Урок-анализ стихотворения С. Есенина "Не бродить, не мять в кустах багряных..."
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок-анализ
стихотворения С. Есенина
«Не бродить, не мять в кустах
багряных…»
Лизункова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы
Статья отнесена к разделу: преподавание русского языка
Предварительное задание:1. Прочитать стихотворение С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…»
2. Найти в тексте стихотворения изобразительно- выразительные средства.
Цели урока: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир Есенина; бучить анализу стихотворения; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворении С. Есенина. (Связь с эпиграфом.).
Эпиграф:
Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание.
Она – свет, которое изнутри освещает почти каждое стихотворение
в отдельности и всю его поэзию в целом. Это на просто чувство –
это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания.
Это его опора, источник, где он черпал силу.
Кошечкин
Ход урока
I. Словарная работа.
На доске слова: буян, конопля, мимоза, лебеда, роза, овес.
- Распределите слова на две группы:1) слова, соответствующие о представлении красивом и нежном и 2) слова, связанные с представлением о прозаическом, обычном.
- Прочитайте стихотворение С. Есенина и ответьте на вопрос, сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овес»?
II. Чтение стихотворения.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась мне ты навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была.
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук.
Но осталось в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи-
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась мне ты навсегда.
III. Беседа по вопросам:
- Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овес»? Почему?
(Поэт поэтизирует эти слова, придает им эмоциональную окрашенность.)
- Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении?
(В стихотворении они овеяны лиризмом ближайшего словесного окружения и контекста в целом.)
- какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»?
(«Имя тонкое», то есть имя не отделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот эпитет связан со сравнением «как звук».)
- О чем это произведение?
(О природе. О родине. О любви. Через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле. Это и есть «есенинское ощущение родной земли», которое «сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением красоты, одухотворением предметов…»)
- Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда?
(Изобилие изобразительно- выразительных средств.)
- Какие изобразительно- выразительные средства встречаются в стихотворении?
(Эпитеты, метафоры, сравнения, повторы и т.д. Приведите примеры. Проверка домашнего задания.)
Повторы - отличительная черта есенинского мастерства. Найдите повторы в тексте.
(Первое и последнее четверостишия.)
Обрамление припевов сближает стихотворение с песней.
- Найдите слова обозначающие цвет.
(багряный, алый, розовый – одна цветовая гамма.)
- Как меняются оттенки?
(Красноватые оттенки постепенно меняются от темного к светлому: сначала – багряные (темно- красные) кусты, в которых затерялся ее след, потом алый (ярко- красно) сок ягоды на ее коже, наконец, розовый закат и «она» соединяются в поэтическом сравнении:
На закат ты розовый похожа…
А потом, когда «она» уже «отоснилась», заря неизбежно вызывает мысли о ней, и, на первый взгляд, цветного эпитета нет, но есть намек: «тихий час». А в «тихий час» заря – розовая.)
- Так образ природы слился с образом любимой девушки. Найдите эпитеты обращенные к «ней».
(Нежная, лучистая, светлая; ее имя - тонкое, волосы – овсяные, руки – невинные.)
На всем, что связано с ней – нежной, красивой, лучистой, светлой, - лежит теплый отсвет. И в тоже время это свет ее души.
Это он так чутко воспринимает красоту. Для него красота природы и человека сливаются. И вот уже о ней он начинает говорить, как о природе:
Зерна глаз твоих осыпались, завяли…
Цвет волос ее – «овсяный». «Вечер синий шепчет о ней». Причем «синий» у Есенина светлый и приятный (в отличие от Блока.)
Вывод. Таким образом, цветовые эпитеты исполняют роль зрительных ощущений. С их помощью сливаются воедино дорогие сердцу образы.
- Не менее существенное значение в стихотворении имеют звуковые образы. Они придают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что сближает его с песней. Найдите звуковые повторы в первой строфе.
с – с н – н - аллитерация (повторение согласных).
Это не случайно такая тональность обусловлена звуковой основой слова «овсяный» – это и определило зрительно- звуковой образ строфы. С овсом, его колосьями связан шелест с легким посвистом с. Хотя первая строфа богата и другими созвучиями. Музыкальность первой строфы, создаваемая обилием созвучий, словно превращает эту часть произведения в увертюру, в которой уже намечается музыкальная тема утонченного в своем лиризме женского образа.
С постепенно ослабевает и переходит в третьей строфе в з: зерна завяли. Начинает казаться, что звукопись подготавливает возникновение зслова звук:
Имя тонкое растаяло, как звук.
- Как же упомянутый звук начинает «действовать»?
Слышу, говор, поющих.
То есть слово «звук» включается в состав «лирического исповедания». И это подготавливает появление словообраза «ты песня».
Вывод. Так свершилось звуковое воплощение основного образа произведения – образа юной красавицы.
- каким настроением овеяно стихотворение «Отоснилась мне ты навсегда»?
(Стихотворение овеяно легкой грустью. Это грусть прощения то ли с родной стороной, то ли с неповторимой юностью, которая пошла среди природы.)
- В каких строках выражается лирический мотив прощения? Заканчивается ли стихотворение прощением?
(Стихотворение не заканчивается прощением, потому что память сердца воскрешает все. И снова звучат стихи о природе и о ней. Заканчивается стихотворение дословным повторением первого четверостишия.
Поэт не перечеркивает прошлого, а всем произведением уверяет: пусть возврата нет, пусть юность с ее мертвым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.)
IV. Подведение итогов.
Это стихотворение – яркий пример, как в творчестве С. Есенина сливаются воедино три самые важные в его творчестве темы: природа, родной край и любовь. Это стихотворение – демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты. Ведь только восприимчивому сердцу подвластно увидеть красивое, ценить красоту.
V. Домашнее задание.
Письменный анализ стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных…». (Можно проанализировать другое стихотворение – по выбору учащегося.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока "Анализ стихотворения из цикла "Избяные песни"
Урок - анализ стихотворения "Четыре вдовицы ксопшей пришли".(Из цикла "Избяные песни".)...
УРОК-АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С.ЕСЕНИНА «НЕ БРОДИТЬ НЕ МЯТЬ В КУСТАХ БАГРЯНЫХ…»
УРОК-АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С.ЕСЕНИНА «НЕ БРОДИТЬ НЕ МЯТЬ В КУСТАХ БАГРЯНЫХ…»...
Презентация к уроку "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс"
в данной презентации содержатся репродукции картин М,Ю.Лермонтова, сравнительная таблица, обозначены средства художественной выразительности....
конспект урока "Анализ стихотворения С.Есенина "Не бродить, не мять в кустах багряных".
Данный материал урока поможет ввести учащихся в ясный и свежий мир по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина; сформировать умения и навыки анализа лирического текста, глубокое уваже...
Урок анализа стихотворения Беллы Ахмадулиной «По улице моей который год» 5 класс
Урок помогает развивать навык анализа поэтического текста у учащихся....
Презентация к уроку Анализ лирического стихотворения А.А.Фета "Учись у них-у дуба.у природы"
Презентация к уроку по А.А.Фету...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка
Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....