Зараменских Т.С., учитель ГБОУ средняя общеобразовательная школа №630 Приморского района Санкт-Петербурга. Конспект урока "Сочиняем сказку"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Зараменских Т.С. - творческий учитель. Свою задачу видит в том, чтобы развивать интеллектуальные и духовные способности ученика через творческую деятельность на уроке и вне урока. В ее арсенале учителя много уроков развития речи, на которых используются иллюстрации, достойный языковой материал. Учащемуся предлагается образец, план действий - путь, по которому ребенок пройдет самостоятельно и в результате приобретет опыт творчества, в данном случае - напишет сказку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_5_klasse._sochinyaem_skazku.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Зараменских Татьяна Семеновна, учитель ГБОУ средняя общеобразовательная школа №630 Приморского района Санкт-Петербурга
Конспект урока развития речи в 5 классе по литературе
на тему: «Сочиняем сказки»
Цель урока: развитие устной и письменной речи,
формирование литературного вкуса,
отработка навыков литературного анализа художественного произведения,
знакомство с теорией литературы
Оборудование : Иллюстрации к сказкам,
Таблицы Проппа, характеризующие главных действующих героев сказок.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
Ребята, мы с вами изучили разные русские народные сказки.
- Как называются сказки, в которых действуют только животные?
- Как называются сказки, рассказывающие о жизни людей, о разных житейских ситуациях?
- Как называются сказки, в которых происходят разные чудеса?
Правильно, мы познакомились с волшебными, бытовыми сказками и сказками о животных. Мы с вами сегодня вспомним основные принципы, по которым создается сказка, а потом и сами попробуем сочинить волшебную сказку. Почему волшебную?
Да потому что в ней вы можете проявить свою фантазию, придумать самые необыкновенные чудеса. В волшебной сказке возможно всё. А теперь поговорим о героях сказок.
Беседа с учениками о героях сказок и запись рабочих материалов :
- А что объединяет разные сказки?
- Какие силы в них действуют?
Мы знаем, что в сказках действуют добрые и злые силы.
Прежде всего, в сказке есть главный герой, готовый на подвиг.
Он может отправиться за тридевять земель на поиски своей возлюбленной, или идти на войну по приказу царя.
Какими чертами характера он должен обладать?
Он добрый, смелый, отважный, бесстрашный, мужественный, находчивый, сметливый, добрый, сильный.(ученики продолжают записывать качества главного героя)
- А как выглядит наш главный герой?
Глаза ясные с хитринкой, румянец во всю щеку, плечи широкие – косая сажень в плечах, волосы русые ленточкой подвязаны.
Главный герой чаще всего вступается за обиженных. Это может быть простой народ, но чаще всего это красная девица – красавица. Эта героиня терпит мучения от злых сил и её обязательно надо спасти. Она может быть заколдована, превращена во что – либо, унесена за тридевять земель. Вот туда – то и отправится наш главный герой.
У красавицы тоже есть особые приметы.
- Какой она должна быть, чтобы добрый молодец захотел спасти её?
Она красива, добра, терпелива, ласкова, мудра.
Внешность её должна быть самой привлекательной.
- Попробуйте описать её лицо, глаза, волосы, улыбку, походку. Обратите внимание, что в русских сказках часто прилагательные стоят после существительных, это особый литературный прием – инверсия.
Волосы льняные, очи голубые, уста сахарные, щечки румяные, походка плавная, улыбка приветливая.
Такая красавица может понравиться любому герою и доброму и злому. Злой герой чаще всего посягает на красавиц, не спрашивая их мнения. Тут в сказке и происходит завязка произведения.
Чтобы герой начал действовать, часто в сказке есть отправитель.
Герой, который должен отправить на подвиг нашего главного героя. Это может быть отец или родная мать, царь – государь и т.д. Герой обязан выполнить все приказания отправителя, в награду он получит красавицу – невесту и полцарства, любовь и уважение народное, но для этого надо потрудиться, совершить немало подвигов.
А теперь, ребята, давайте вспомним о числах в сказке.
- Скажите, бывают ли в сказках числа, которые играют символическую роль. Приведите примеры.( 3, 7, 12)
Действительно число «три» очень часто встречается в сказках. Обычно герои трижды проходят испытания, и каждое следующее испытание становится всё сложнее.
Тут – то и появляется новый герой сказки. Отправляясь на поиски красной девицы, добрый молодец обязательно встречает вредителя. Вредителем часто выступает Баба Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Змей Горыныч и т.д. Они могут вредничать в сказке все вместе, или объединяться друг против друга.
Во время битвы с этими злыми силами наш герой может погибнуть, жизнь его висит на волоске, а значит и судьба обиженных. Это кульминация произведения – самый высокий накал страстей.
- Назовите приметы этих героев, которые олицетворяют зло.
Они хитрые, коварные, злые, корыстные, жадные, льстивые, глупые, их легко обмануть, но в то же время они обладают сверхестественной силой, которую может преодолеть только сила любви чистота помыслов, смелость и мужество.
И здесь на помощь герою придет даритель. Этот герой обязательно поможет добру молодцу словом волшебным, мечом саморубом, шапкой – невидимкой, живой и мертвой водой, сапогами – скороходами, волшебной лампой и т.д. Их помощь приходит всегда вовремя. Зло побеждено. Происходит развязка.
- Вспомните, ребята, как обычно заканчиваются сказки.
И я там был, мед – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
И жили они долго и счастливо до глубокой старости.
Есть в сказках и типичные вступления. Приведите примеры этих вступлений: Жили – были на свете;
В некотором царстве, в некотором государстве.
Жил на селе;
Было у отца три сына и т.д.
Вот мы с вами, ребята, и выяснили, какие герои встречаются в сказке, какие приключения с ними могут произойти.
Составление примерного плана сказки:
Зачин: Жили – были…
Знакомство с героями…
Завязка: Герой отправляется в путь…
Встречает на своём пути дарителей.
Трижды проходит испытание.
Вступает в решительный бой со злыми силами.
Развязка: Победа героя.
Концовка: И я там был…
Работа с черновиками сказок и их редактирование.
Домашнее задание: Дописать сказку.
Сказочное описание леса
Ни одна пора года не может сравниться по красоте и великолепию с белоснежной нарядной зимой: ни яркая, жизнерадостная, ликующая весна, ни лето, неторопливое и пыльное, ни чарующая осень в прощальных уборах.
Выпал снег, и за окном неожиданно возник такой сказочно-чудесный мир, столько пленительной красоты, поэзии открылось в приглядевшихся уличных бульварах, скверах и парках, что невозможно было усидеть в комнате. Непреодолимо потянуло воочию воспринять и необъятный молочно-белый купол неба, и мириады сыплющихся с выси игривых снежинок, и вновь ожившие деревья и кустарники, и всю преображённую природу.
У зимы нет другой кисти, кроме белой. Но присмотритесь, с каким неподражаемым искусством она владеет этой кистью. Зима не просто заметает осеннюю слякоть или безобразные следы прорвавшейся оттепели. Нет, она, мастерски используя игру светотеней, всюду создает живописные уголки зимнего пейзажа, всему придаёт необычный, художественный облик.
В зимнем, нарядном одеянии не узнать ни дряхлого корявого абрикоса, ни покосившейся обветшалой изгороди, ни безобразной кучи мусора. На месте безликого куста сирени возникло вдруг такое чудесное творение искусницы-зимы, что в восхищении перед ним невольно замедляешь шаги. И право же, не сразу скажешь, когда сирень прелестнее – в мае или сейчас, зимою. Ещё вчера тоскливо мокнувшие под дождем бульвары сегодня по прихоти зимы стали праздничным украшением.
Но у кудесницы зимы, кроме волшебных снежинок, припасено для покорения человеческих сердец ещё одно непобедимое оружие – драгоценные жемчужины инея.
Миллиарды иголочек инея превратили скромные скверы в сказочные лучезарные чертоги, внезапно возникшие на перекрёстках улиц. В мрачно черневших доселе оголённых лесах деревья, набросив хрупкие жемчужные одежды, стоят, словно невесты в подвенечных уборах. Непоседливый ветер, налетев на них, замер от восторга на месте.
В воздухе ничто не шелохнётся. Тишина и безмолвие. Царство сказочной снегурочки.
Сказочное описание животных
Петух в сказках предстает перед нами в двух ипостасях. Во многих сказочных сюжетах петух изображается легкомысленным и весьма самоуверенным. Иногда он проявляет непослушание, нарушает какой-либо запрет и в результате оказывается украденным. Как в сказке «Петушок – золотой гребешок» – петуха крадет лиса, а его друзья приходят герою на выручку. Это ипостась слабого героя, однако, есть и другая сторона. Петух в сказках выступает мудрым помощником своих друзей или людей, как было в сказках «Петух и жерновцы» и «Лиса и заяц». Он проявляет себя как истинно бесстрашные и сильные положительные персонажи русских сказок.
Заяц – герой слабый, но хитрый. Он часто выступает олицетворением трусости, тем не менее, благодаря своей ловкости и находчивости он с легкостью выходит из затруднительных положений. Например, в сказке «Заяц-хваста» герой помогает спасти ворону. Очевидная эволюция образа зайца в сказках: сначала он представляется нам символом трусости и боязливости («Лиса и заяц»), но по ходу повествования мы видим, как этот трусливый герой преображается. Он может перехитрить даже волка и спасти своих друзей.
Ёж в сказке – животный персонаж умный и осторожный. Он выражает доброту и дружелюбие, и зачастую мирит между собой животных персонажей, разрешает их спор, находит справедливость. В сказках порой объясняется появление у ежа колючек, с помощью которых он может не только защищаться, но противостоять более крупным животным. О нём может даже идти богатырская слава (сказка «Ёж»).
Мышь в сказках трудолюбивая и добрая, хоть и часто подчеркивается, что «в голове мышиной мозгу меньше горошины». Она часто выступает спасительницей, и награду за это просит совсем не большую – только ложечку каши, например. Мышь часто помогает людям – носит воду в сказке «У страха глаза велики»и может даже спасти жизнь («Дочь и падчерица»). Это сильный животный персонаж, который порой имеет решающее значение в развитии сюжета сказки – и репку помогает вытащить («Репка»), и делает совсем уж невозможное и непосильное людям – разбивает золотое яичко («Курочка»). Несмотря на свой малый размер, роль мыши в сказках оказывается весьма значительной.
3.9
9 оценок
СПАСИБО
25
Сказочные предметы
В сказочном цикле по построению сюжета выделяются две самые распространенные истории: повествование о добыче волшебного объекта («Молодильные яблоки», «Жар-птица») и сказания о получении сказочного предмета и его последующем использовании («Волшебное кольцо», «Двое из сумы»). Сказки первой категории схожи с мифами о героях: персонаж отправляется на поиски волшебной диковинки, проходит разнообразные испытания, достает (иногда похищает) желанный предмет и с победой возвращается домой. Во второй категории сюжет несколько инверсированный, то есть в самом начале истории главный герой получает сказочные волшебные предметы как награду (от спасенного животного, сказочного существа и т.д.), однако после эта добыча у него выкрадется антагонистом, и персонаж просто обязан будет всяческими способами её вернуть.
1.Универсальный навигатор – клубок. В большинстве повествований этот предмет ориентируется лучше компаса в сторонах света и никогда не сбивается с заданного маршрута. Получить его можно, пройдя какие-то испытания от умудренного жизненным опытом персонажа (вроде Бабы-Яги). 2.Чудо-перышко. Сказки, где есть волшебные предметы, повествуют и о множестве диковинных мифических животных, птиц, которые завсегда готовы прийти на выручку главному герою. Традиционно они отдают центральному персонажу свое перо, которое нужно либо сжечь, и тогда птица явится, либо взмахнуть - и тогда возникнет все, что душе угодно («Финист – ясный сокол»).
3. Скатерть-самобранка – заветная мечта каждого второго сказочного персонажа, функционирует по принципу «все включено». Роскошные яства и напитки возникают перед жаждущим, стоит лишь ее расстелить. Перечисляя волшебные предметы из сказок, никак нельзя не упомянуть об этом более чем притягательном гаджете. 4. Гусли-самогуды. Данный объект работает полностью в автономном режиме – сами играют, поют и даже пляшут. Во время их звучания нереально усидеть на месте – ноги сами рвутся в пляс. В иной интерпретации герой мог дернуть за определенную струну - и сразу же разливалось бескрайнее море, за иную – выплывают по морской глади военные корабли, а за третью – суда открывают огонь по противнику
1. Волшебное зеркальце. Работает словно в современном режиме on-line. С его помощью можно узнать, что в данный момент творится в соседних царствах-государствах. Его вариацией, рассматривая волшебные предметы из сказок, можно назвать блюдечко с наливным яблочком. Которое начинало свою трансляцию в мгновение, когда само по себе яблочко начинало движение по каемочке. 2. Полотенце иль волшебный гребешок. Чтобы благополучно уйти от погони после выполненного квеста, главный герой имел вышеупомянутые диковины. Каждый из них бросался позади беглецов, и сразу же на пути преследователей возникала непреодолимая преграда. Добыть гребень можно было у той же Бабы-Яги или же вытащить из уха сказочного коня. Вот такими загадочными по происхождению могут быть волшебные предметы из сказок. Список продолжит диковина, позволяющая перемещаться на любые расстояния. 3. Сапоги-скороходы. В некоторых вариация – «семимильные». Обладатель этой вещи мог с легкостью и со скоростью света перемещаться на огромные расстояния. Им вполне могут позавидовать самые современные средства передвижения.
Чудесные помощники Перечисленные выше диковинки не являются исчерпывающим ответом на вопрос о том, какие есть волшебные предметы. Сказочный мир дарует встречу с множеством удивительных вещей. Среди них: 1.Ковер-самолет. Использование данного устройства встречается не только лишь в русских сказках, он популярен среди героев сказаний всего мира. Традиционно он помогает героям перемещаться на внушительные расстояния по воздуху. –
2. Шапка-невидимка. Уникальный объект, скрывающий обладателя от глаз посторонних, делая его невидимым. 3. Огниво. Этот предмет вспомнится большинству из одноименной сказки великого Андерсена, ведь с его помощью герой призывал трех громадных псов, а те выполняли его поручение. Но оно также довольно часто встречается и в славянских сказках, однако в этом случае, использовав вещь по назначению, вызывают коня или двенадцать молодцев. -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по английскому языку по теме Travelling на основе презентации учителя английского языка ГБОУ школы 688 Приморского района Санкт-Петербурга
Люди любят путешествовать. Маршруты и способы путешествий зависят от личных интересов людей и их бюджета. Вы можете отправиться в путешествие самолётом, поездом или на корабле. У каждого из этих...
Внеклассное мероприятие : "Новогодний конкурс на английском языке". Составили учителя английского языка ГБОУ средней школы № 143 Красногвардейского района Санкт-Петербурга А.В. Дьяковская и Е.Ю. Ершова
Цели мероприятия: формировать устойчивую учебно-позновательную мотивацию и интерес к учению,повторить изученный ранее лексический и грамматический материал, развивать коммуникативные универсальн...
Методическая разработка музейного занятия "Страницы истории школы №27 ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.Бунина Василеостровского района Санкт-Петербурга: 1929–1986 годы"
Занятие посвящено истории ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А. Бунина Василеостровского района Санкт-Петерб...
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 588 Колпинского района Санкт-Петербурга за 2017/2018 учебный год
Отделение дополнительного образования детей является структурным подразделением школы и осуществляет реализацию программ дополнительного образования по художественному, физкультурно-спортивному, социа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «История» для 5-х классов (надомное обучение) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 535 Калининского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа составлена на основании ФГОС, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и учебника "История древнего мира" под редакцией...
ПРОЕКТ «РАЗ СТУПЕНЬКА, ДВА СТУПЕНЬКА» отделения дополнительного образования детей «ДеТвоРа» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы№404 Колпинского района Санкт-Петербурга
Материал знакомит с проектом социального партнёрства школы и детского сада...
Зараменских Т.С., учитель ГБОУ средняя общеобразовательная школа №630 Приморского района Санкт-Петербурга. Конспект урока "Библейские мотивы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита""
Пристальное внимание уделяет учитель работе с текстом. Сложнейший материал "библейских" глав исследуется скрупулезно, внимательно, детально. Учитель использует на уроке иллюстративный матери...