы увидим просторный двор, огороженный высоким забором. Музей включает в себя дом, амбар, различные хозяйственные постройки, высокий бревенчатый навес для хранения предметов быта. Предлагаю остановиться у навеса и рассмотреть предметы быта сибиряков. Увеличим изображение (+). - Какие предметы быта вам знакомы? Что вы видите впервые? Учитель выясняет, названия каких предметов учащиеся не знают, и дает пояснения. (бредень, керосиновая лампа, прялка, сеялка, чугунный горшок, плетеные корзины, ручные пилы и проч.). - Можете ли вы определить назначение увиденных предметов быта? - Как вы считаете, почему создатели этого музея поместили эти предметы здесь? Двигаемся дальше. Предлагаю переместиться влево. Перед нами возникает небольшой палисадник, где растут кусты и цветы. Сам В.П. Астафьев любил заниматься садоводством, поэтому некоторые саженцы кустов посажены им самим. Слева вы увидите локацию «Амбар». Учитель: - Что такое амбар? Предлагаю войти в открытую дверь. Осмотритесь (выполнить движение влево). -Что вы видите вокруг себя? - Здесь расположена зона отдыха для посетителей музея, тут также проводятся лекции и чтения, показываются фильмы, посвященные В.П. Астафьеву. На стенах вы увидите фотографии В.П. Астафьева в разные периоды его жизни, личные вещи писателя, сувениры. Обратите внимание на полки. Какие вещи можно увидеть на них? - Предлагаю посетить последнюю локацию музея «Дом бабушки Катерины Петровны». (нажать на знак «*» на двери). - Что вы можете сказать о доме бабушки? Войдя в дом, мы оказались на кухне. Какая особенность бросается в глаза? - С чем это связано? - Верно, в рассказах В.П. Астафьева главный герой Витя, живя у бабушки, часто спит на печи. На печи лежат различные предметы одежды сибиряков – носки, рукавицы, валенки. - Почему эти предметы одежды были в почете у сибиряков? Оставшуюся часть комнаты занимает стол с лавками. В углу по старинной русской традиции висит шкафчик с иконой. По всему периметру кухни располагается полка с различной старинной посудой. По углам - предметы быта: бочки, сита, ручная мельница, корзины разных размеров, ухваты, ковши. - Осмотрим локацию «Средняя комната в доме бабушки». Для этого совершим перемещение вправо. Эта комната тоже наполнена старинными вещами быта, но я хочу обратить ваше внимание на большой обеденный стол. - Опишите мне предметы, расположенные на столе. - Верно, ребята. Это то знаменитое угощение, о котором говорится на страницах рассказа «Конь с розовой гривой», угощение, о котором мечтали все деревенские ребятишки. - Давайте вернемся во двор музея. Для этого необходимо выполнить движение влево, нажать значок «*». - Предлагаю обратиться к вашей таблице. Работая в паре, заполните столбцы таблицы, опираясь на информацию, которую вы получили в ходе экскурсии. | Ученики (предположительный ответ): - Виртуальная экскурсия – это заочное присутствие на экскурсии при помощи сети Интернет. Проходят по предложенной ссылке и попадают на сайт музея В. П. Астафьева. Ученики работают с таблицей (по необходимости напомнить правила заполнения таблицы: «V» – это я знаю, «+» - это новая информация, «-» - это противоречит тому, что я знал, «?» - это мне не понятно). Знакомятся с кнопками навигации. Задают вопросы по мере необходимости Осматриваются (нажимают стрелку «влево»). Увеличивают изображение (нажимают кнопку «+») Ученики: (примерные ответы) - Под навесом множество вещей, необходимых для быта: заготовленные и сложенные дрова, березовые веники, несколько видов саней и телег. Здесь много приспособлений для рыбной ловли, инструменты для сенокоса (вилы, грабли, косы), строительные инструменты, лошадиные упряжки, бочки и многая другая хозяйственная утварь. - Эти предметы могут рассказать посетителям о том, чем занимались люди в сибирских деревнях, об их образе жизни, труде. Перемещаются влево. Ученики (предполагаемый ответ): -Амбар – подсобное помещение для хозяйственных нужд. - Мы увидели светлое помещение со столами и скамейками. - Это похоже на комнату отдыха.
- Здесь собрана целая коллекция старинных вещей – самовар, чугунки, утюги, гармонь, старинная ручная швейная машинка, инструменты для кузнечного дела, разные виды коробов. Выполняют действие (*). - Бревенчатая изба с 2 окошками, очень скромный, простой. - Посреди избы стоит огромная печь. Она занимает большую часть комнаты. - Печь обогревает дом зимой, служит для приготовления пищи, спальным местом. - Так как зимы в Сибири очень суровые, и без теплой одежды не обойтись. Ученики совместно с учителем осматривают локацию «Кухня в доме бабушки». Перемещаются вправо. Осматривают стол. Ученики: (примерные ответы) - Стол накрыт белой праздничной скатертью с вышитым узором. - На столе стоит керосиновая лампа, служащая для освещения в темное время суток. - Также в глаза бросается большой самовар. - На столе стоят тарелки с угощениями, среди которых семечки подсолнуха, выпечка и пряник конем. Выполняют действие. Ученики заполняют таблицу «INSERT». | Личностные: освоение новых видов деятельности, участие в творческом процессе. Регулятивные: умение выполнять учебные действия, умение самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать, умение вносить дополнительную информацию, умение действовать по алгоритму. Познавательные: формирование навыков поисковой, исследовательской деятельности, соотношение информации, представленной в разных формах, анализ и сравнение новой и известной учебной информации, Коммуникативные: умение прислушиваться к мнению одноклассников, быть корректным в их оценке, умение продуктивно сотрудничать со сверстниками. |
5. Рефлексия. Обсуждение таблицы «INSERT» Обобщение изученного. Диалог с учащимися Ответ на проблемный вопрос. Прием «Микрофон» | Учитель: - Обратимся к вашим таблицам. Учитель дает возможность высказаться всем ученикам, корректирует ответы детей. Учитель дает возможность ученикам пояснить непонятные другим слова. Если у учащихся возникают затруднения, то учитель поясняет непонятные слова. Учитель: - Ребята, опираясь на информацию, полученную сегодня на уроке, ответьте на вопросы: - Какой представляется нам жизнь в сибирской деревне? Учитель: - Как вы считаете, есть в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» описание картин жизни и быта сибирской деревни? Учитель: - Давайте вернемся к поставленному в начале урока вопросу: может ли место, в котором жил писатель, повлиять на его творчество? - Верно, ребята. В.П. Астафьев очень любил свою малую родину, поэтому он написал множество рассказов о родном селе и о своем детстве, проведенном здесь. - Давайте вспомним цель и задачи нашего сегодняшнего урока. - Удалось ли нам достичь цели урока? Учитель: - А теперь подведем итог нашей работы. Прошу всех желающих выразить свое мнение о сегодняшнем уроке. - Понравилось ли вам быть участником виртуальной экскурсии? - Что для вас было наиболее интересным? - Какие моменты урока вызвали у вас непонимание? - Чему вы научились? - Как бы вы оценили свою работу на уроке? Как бы вы оценили работу своего напарника? Обоснуйте свое мнение. Учитель: корректирует высказывания учащихся, отмечает особо отличившихся учеников, выставляет отметки. | Ученики: (примерные ответы) Столбец «V» - я знаю: - В.П. Астафьев родился в сибирской деревне Овсянка Красноярского края на берегу реки Енисей. - Написал много рассказов о своей малой родине. - Музей В.П. Астафьева открыт в 2002 году. -Музей называется «Последний поклон» по названию повести, написанной писателем. - Писатель 7 лет жил с бабушкой после смерти матери. Столбец «+» - это новая информация: - Мемориальный комплекс состоит из нескольких зон: интерактивной зоны, выставочного зала, музея В.П. Астафьева, музея «Последний поклон». - На месте музея «Последний поклон» раньше располагался дом бабушки писателя - Катерины Петровны Потылицыной. - Музей представляет полностью реконструированный и восстановленный до мелочей дом бабушки писателя. - Пряник конем – угощение, о котором говорится на страницах рассказа «Конь с розовой гривой». Столбец «-» - это противоречит тому, что я знал: - Виртуальная экскурсия – это посещение музея при помощи сети Интернет. - Можно сходить в музей, не выходя из дома/класса. - Амбар – место для хранения зерна/амбар – место досуга деревенских жителей. - Деревянные навесы в сибирских селах служили местом хранения предметов быта, труда, увлечений. - Русская печь не только отапливает избу, но и служит средством приготовления пиши, а также является спальным местом. Столбец «?» - это мне не понятно, нужны пояснения: - Бредень, невод. - Ухват, чугунок. - Прялка. - Туесок, короб. - Полати. - Сеялка. - Рушник. - Керосиновая лампа и т.д. Ученики: (примерные ответы) - Жизнь в сибирской деревне была непростой. Ее жители были очень трудолюбивы: они занимались сельскохозяйственными работами - пахали, сеяли, выращивали и собирали урожай. Собранный урожай, к примеру, зерно – перерабатывали самостоятельно. - Сибиряки занимались скотоводством – они держали лошадей, коров, овец, коз, кур и т.д. Животных использовали для работы в поле и получения продуктов питания. - Они занимались рыболовством. Поэтому в их быту мы увидели множество приспособлений: невод, бредень, сети, разные виды удилищ. - Жители сибирской деревни заготавливали сено, занимались кузнечным делом, сбором грибов и ягод, лекарственных трав. - Женщины занимались рукоделием: ткали, пряли, вышивали, вязали, шили. - Также мы увидели множество кухонных предметов быта. Ученики: - Есть. Описание картин жизни и быта можно увидеть в описании избы бабушки Катерины Петровны, избы семьи Левонтия, заимки дедушки главного героя Вити. Также на страницах рассказа встречаются всевозможные предметы была сибиряков: тканые половики, туеса, гармонь, вожжи, рушник, удилище, медная посуда – чайники, ковши. Ученики: - Да, место, где родился писатель, влияет на его творчество. В.П. Астафьев очень подробно описывает в своем рассказе уклад жизни, занятия жителей сибирской деревни, их обычаи, традиции. - Ответить на вопрос: влияет ли место, в котором жил писатель, на его творчество? - Узнать о детстве В.П. Астафьева; - Найти информацию о с. Овсянка – родине В.П. Астафьева; - Узнать о жизни и быте людей в сибирских селах во времена детства писателя (начало 20 в.); - Удалось. Ученики: Озвучивают свое мнение. Можно попросить одного из участников парной работы озвучить общее мнение. | Личностные: умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Познавательные: извлечение нужной информации, структурирование учебного материала, выделение главной информации, умение работать по алгоритму. Регулятивные: оценка степени успешности выполнения задания, осуществление самоконтроля, взаимоконтроля, корректировка своей деятельности, осуществление познавательной рефлексии. Коммуникативные: изложение и аргументация своего мнения, учет разных мнений, участие в диалоге, соблюдение правил речевого поведения, вступление в учебный диалог с одноклассниками и учителем. |
6.Домашнее задание. | Учитель: - Дома вам необходимо выписать в тетрадь все непонятные слова из рассказа «Конь с розовой гривой». Учитель: - Мне очень понравилось с вами работать. Я вам благодарна за то, что вы были активны, внимательны. Спасибо за плодотворную работу на уроке. До свидания! | Ученики записывают домашнее задание. | Познавательные: умение делать выводы. Регулятивные: умение объективно оценивать степень усвоения изученного материала, умение самостоятельно работать с материалом. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Факты биографии В.П. Астафьева Родился в сибирской деревне Овсянка, расположенной на берегу реки Енисей. Рано потерял родителей, воспитывался бабушкой. Ушел добровольцем на фронт, имел множество наград за заслуги перед Отечеством. Очень любил свою малую родину и мечтал вернуться в родное село.
Творчество В.П.Астафьева
«Рассказы для детей написаны в разное время. Почти все они о моей родине – Сибири, о далёком деревенском детстве, которое, несмотря на трудное время и сложности, всё-таки было удивительно светлой и счастливой моей порой». В.П . Астафьев
с. Овсянка – родина В.П. Астафьева
Цель урока Ответить на вопрос: влияет ли место, в котором жил писатель, на его творчество?
Мемориальный комплекс В.П. Астафьева в с. Овсянка Мемориальный комплекс был открыт в 2002 году. Он состоит из нескольких зон - дома - музея Астафьева, интерактивной зоны и музея «Последний поклон».
Ссылка для входа на сайт музея https ://www.kkkm.ru/virtual-tour/muz_ast/muz_ast.html
Таблица « INSERT » « V » «+» «-» «?»
Кнопки навигации +/- - увеличение/уменьшение изображения; - кнопка движения;
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по рассказу В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Данная презентация адресована в помощь учителям, преподающим литературу в 6 классе....
Особенности языка в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Предлагаемый урок был проведен в рамках проведения Дня русского языка. Это интегрированный урок (русский язык и литература)....
Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".
Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой"....
Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" Литература. 6 класс....
Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...
Конспект урока: "Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Планируемые результаты обучения:Предметные:· познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве В. П. Астафьева как современного русского п...
Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»....