Работа с концептом ЛЮБОВЬ на уроке анализа стихотворения в прозе "Воробей".
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Работа с концептом ЛЮБОВЬ на уроке анализа стихотворения в прозе "Воробей".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе «Стихотворение в прозе «Воробей»

1 этап: чтение текста И.С. Тургенева «Воробей»

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

2 этап:

2.1.Соотнесите словосочетание с лексическим значением слова «любовь»

1

Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. 

А

Признание в любви. 

2

Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. 

Б

Любовь к ближнему

3

Постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь

В

Любовь к живописи

4

Предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение).

Г

Она его любовь.

5

Пристрастие, вкус  к чему-нибудь.

Д

Любовь к нарядам.

 В каком значении слово употреблено в тексте И.С. Тургенева?

2.2. Объясните значение пословиц

Где любовь да совет, там и горя нет.
Любви золотом не купишь.
Любовь правдой крепка.
Любовь сильнее страха.
Любовь — что стекло: разобьется — не срастётся.
У любви нет глаз.

2.3.Подберите синонимы к слову и расположите их в порядке увеличения экспрессивности.

3 этап: анализ текста по образам, составление кардиограммы эмоций автора, собаки, воробья, соотношение лирического и прозаического, выводы.

4 этап: Напишите эссе на тему «Как я понимаю концовку стихотворения «Воробей»/ «Как проявляется моя любовь к Родине, к родителям, к окружающим».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока "Анализ стихотворения из цикла "Избяные песни"

Урок - анализ стихотворения "Четыре вдовицы ксопшей пришли".(Из цикла "Избяные песни".)...

УРОК-АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С.ЕСЕНИНА «НЕ БРОДИТЬ НЕ МЯТЬ В КУСТАХ БАГРЯНЫХ…»

УРОК-АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С.ЕСЕНИНА «НЕ БРОДИТЬ НЕ МЯТЬ В КУСТАХ БАГРЯНЫХ…»...

Презентация к уроку "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс"

в данной презентации содержатся  репродукции картин М,Ю.Лермонтова, сравнительная таблица, обозначены  средства художественной выразительности....

конспект урока "Анализ стихотворения С.Есенина "Не бродить, не мять в кустах багряных".

Данный материал урока поможет ввести учащихся в ясный и свежий мир по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина; сформировать умения и навыки анализа лирического текста, глубокое уваже...

Урок анализа стихотворения Беллы Ахмадулиной «По улице моей который год» 5 класс

Урок помогает развивать навык анализа поэтического текста у учащихся....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....