"Роль "сибирских" диалектизмов и просторечных слов в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Технологическая карта урока литературы, разработанная с применением технологии проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_dialektizmov_i_prostorechnyh_slov.docx | 42.71 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 269.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 3.2.1.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» пст. Первомайский
Технологическая карта урока
(разработчик – Морозова Ю.А., учитель русского языка и литературы)
Учебный предмет: литература
Класс: 6 класс
Автор УМК: В. Я. Коровина
Тема урока: «Роль «сибирских» диалектизмов и просторечных слов в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Тип урока: урок развивающего контроля
Вид урока: урок – исследование
Используемая образовательная технология: технология проектного - исследовательского обучения, технология обучения в сотрудничестве.
Цель урока:
- образовательная: создать условия для закрепления учащимися понимания прочитанного произведения, диалектизмов/просторечных слов и их роли в художественном произведении;
- развивающая: создать условия для формирования у учащихся умения проводить исследование путем лингвистического анализа художественного произведения, умения создавать продукт проектной деятельности, формировать умение планировать собственную деятельность, формулировать и грамотно излагать информацию.
- воспитательная: воспитывать познавательную активность в учащихся, прививать интерес к литературе, русскому языку.
Задачи:
- актуализировать знания учащихся по теме «Диалектные слова», «Просторечные слова»;
- познакомить учащихся с темой проектно – исследовательской деятельности;
- организовать создание рабочих групп для проведения исследования;
- создать условия для создания продукта проектно – исследовательской деятельности;
- при помощи продуктов проектно – исследовательской деятельности сформулировать выводы о роли диалектизмов/просторечных слов в художественном произведении.
Методы и приемы: демонстрация мультимедийной презентации, работа с текстом, работа с толковым словарем, демонстрация готового продукта исследования.
Планируемые результаты урока:
- Предметные:
- формирование понимания связи литературного произведения с эпохой его написания;
- формирование представления о роли диалектных/просторечных слов в художественном произведении;
- умение понять и принять идейное – нравственное содержание художественного произведения.
- Метапредметные:
Познавательные:
- формирование и развитие навыков работы с информацией, взятой из различных источников;
- развитие навыков исследовательской деятельности;
- использование творческого потенциала в разработке продукта проектно – исследовательской деятельности.
Регулятивные:
- осуществление адекватной оценки своей деятельности и деятельности одноклассников;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результатов.
Коммуникативные:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
- умение организовать учебное сотрудничество в парной и групповой работе;
- умение формулировать и аргументировать свое мнение.
- Личностные:
- формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к культуре, ценностям и речи сибирского народа.
Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, проектор, компьютер, экран, толковые словари, листы А4, фломастеры и прочие принадлежности для оформления, оценочные листы.
Продолжительность урока – 90 минут (2 урока).
Ход урока
Этап урока Применяемые приемы, методы, технологии | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1.Организационный момент. (1 мин.) | Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к уроку. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность рабочих мест. Создает благоприятный настрой на работу. Учитель: - Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке литературы. Надеюсь, что вы получите сегодня много новых и полезных знаний. | Учащиеся: Здороваются с учителем, проверяют готовность уроку. | Личностные: готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового материала. Коммуникативные: умение слушать и понимать других. Регулятивные: самостоятельная организация своего рабочего места, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2.Этап мотивации к проектно – исследовательской деятельности. (9 мин.) Актуализация опорных знаний по теме «Диалектные слова», «Просторечные слова». Работа с презентацией Диалог с учащимися Постановка проблемного вопроса Формулировка темы урока Формулировка цели урока | Учитель мотивирует учащихся к проектно – исследовательской деятельности, актуализации ранее изученного материала, обсуждению темы, цели и задач проекта. Учитель: (слайд ) - Во время прочтения рассказа «Конь с розовой гривой» вам повстречалось много непонятных слов, которые вы выписали в тетрадь. Кто из вас вспомнит, как называются такие слова? - Кто может вспомнить определение диалектизмов, просторечных слов? - Приведите примеры использования таких слов. Учитель (слайд ): - Молодцы, ребята. В самом деле, на страницах рассказов В.П. Астафьева встречается много «сибирских» диалектизмов и просторечных слов. - Как вы считаете, почему писатель использовал такие слова в своем творчестве, не заменив их на общеупотребительные? - Как вы считаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? - Запишите тему урока: «Роль диалектизмов и просторечных слов в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». - Давайте вместе сформулируем цель нашего исследования. (слайд) | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Формулируют цель и задачи урока. Ученики: (примерные ответы) - Это диалектные слова. - Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями определенного региона страны. - Просторечные слова - это слова, употребляемые в разговорной, нелитературной речи. - Примеры диалектизмов, просторечных слов: Диалектные слова: кочет – петух, бурак – свёкла; Просторечные слова: гляделки – глаза, трескать – есть (принимать пищу). Учащиеся: (предположительные ответы): - Чтобы передать дословно диалоги персонажей. - Чтобы читатель мог представить образ героя, дать ему характеристику. - Чтобы познакомить читателя с бытом, образом жизни героев произведения. Учащиеся строят предположения. Записывают тему урока. Учащиеся (предполагаемый ответ): - Выяснить роль диалектных и просторечных слов в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | Личностные: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся. Коммуникативные: умение слушать, формулировать тему урока, ответы на вопросы. Регулятивные: планирование учебной деятельности в соответствии с целевой установкой, выдвижение предположений на основе имеющихся знаний, формулировка цели урока. |
3. Этап организации проектно – исследовательской деятельности (10 мин) Пояснение смысла работы Формулировка задач урока Диалог с учащимися | Учитель знакомит с условиями проектной деятельности, алгоритмами работы над проектом. Учитель: (слайд) - Ребята, сегодня нам предстоит поучаствовать в исследовании. Чтобы выполнить эту непростую работу, предлагаю разбиться на 2 группы: 1 группа будет заниматься поиском диалектных слов в изученном рассказе; 2 группа будет заниматься поиском просторечных слов в рассказе. В каждой группе будет работать пара исследователей. Предлагаю каждому найти себе пару. - Задание заключается в следующем: составить словарную статью для «Словаря диалектизмов и просторечных слов В.П. Астафьева». Образец статьи вы видите на слайде. (слайд) Учитель: (слайд) - Каковы задачи нашего урока? Учитель: - Ребята, какие источники информации смогут помочь вам в вашей работе? - На следующем уроке вы представите классу полученный результат работы. | Учащиеся выполняют предложенные учителем действия. Учащиеся находят себе пару для работы над исследованием. Учащиеся: - Распределить роли в паре: исследователь, оформитель; - Найти в рассказе примеры диалектных и просторечных слов; - Оформить найденный материал в виде словарной статьи; - Обсудить в большой группе способы представления словаря В.П. Астафьева. Учащиеся: - Интернет, текст рассказа, толковый словарь. | Познавательные: использование информации для решения учебной задачи, самостоятельное создание способов решения проблем поискового, творческого характера, Регулятивные: формулировка задач урока, планирование деятельности с помощью учителя. Коммуникативные: изложение своего мнения, аргументация своего мнения, учет разных мнений, участие в диалоге. |
4. Этап осуществления проектно – исследовательской деятельности (25 мин) Работа групп по созданию продукта проектно - исследовательской деятельности Обсуждение критериев оценивания работы | На данном этапе учитель консультирует, ориентирует учащихся в поле необходимой информации, создает условия для совершенствования проектов. Учитель: (слайд) - Ребята, предлагаю вашему вниманию критерии оценивания вашего проекта. Примерные критерии оценивания проектного продукта: 1.Демонстрация продукта (2 балла) 2.Процесс создания продукта (2 балла) 3.Оформление продукта (3 балла) 4.Защита проекта (3 балла) | Учащиеся работают с текстом произведения, используют записи в рабочих тетрадях, сделанные на предыдущем уроке, работают с толковыми словарями, используют словарные статьи, найденные в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с критериями оценивания, по необходимости вносят предложения по корректировке. | Познавательные: систематизация, обобщение, структурирование учебного материала, формирование навыка поисковой, исследовательской деятельности, умение извлекать необходимую информацию из текста, формирование умения смыслового чтения; Регулятивные: организация выполнения учебных задач, умение работать в соответствии с образцом, осуществление контроля и коррекции своей деятельности; Коммуникативные: умение слушать и понимать собеседника, умение работать в паре, умение находить общее решение.
|
5. Этап презентации продуктов исследования, самоанализ и оценка результатов. (40 мин)
Подведение итогов урока Рефлексия | Учитель организует презентацию продуктов исследовательской деятельности, подводит итоги проектной работы, анализирует и оценивает проектные продукты совместно с учащимися по критериям, организует самооценку, взаимооценку деятельности учащихся. Учитель: - Подведем итог проделанной работы. Для этого вернемся к проблемному вопросу, поставленному в начале нашего урока: какова роль диалектных и просторечных слов в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»? Для чего писатель использует такие слова в своем творчестве? -Верно, ребята. В.П. Астафьев использует в своем творчестве множество диалектных и просторечных слов, чтобы передать красочность речи сибирского народа, эмоциональное состояние героев, описать быт и обычаи сибиряков. Учитель организует рефлексию деятельности учащихся. - Давайте вспомним цель нашего урока. Удалось ли нам ее достичь? Учитель: - Прошу вас выразить свое мнение о сегодняшнем уроке. На партах вы увидите лист самооценки. - Кто желает озвучить свое мнение? Учитель: корректирует высказывания учащихся, отмечает особо отличившихся учеников, выставляет отметки. | Учащиеся: 1. Осуществляют презентацию проекта; 2. Осуществляют взаимооценку, используя предложенные критерии оценивания; 3. Осуществляют рефлексию деятельности и результатов. Учащиеся (примерные ответы): - Чтобы передать дословно диалоги персонажей. - Чтобы читатель мог представить образ героя, дать ему характеристику. - Чтобы познакомить читателя с бытом, образом жизни героев произведения. Учащиеся: -Цель урока: определить роль диалектных и просторечных слов в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». - Цель урока достигнута. Учащиеся заполняют лист самооценки. Учащиеся по желанию озвучивают мнение. | Личностные: умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Познавательные: умение систематизировать, обобщать изученное, осуществление познавательной рефлексии; Регулятивные: оценка степени успешности выполнения задания, корректировка своей деятельности, умение оценивать свою деятельность при помощи оценочных листов; Коммуникативные: изложение и аргументация своего мнения, учет разных мнений, участие в диалоге, соблюдение правил речевого поведения, вступление в учебный диалог с одноклассниками и учителем, умение выступать публично. |
6. Домашнее задание. (4 мин). | Учитель: - Дома вам необходимо ознакомиться с биографией В.Г. Распутина. Информацию вы сможете найти в учебнике на стр.85. Учитель: - Мне очень понравилось с вами работать. Я вам благодарна за то, что вы были активны, внимательны. Спасибо за плодотворную работу на уроке. До свидания! | Ученики записывают домашнее задание. | Познавательные: умение делать выводы. Регулятивные: умение объективно оценивать степень усвоения изученного материала, умение самостоятельно работать с материалом. |
Лист оценивания
ФИ ученика______________________________________________________
Критерий (за каждый критерий от 0 до 5 баллов) | Моя оценка | Оценка напарника | Оценка группы | Комментарий учителя |
Я внес большой вклад в работу над проектом | ||||
Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения | ||||
Я умею выступать перед классом, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения | ||||
Я умею оценивать свою работу на уроке, а также работу одноклассников |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Диалектизмы ДИАЛЕКТИ́ЗМ , - а, муж. Слово или оборот речи из какого- н. диалекта, употреблённые в литературном языке. (Толковый словарь Ожегова. С.И . Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 . ) Пример: Чапыга, -и, жен . (обл.)- частая молодая поросль леса.
Просторечные слова ПРОСТОРЕ́ЧИЕ, - я , ср. Речь малообразованных носителей языка, свойственная нелитературному разговорному употреблению . (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.) Пример: Враки, множ ч. (прост.) – неправда.
Проблемный вопрос Почему писатель использовал в своих рассказах диалектные и просторечные слова, не заменив их на общеупотребительные?
Цель урока Выяснить роль диалектных и просторечных слов в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Групповая работа Задание для 1 группы: Найти и выписать диалектные слова из рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»; Создать словарные статьи, расположив слова в алфавитном порядке. Задание для 2 группы: Найти и выписать просторечные слова из рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»; Создать словарные статьи, расположив слова в алфавитном порядке
Образец словарной статьи БУРАК , - а, муж. (обл.) Свекла; род борща или свекольной похлебки. Хоть дурак , да съел бурак, а умный и так . ХЛОПУША , -и, общ. (прост.) Врун, обманщик. - Эх, ты, хлопуша ! – молвил старшой.
Задачи урока: Распределить роли в паре: исследователь, оформитель; Найти в рассказе примеры диалектных и просторечных слов; Оформить найденный материал в виде словарной статьи; Обсудить в большой группе способы представления словаря В.П. Астафьева.
Критерии оценивания проекта 1.Демонстрация продукта (2 балла) 2.Процесс создания продукта (2 балла) 3.Оформление продукта (3 балла) 4.Защита проекта (3 балла)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по рассказу В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Данная презентация адресована в помощь учителям, преподающим литературу в 6 классе....
Особенности языка в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Предлагаемый урок был проведен в рамках проведения Дня русского языка. Это интегрированный урок (русский язык и литература)....
Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".
Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой"....
Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" Литература. 6 класс....
Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...
кроссворд к рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Используется для проверки знания текста или для итоогового обобщения / Учебник :Курдюмова. Литература 6 кл....
Презентация к рассказу В. Астафьева"Конь с розовой гривой"
Уроки доброты в рассказе В.П. Астафьева"Конь с розовой гривой"...