Зараменских Т.С., учитель ГБОУ средняя общеобразовательная школа №630 Приморского района Санкт-Петербурга. Конспект урока "Библейские мотивы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита""
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Пристальное внимание уделяет учитель работе с текстом. Сложнейший материал "библейских" глав исследуется скрупулезно, внимательно, детально. Учитель использует на уроке иллюстративный материал - картины известных мастеров, связанные с жизнью Христа. Эпизод книги, соотнесенный с художественным полотном, помогает учащимся разобраться и во времени, и в тексте произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_romanu_m.bulgakova_master_i_margarita.docx | 32.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Зараменских Татьяна Семеновна, учитель ГБОУ средняя общеобразовательная школа №630 Приморского района Санкт-Петербурга
Конспект урока по теме: Библейские мотивы в романе Михаила Александровича Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цели урока:
образовательная: проверить и закрепить знание текста, понять идейно-тематическое содержание;
воспитательная: осознать противостояние добра и зла в жизни как проблему, сделать шаг к определению собственной нравственной позиции;
развивающая: обучение аналитическому мышлению, навыки общения в определённом культурном контексте.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся.
Форма проведения: Урок-размышление, урок- творческий поиск.
Оборудование :
Текст произведения.
Главы для анализа:
Глава 2. Понтий Пилат
Глава 16. Казнь
Глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кариафа
Глава 26. Погребение
Глава 29. Судьба Мастера и Маргариты определена.
Презентация живописных полотен на библейскую тему
Раздаточный материал со словарем библейских понятий
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами обратимся к изучению библейских глав романа «Мастер и Маргарита». Но сначала я хочу показать вам подборку картин на эту тему. Посмотрите внимательно. Обратите внимание на годы создания этих живописных полотен и на имена художников. (2 мин)
Перед нами полотна великих мастеров живописи разных времен и народов. Можно сделать вывод, что тема «Страданий Христа» представлена в живописи очень широко. Да и литературных произведений на библейскую тему написано немало. Удивительно то, что Булгаков обращается к ней в , живя в советской атеистической Москве 30-х годов? Он пишет свою главную книгу 13 лет, но придет она к своему читателю почти через сорок лет.
«Рукописи не горят» - скажет Воланд. О какой рукописи эти слова? О книге, которую написал Мастер, и которая его погубила. Так в чем же заключается глубокое значение этой книги? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к ее страницам .
II. Анализ 2 главы Понтий Пилат.
Анализировать роман в романе мы начнем с второй главы. Перед вами лежат листочки. В первом столбике записан вопрос, два других столбика соответствуют Пилату и Иешуа. По ходу урока записывайте туда ответы на приведенные вопросы. Но сначала давайте познакомимся с главными героями этой внутренней книги.
Вопрос к классу: Расскажите, кто такой Понтий Пилат, как он себя чувствует, важен ли для него разговор с человеком, которого к нему приведут на допрос?
(Примерный ответ ученика)Понтий Пилат- Римский наместник в Иудее, принадлежал к высшему сословию всадников – «всадник с золотым копьем». Он не привык, чтобы ему не подчинялись и говорили в его присутствии. Он привык, что любое его слово ловят на лету и слушают с благоговением. Он очень одинок, единственное существо, к которому он привязан, – собака Банга. И пес, действительно, будет следовать повсюду за своим повелителем до последней главы книги.
Записали свой ответ во вторую графу.
А теперь расскажите о том, кого привели к Понтию Пилату на допрос?
ИЕШУА- с древнееврейского – спаситель. Га Ноцри – из Назарета. По понятным причинам Булгаков не захотел называть своего героя Иисус.
27 лет, руки связаны, на лице синяк, в углу рта ссадина с запекшейся кровью. Родом из Гамалы- Назарета. Родителей не помнит, грамотен. Знает арамейский , греческий и латинский языки.
Вопрос | Понтий Пилат | Иешуа Га Ноцри |
1.Кто такие и как выглядят? | Пилат- Римский наместник в Иудее | ИЕШУА- с древнееврейского – спаситель. Га Ноцри – из Назарета |
2.Как себя чувствует каждый из персонажей? | О боги, боги, за что вы наказываете меня? «Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения. Попробую не двигать головой». Прокуратору трудно говорить, он хочет побыстрее закончить допрос, чтобы быть свободным. | Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора. |
3.Почему он зовет Крысобоя? | Прокуратор был как каменный, потому что боялся качнуть пылающей адской болью головой. Арестованный неправильно обратился к игемону | Для Иешуа все люди добрые, просто им об этом никто не говорил. |
4.Как Понтий продолжает свой допрос? | тусклый больной голос: | торопливо отозвался арестованный, всем существом выражая готовность отвечать толково, не вызывать более гнева. |
5.Где ты живешь? | Бродяга. Для него это человек не имеющий никакого социального статуса | У меня нет постоянного жилища, – застенчиво ответил арестант, – я путешествую из города в город. |
6. Что изменяется в Понтии , когда он узнает, что бродяга знает греческий язык? Язык культуры и науки? | Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым. | |
7. Далее разговор идет по-гречески. Видимо, и для Понтия Пилата,и для Иешуа этот язык приятнее. | Так ты собирался разрушить здание храма и призывал к этому народ? | арестант опять оживился, глаза его перестали выражать испуг, и он заговорил по-гречески: я, игемон, никогда в жизни не собирался разрушать здание храма и никого не подговаривал на это бессмысленное действие |
8. Какова реакция на слова игемона? | Теперь уже оба больных глаза тяжело глядели на арестанта. Понтий Пилат никогда не встречал человека, свободно, без страха разговаривающего с ним на философские темы. | Иешуа стремится разуверить Пилата в том, что он виноват. Для него – это просто недоразумение. И он беспокоится не столько за себя, сколько за тех людей, которые его не поняли |
9.Почему Пилата удивил поступок Левия Матфея, сборщика податей? | усмехнулся одною щекой, оскалив желтые зубы, и промолвил, повернувшись всем туловищем к секретарю… Понтий не поверил, что сборщик податей может бросить деньги в дорожную пыль | Левий Матвей, – охотно объяснил арестант, – он был сборщиком податей, и я с ним встретился впервые на дороге в Виффагии, там, где углом выходит фиговый сад, и разговорился с ним. Первоначально он отнесся ко мне неприязненно и даже оскорблял меня, то есть думал, что оскорбляет, называя меня собакой, |
Голос отвечавшего, казалось, колол Пилату в висок, был невыразимо мучителен, и этот голос говорил: | Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины | |
10.«Что такое истина?» -Вечный вопрос человечества. Сможет ли на него ответить нищий бродяга. | Я спрашиваю его о чем-то ненужном на суде... Мой ум не служит мне больше...» И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. «Яду мне, яду!» | Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет. |
11. Почему ответ Иешуа приводит их в такой ужас? | Тут прокуратор поднялся с кресла, сжал голову руками, и на желтоватом его бритом лице выразился ужас. А у секретаря выпал папирус , открылся рот от удивления | Ну вот, все и кончилось, – говорил арестованный, благожелательно поглядывая на Пилата, – и я чрезвычайно этому рад. Я советовал бы тебе, игемон, оставить на время дворец и погулять пешком где-нибудь в окрестностях, ну хотя бы в садах на Елеонской горе. Гроза начнется, – арестант повернулся, прищурился на солнце, – позже, к вечеру. Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы тебя. Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека. |
12.Кто говорит об истине? Как говорит? Почему Пилат молчит и почему перестал записывать допрос секретарь? | Развяжите ему руки. Пилат удивлен, что этот бродяга, одинокий странствующий философ знает три языка, Он может без стеснения говорить игемону правду о том, о чем никто не смеет, он смеет давать ему советы. Он, обреченный на смерть, более свободен, чем прокуратор | Беда в том, – продолжал никем не останавливаемый связанный, – что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон, – и тут говорящий позволил себе улыбнуться. |
13.Ты врач? Ты знаешь и латинский язык? | Перед ним уже не бродяга, а человек редкого дарования, которого нужно иметь при себе. У Пилата возникает интерес и уважение к этому человеку. | Стоит и спокойно беседует, уверенный в своей невиновности. Он , избитый, измученный, находясь на допросе у прокуратора Иудеи, остается самим собой. |
14.«Поклянись, своей жизнью, что ты не призывал поджигать храм старой веры. | ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это! | Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон? – спросил арестант, – если это так, ты очень ошибаешься. Арестант уверен, что все в мире происходит по божьей воле, и никто не в силах это изменить. |
15.Пилат уверен в себе в этот миг? | Я могу ее перерезать. Здесь звучит самоуверенность Пилата. | И в этом ты ошибаешься, – светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, – согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил? Иешуа знает, что жизнью и смертью распоряжается только Бог |
16. Почему же, придя к выводу,что Иешуа ни в чем не виновен, Понтий не может его отпустить? | ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия! | Правду говорить легко и приятно, всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть. |
117.Чего испугался Понтий Пилат? Почему же он отправил на казнь ни в чем не повинного человека? | – Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? О, боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю! И слушай меня: если с этой минуты ты произнесешь хотя бы одно слово, заговоришь с кем-нибудь, берегись меня! Повторяю тебе: берегись. | А ты бы меня отпустил, игемон, – неожиданно попросил арестант, и голос его стал тревожен, – я вижу, что меня хотят убить. |
Вывод: Гамма чувств , которые испытал собеседник во время допроса | От презрения к удивлению, уважению, желанию сохранить этого человека для себя, а потом к страху и отчаянию. | От страха, недоумения к спокойному разговору на равных с самим прокуратором Иудеи. Стремление оказать помощь и поддержку собеседнику и опасение за жизнь других , в первую очередь, и в последнюю- за себя. |
III.Слово учителя:
Итак, Понтий Пилат испугался за себя, за свою жизнь и подписал смертный приговор. Но он еще надеется, что первосвященник Каифа возьмет на себя эту непростую роль – простить одного из преступников накануне светлого праздника Пасхи. Но первосвященники тоже очень проницательные люди. Для них мысли, которые внушает бродячий философ людям, намного опаснее, чем само насилие Варравана. Никакие доводы Пилата Каифа не принимает. Все! Иешуа обречен. Мы больше не услышим его голоса. Но ведь книга о Понтии Пилате. Булгакову важно проследить, что чувствует человек, который обрек ни в чем не повинного человека на смерть. Человека умного, образованного, наделенного даром исцелять его страшную болезнь лишь только одним словом. Он, осознавая свою беспомощность, хочет теперь хоть как –то успокоить свою совесть. Он не может смотреть на толпу, беснующуюся внизу. На их глазах освобождают от смерти преступника , который был обречен на смерть. Ему мучительно страшно встретиться глазами с Иешуа. Он уходит с палящего солнца в тень и встречается с начальником охраны. О чем он ему говорит? Почему он опасается за жизнь Иуды из Кариафа?
Буквально в его словах звучит забота о жизни предателя, а на самом деле начальник охраны услышал точный приказ об уничтожении этого человека.
Здесь автор иронически показывает суть работы охранных органов не только Древней Иудеи, а скорее изображает работу внутренних органов Советской России. Но о нем рассказ пойдет позднее. Вернемся к главе 16 Казнь.
IV. Работа с живописными произведениями.
Чтобы представить, мало прочитать. А можно еще и посмотреть картины великих русских художников, которые обращались к этой теме.
1) Николай Ге. Голгофа 1893. ГТР (иллюстрация на слайде)
Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову. Какое впечатление производит это полотно?
Картина производит впечатление на любого зрителя. Мы в полном отчаянии, как и этот персонаж. Человек понимает, что он обречен. Жизнь сейчас оборвется в страшных мучениях. И нужно это принять, набраться сил и мужества перенести это. Белила, серые, темно – коричневые, охристые тона краски передают жар иршалаимского солнца. Автор в центр поставил Иисуса. Он отходит от европейской традиции, когда художники изображали Христа атлетически сложенным, причесаным, без малейших черт испуга на лице. Там лишь спокойное смирение и готовность принять испытание. Здесь – настоящий, самый обычный человек, которому страшно умирать. И это понимает любой зритель.
2) Картина Репина «Голгофа»1878 принадлежит к его раннему этапу творчества, ее мало кто знает. Она похожа на эскиз. Художник показывает казнь издалека. Мы видим подъем креста, на котором распят Иисус и в правом углу картины Марию,павшую на колени и молящуюся о судьбе сына. Можно представить, что фигура в малиновом хитоне – это один из его апостолов.
И самая страшная по своей выразительности картина Николая Ге «Распятие» (№3 - картина на слайде), которую потребовали снять с экспозиции выставки в 1894 году. Картина была увезена во Францию и теперь она хранится в музее Орсе. Найдите, пожалуйста, фрагмент в тексте, который соответствует этому изображению.
Глава16 Казнь
«С ближайшего столба доносилась хриплая бессмысленная песенка. Повешенный на нем Гестас к концу третьего часа казни сошел с ума от мух и солнца и теперь тихо пел… Дисмас на втором столбе страдал более двух других, потому что его не одолевало забытье…
Счастливее двух других был Иешуа. В первый же час его стали поражать обмороки, а затем он впал в забытье, повесив голову в размотавшейся чалме. Мухи и слепни поэтому совершенно облепили его, так что лицо его исчезло под черной шевелящейся массой. В паху, и на животе, и под мышками сидели жирные слепни и сосали желтое обнаженное тело.
Повинуясь жестам человека в капюшоне, один из палачей взял копье, а другой принес к столбу ведро и губку. Первый из палачей поднял копье и постучал им сперва по одной, потом по другой руке Иешуа, вытянутым и привязанным веревками к поперечной перекладине столба. Тело с выпятившимися ребрами вздрогнуло. Палач провел концом копья по животу. Тогда Иешуа поднял голову, и мухи с гуденьем снялись, и открылось лицо повешенного, распухшее от укусов, с заплывшими глазами, неузнаваемое лицо.»
Автор стремится показать гуманность этого персонажа и здесь. В чем она проявляется?
« Иешуа оторвался от губки и, стараясь, чтобы голос его звучал ласково и убедительно, и не добившись этого, хрипло попросил палача: – Дай попить ему.»
Последние слова снова не о себе, а о другом.
Ну а теперь вспомним, что свидетелем этой казни был еще один персонаж. Кто это?
V. Левий Матвей. Расскажите о нем. Кто он? Почему он так торопился на место казни?
(ответ ученика)
Ученик Иешуа останется на Лысой горе, чтобы попытаться снять тело с креста и похоронить тело своего учителя. В этот момент его арестуют римские солдаты и приведут в Понтию Пилату.
VI. Анализ эпизода. Конец главы 26. (распечатать. Читать по ролям) Погребение
« Левий с ненавистью поглядел на Пилата и улыбнулся столь недоброй улыбкой, что лицо его обезобразилось совершенно.
− Все хотите отнять? И последнее, что имею? − спросил он.
− Я не сказал тебе − отдай, − ответил Пилат, − я сказал − покажи. (Почему он не хочет отнимать эти документы, он же игемон!!!)
Левий порылся за пазухой и вынул свиток пергамента. Пилат взял его, развернул, расстелил между огнями и, щурясь, стал изучать малоразборчивые чернильные знаки. Трудно было понять эти корявые строчки, и Пилат морщился и склонялся к самому пергаменту, водил пальцем по строчкам. Ему удалось все-таки разобрать, что записанное представляет собой несвязную цепь каких-то изречений, каких-то дат, хозяйственных заметок и поэтических отрывков. Кое-что Пилат прочел: "Смерти нет… Вчера мы ели сладкие весенние баккуроты…»
Гримасничая от напряжения, Пилат щурился, читал: "Мы увидим чистую реку воды жизни… Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл…»
Тут Пилат вздрогнул. В последних строчках пергамента он разобрал слова:
"…большего порока… трусость".(Что его так смутило в этой строке?)
Пилат свернул пергамент и резким движением подал его Левию.
− Возьми, − сказал он и, помолчав, прибавил: − Ты, как я вижу, книжный человек, и незачем тебе, одинокому, ходить в нищей одежде без пристанища. У меня в Кесарии есть большая библиотека, я очень богат и хочу взять тебя на службу. Ты будешь разбирать и хранить папирусы, будешь сыт и одет. Левий встал и ответил:
− Нет, я не хочу.
− Почему? − темнея лицом, спросил прокуратор, − я тебе неприятен, ты меня боишься?
Та же плохая улыбка исказила лицо Левия, и он сказал:
− Нет, потому что ты будешь меня бояться. Тебе не очень-то легко будет смотреть мне в лицо после того, как ты его убил.( Левий не боится игемона, он так же свободно и просто разговаривает с повелителем, как его учитель)
− Молчи, − ответил Пилат, − возьми денег.
Левий отрицательно покачал головой, а прокуратор продолжал:
− Ты, я знаю, считаешь себя учеником Иешуа, но я тебе скажу, что ты не усвоил ничего из того, чему он тебя учил. Ибо, если бы это было так, ты обязательно взял бы у меня что-нибудь. Имей в виду, что он перед смертью сказал, что он никого не винит, − Пилат значительно поднял палец, лицо Пилата дергалось. − И сам он непременно взял бы что-нибудь. Ты жесток, а тот жестоким не был. Куда ты пойдешь?
Левий вдруг приблизился к столу, уперся в него обеими руками и, глядя горящими глазами на прокуратора, зашептал ему:
− Ты, игемон, знай, что я в Ершалаиме зарежу одного человека. Мне хочется тебе это сказать, чтобы ты знал, что крови еще будет.
− Я тоже знаю, что она еще будет, − ответил Пилат, − своими словами ты меня не удивил. Ты, конечно, хочешь зарезать меня?
− Тебя зарезать мне не удастся, − ответил Левий, оскалившись и улыбаясь, − я не такой глупый человек, чтобы на это рассчитывать, но я зарежу Иуду из Кириафа, я этому посвящу остаток жизни.
Тут наслаждение выразилось в глазах прокуратора, и он, поманив к себе пальцем поближе Левия Матвея, сказал:
− Это тебе сделать не удастся, ты себя не беспокой. Иуду этой ночью уже зарезали.
Левий отпрыгнул от стола, дико озираясь, и выкрикнул:
− Кто это сделал?
− Не будь ревнив, − оскалясь, ответил Пилат и потер руки, − я боюсь, что были поклонники у него и кроме тебя.
− Кто это сделал? − шепотом повторил Левий.
Пилат ответил ему:
− Это сделал я. (Почему Понтий Пилат с гордостью об этом прямо говорит Левию Матфею? Ведь с начальником охраны он не был так искренен?)
Левий открыл рот, дико поглядел на прокуратора, а тот сказал:
− Этого, конечно, маловато, сделанного, но все-таки это сделал я. − И прибавил: − Ну, а теперь возьмешь что-нибудь?
Левий подумал, стал смягчаться и, наконец, сказал:
− Вели мне дать кусочек чистого пергамента. (Левий частично простил Понтия)
Прошел час. Левия не было во дворце.»
VI. Заключение. Подведение итога урока
Итак, в чем же сила Иешуа?
Он, внешне слабый человек, сумел своими убеждениями внушить людям мысль о том, что только добро может изменять мир. Любой человек по природе своей добр. Он способен сострадать, совершать великие дела, даже не имея в своем арсенале армии и оружия. Сила убеждения, сила доброй мысли всемогуща. Поэтому и прокуратор Иудеи, и сборщик налогов, как и многие тысячи людей на земле, приняли христианское учение , от которого отказались в Советской стране после революции 17 года. А Михаил Афанасьевич Булгаков своей книгой призывал нас вернуться к заповедям, по которым жили люди в течение многих веков.
Булгаков лишь продолжает мировую традицию писателей и художников разных стран, которые создавали полотна на христианскую тему. Они обращались к ней тогда, когда человеку необходимо было обрести веру в себя. Потому что христианская вера – это учение о том, что человек может противостоять злу только своими внутренними убеждениями, силой своего духа.
Домашнее задание: Написать эссе В чем же сила проповеди Иешуа?
Литература:
Литература. 11 класс. Под ред. Журавлева В.П. М.,: «Просвещение» 2012.
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», Азбука – классика 2010.
Б.В.Соколов. «Булгаковская энциклопедия» Локид-Миф 1998.
Шедевры русской живописи. Ге. №37Издатель ООО «Де Агостини» Россия.2011
https://dzen.ru/a/X_yJ6a7vPHgpju40
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по английскому языку по теме Travelling на основе презентации учителя английского языка ГБОУ школы 688 Приморского района Санкт-Петербурга
Люди любят путешествовать. Маршруты и способы путешествий зависят от личных интересов людей и их бюджета. Вы можете отправиться в путешествие самолётом, поездом или на корабле. У каждого из этих...
Внеклассное мероприятие : "Новогодний конкурс на английском языке". Составили учителя английского языка ГБОУ средней школы № 143 Красногвардейского района Санкт-Петербурга А.В. Дьяковская и Е.Ю. Ершова
Цели мероприятия: формировать устойчивую учебно-позновательную мотивацию и интерес к учению,повторить изученный ранее лексический и грамматический материал, развивать коммуникативные универсальн...
Методическая разработка музейного занятия "Страницы истории школы №27 ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.Бунина Василеостровского района Санкт-Петербурга: 1929–1986 годы"
Занятие посвящено истории ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А. Бунина Василеостровского района Санкт-Петерб...
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 588 Колпинского района Санкт-Петербурга за 2017/2018 учебный год
Отделение дополнительного образования детей является структурным подразделением школы и осуществляет реализацию программ дополнительного образования по художественному, физкультурно-спортивному, социа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «История» для 5-х классов (надомное обучение) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 535 Калининского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа составлена на основании ФГОС, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и учебника "История древнего мира" под редакцией...
ПРОЕКТ «РАЗ СТУПЕНЬКА, ДВА СТУПЕНЬКА» отделения дополнительного образования детей «ДеТвоРа» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы№404 Колпинского района Санкт-Петербурга
Материал знакомит с проектом социального партнёрства школы и детского сада...
Зараменских Т.С., учитель ГБОУ средняя общеобразовательная школа №630 Приморского района Санкт-Петербурга. Конспект урока "Сочиняем сказку"
Зараменских Т.С. - творческий учитель. Свою задачу видит в том, чтобы развивать интеллектуальные и духовные способности ученика через творческую деятельность на уроке и вне урока. В ее арсенале учител...