Урок-анализ стихотворения С. Есенина "Не бродить, не мять в кустах багряных..."
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме

Лизункова  Ирина  Владимировна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-anvliz.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-анализ

стихотворения С. Есенина

«Не бродить, не мять в кустах

багряных…»

    Лизункова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: преподавание русского языка

Предварительное задание:1. Прочитать стихотворение С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

2. Найти в тексте стихотворения изобразительно- выразительные средства.

Цели урока: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир Есенина; бучить анализу стихотворения; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворении С. Есенина. (Связь с эпиграфом.).

Эпиграф:

                    Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание.

Она – свет, которое изнутри освещает почти каждое стихотворение

                               в отдельности и всю его поэзию в целом. Это на просто чувство –

                              это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания.

                                 Это его опора, источник, где он черпал силу.

Кошечкин

Ход урока

I. Словарная работа.

На доске слова: буян, конопля, мимоза, лебеда, роза, овес.

  1. Распределите слова на две группы:1) слова, соответствующие о представлении красивом и нежном и 2) слова, связанные с представлением о прозаическом, обычном.
  2. Прочитайте стихотворение С. Есенина и ответьте на вопрос, сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овес»?

II. Чтение стихотворения.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась мне ты навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была.

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук.

Но осталось в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи-

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась мне ты навсегда.

III. Беседа по вопросам:

  1. Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овес»? Почему?

(Поэт поэтизирует эти слова, придает им эмоциональную окрашенность.)

  1. Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении?

(В стихотворении они овеяны лиризмом ближайшего словесного окружения и контекста в целом.)

  1. какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»?

Имя тонкое», то есть имя не отделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот эпитет связан со сравнением «как звук».)

  1. О чем это произведение?

(О природе. О родине. О любви. Через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле. Это и есть «есенинское ощущение родной земли», которое «сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением красоты, одухотворением предметов…»)

  1. Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда?

(Изобилие изобразительно- выразительных средств.)

  1. Какие изобразительно- выразительные средства встречаются в стихотворении?

(Эпитеты, метафоры, сравнения, повторы и т.д.  Приведите примеры. Проверка домашнего задания.)

Повторы - отличительная черта есенинского мастерства. Найдите повторы в тексте.

(Первое и последнее четверостишия.)

Обрамление припевов сближает стихотворение с песней.

  1. Найдите слова обозначающие цвет.

(багряный, алый, розовый – одна цветовая гамма.)

- Как меняются оттенки?

(Красноватые оттенки постепенно меняются от темного к светлому: сначала – багряные (темно- красные) кусты, в которых затерялся ее след, потом алый (ярко- красно) сок ягоды на ее коже, наконец, розовый закат и «она» соединяются в поэтическом сравнении:

На закат ты розовый похожа…

А потом, когда «она» уже «отоснилась», заря неизбежно вызывает мысли о ней, и, на первый взгляд, цветного эпитета нет, но есть намек: «тихий час». А в «тихий час» заря – розовая.)

  1. Так образ природы слился с образом любимой девушки. Найдите эпитеты обращенные к «ней».

(Нежная, лучистая, светлая; ее имя - тонкое, волосы – овсяные, руки – невинные.)

На всем, что связано с ней – нежной, красивой, лучистой, светлой, - лежит теплый отсвет. И в тоже время это свет ее души.

Это он так чутко воспринимает красоту. Для него красота природы и человека сливаются. И вот уже о ней он начинает говорить, как о природе:

Зерна глаз твоих осыпались, завяли…

Цвет волос ее – «овсяный». «Вечер синий шепчет о ней». Причем «синий» у Есенина светлый и приятный (в отличие от Блока.)

Вывод. Таким образом, цветовые эпитеты исполняют роль зрительных ощущений. С их помощью сливаются воедино дорогие сердцу образы.

  1. Не менее  существенное значение в стихотворении имеют звуковые образы. Они придают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что сближает его с песней. Найдите звуковые повторы в первой строфе.

с – с н – н  - аллитерация (повторение согласных).

Это не случайно такая тональность обусловлена звуковой основой слова «овсяный» – это и определило зрительно- звуковой образ строфы. С овсом, его колосьями связан шелест с легким посвистом с. Хотя первая строфа богата и другими созвучиями. Музыкальность первой строфы, создаваемая обилием созвучий, словно превращает эту часть произведения в увертюру, в которой уже намечается музыкальная тема утонченного в своем лиризме женского образа.

С постепенно ослабевает и переходит в третьей строфе в з: зерна завяли. Начинает казаться, что звукопись подготавливает возникновение зслова звук:

Имя тонкое растаяло, как звук.

- Как же упомянутый звук начинает «действовать»?

Слышу, говор, поющих.

То есть слово «звук» включается в состав «лирического исповедания». И это подготавливает появление словообраза «ты песня».

Вывод.  Так свершилось звуковое воплощение основного образа произведения – образа юной красавицы.

  1. каким настроением овеяно стихотворение «Отоснилась мне ты навсегда»?

(Стихотворение овеяно легкой грустью. Это грусть прощения то ли с родной стороной, то ли с неповторимой юностью, которая пошла среди природы.)

  1. В каких строках выражается лирический мотив прощения? Заканчивается ли стихотворение прощением?

(Стихотворение не заканчивается прощением, потому что память сердца воскрешает все. И снова звучат стихи о природе и о ней. Заканчивается стихотворение дословным повторением первого четверостишия.

Поэт не перечеркивает прошлого, а всем произведением уверяет: пусть возврата нет, пусть юность с ее мертвым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.)

IV. Подведение итогов.

Это стихотворение – яркий пример, как в творчестве С. Есенина сливаются воедино три самые важные в его творчестве темы: природа, родной край и любовь. Это стихотворение – демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты. Ведь только восприимчивому сердцу подвластно увидеть красивое, ценить красоту.

V. Домашнее задание.

Письменный анализ стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных…». (Можно проанализировать другое стихотворение – по выбору учащегося.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока "Анализ стихотворения из цикла "Избяные песни"

Урок - анализ стихотворения "Четыре вдовицы ксопшей пришли".(Из цикла "Избяные песни".)...

УРОК-АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С.ЕСЕНИНА «НЕ БРОДИТЬ НЕ МЯТЬ В КУСТАХ БАГРЯНЫХ…»

УРОК-АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С.ЕСЕНИНА «НЕ БРОДИТЬ НЕ МЯТЬ В КУСТАХ БАГРЯНЫХ…»...

Презентация к уроку "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс"

в данной презентации содержатся  репродукции картин М,Ю.Лермонтова, сравнительная таблица, обозначены  средства художественной выразительности....

конспект урока "Анализ стихотворения С.Есенина "Не бродить, не мять в кустах багряных".

Данный материал урока поможет ввести учащихся в ясный и свежий мир по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина; сформировать умения и навыки анализа лирического текста, глубокое уваже...

Урок анализа стихотворения Беллы Ахмадулиной «По улице моей который год» 5 класс

Урок помогает развивать навык анализа поэтического текста у учащихся....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....