«П.П.Бажов. Каменный цветок». Тема искусства и труда в сказе»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
Урок закрепления изученного материала
«П.П.Бажов. Каменный цветок». Тема искусства и труда в сказе»
(5 класс)
По учебнику Г.С. Меркина
Подготовила Куксова Олеся Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Тамбов
2023
Тема: « П.П.Бажов «Каменный цветок». Тема искусства и труда в сказе» (2-й урок).
Учитель Куксова О.А.
Цель: продолжение знакомства с творчеством П.П.Бажова, с его сказом «Каменный цветок»; формирование умения работать над текстом произведения, давать характеристику героев; развитие устной речь уч-ся; воспитание любви к труду.
Задачи:
Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.
Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;
Воспитательная – воспитывать культуру общения;воспитывать в себе чувство любви к природе, уважение к талантливым людям - хранителям красоты.
Планируемый результат.
Предметные умения: знать содержание сказа, уметь определять позицию автора произведения, выделять проблемы, соотносить позицию автора со своей позицией.
УУД
Личностные: формировать интерес к изучению литературы; способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью, способность осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, сверяясь с целью.
Коммуникативные: строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою.
Познавательные: находить достоверную информацию из текста для решения учебной задачи, уметь устанавливать причинно-следственные связи на простом уровне ( используя опорные вопросы, жизненный опыт и информацию на уроке).
Основные понятия: сказ, сюжет, позиция автора, диалог
Межпредметные связи:окружающий мир, культура речи, изобразительное искусство.
Методы и педагогические технологии: объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов, аудио фрагментов); проблемный метод,музыка.
Оборудование: записи на доске, портрет П.П.Бажова, выставка книг, рисунки уч-ся к сказу, текст произведения, презентация .
Ход урока.
1.Организационный момент.
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством Бажова,с его сказом «Каменный цветок. Известный литератор Федор Гладков, современник Бажова, признавался: "Его Малахитовую шкатулку" я читал и перечитывал. Это была действительно волшебная шкатулка, сделанная искусным умельцем, полная ослепительных драгоценностей, созданных сомобытным художником".
- Давайте сейчас ещё раз приоткроем эту шкатулку и полюбуемся ее драгоценностями, полистаем страницы сказа « Каменный цветок» и поговорим о его героях.(3 сл.)
2. Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению знаний.
- Чтение учащимся стихотворения на фоне музыки. (4 сл)
На дворе пурга в окно стучится.
В комнате уютно и темно,
Мне сегодня что-то вдруг
не спится.
Ночь уж на дворе стоит давно.
Начинает мама тихо сказы
О Хозяйке, что живет в горе.
Вижу я Данилушку — и сразу
Ящерки мелькнули на заре.
Вижу я, как девочка Татьяна
На шкатулку новую глядит,
Как горы Хозяйка Северьяна
Заковала в древний малахит...
И от этих сказов стало снова
На душе так чисто и светло...
В дальний домик дедушки Бажова
На Урал меня перенесло!
- Сказы П.П. Бажова ярки и живописны. (5 сл)
И такое цветовое богатство не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала. Но главное богатство Урала – его люди. Все они великие труженики, умельцы. Во многом благодаря Бажову стали известны имена крепостных мастеров – камнерезов, сумевших постичь душу камня, вдохнуть жизнь в мертвую горную породу. Об уральских умельцах нам расскажут ученики нашего класса.
Чтение стихотворения учеником.(6 сл)
Известно людям с давних пор –
Так нужно ль сомневаться?-
Что в глубине Уральских гор
Сокровища таятся.
Но самоцветных всех камней,
Как радуга горящих,
Сказанья древние ценней
О людях настоящих,
О старых русских мастерах,
Об их тяжелой доле,
Волшебных золотых руках,
Закованных неволей.
- Ученический проект на тему: «Уральские мастера»
- Перед нами сказ Бажова об уральских мастерах, о людях талантливых, (7сл) трудолюбивых. Но перед тем, как перейти к непосредственной работе с текстом, к работе над образами героев, вспомним отличия сказа от сказки.
- Ученический проект на тему «Отличие сказа от сказки».
- 3. Этап закрепления новых знаний.
- Работа над языком сказа
(8 сл)- Бажов ценил полноту и естественность русской речи. Образом и источником, художественного мастерства было для Бажова устное народное творчество. Бажов не раз говорил о себе как о писателе, «работающем в фольклоре». Речь автора богата такими художественными средствами, как пословицы, поговорки, фразеологизмы, эпитеты, диалектные слова, устаревшие слова, слова с диалектными морфемами и с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с суффиксом - то. Охарактеризуйте речь героев,что необычного мы видим? Приведите примеры яркости, выразительности языка сказа (описания букашки, работы над заказной чашей и своей, каменного цветка, творческих мучений Данилы, встречи с Медной горы Хозяйкой).
— От чьего лица идет повествование: от лица автора или рассказчика? Свое мнение нужно обосновать.
(Услышали они эту историю из уст рассказчика-сказителя, потому что написан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, будто его кто-то сказывает. Возможно, автор и рассказчик — одно лицо.)
- Работа над образом героя
(9сл)- Обратимся к главному герою сказа –Даниле.
1.Чем Данила отличается от других детей? Расскажите о жизни Данилки.
Вывод: даже имея талант, необходимо много учиться и работать, чтобы стать настоящим мастером своего дела.
Найдите примеры в тексте.
(10 сл)2. Как жилось у Данилыча? Как и в чем проявляется его мастерство?
(11сл)3. Как меняется образ Данилы? (портретная характеристика)
4. Как раскрывается в сказе талант Данилы,его душа художника?
- (12сл)5. Почему Даниле не нравится чаша?
- (13сл)6. Что ищет в лесу?
- Просмотр эпизода фильма «Каменный цветок» (14 сл)
- Ребята, посмотрим эпизод фильма «Каменный цветок» и ответим на вопрос -Зачем Данила хочет посмотреть на каменный цветок?
- Образ Хозяйки Медной Горы(15 сл)
- Портретная характеристика, образ.
(16сл)- Почему она не хочет показывать Даниле цветок? А показывает ли?
- Инсценировка «Хозяйка показывает каменный цветок».(17-18 сл)
- Почему Данил разбил свою чащу, но не тронул барскую?(19 сл)
(«Каменный цветок» рассказывает о творческих муках мастера по малахиту Данилы. Казалось бы, всем понравилась сделанная им на заказ чаша — «гладко да ровно, узор чистый», а Данило недоволен: жизни в цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди, глядя на его работу, забывали, что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым цветком. В этом видел Данило истинное мастерство резьбы по камню. Познал он и тайну камня, стремился подражать природе, но копия получалась гораздо хуже оригинала)
- Итак, в чем же заключается смысл сказа «Каменный цветок?»
(Желание сделать чашу, похожую на живой цветок, изменило жизнь Данилы. Сказочный образ каменного цветка символизирует красоту материала и творческий полет мысли мастера, который должен вдохнуть в камень жизнь. Именно каменный цветок Хозяйки Медной горы помог ему понять, в чем заключается истинная сила. Для настоящего мастера первостепенное значение имеет поэтическая выдумка мастерства.)
- Ученический проект « Каменный цветок» в искусстве».
- Письмо к герою.
- Иллюстрации к произведению.
- Чтение собственного стихотворения учащимися.
- 4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Сказ «Каменный цветок» заканчивается тем, что Данилушка неожиданно уходит из дома неизвестно куда. Нам очень интересно, что же дальше случилось с мастером. А вот об этом вы узнаете, прочитав два других сказа П. П. Бажова — «Горный мастер» и «Хрупкая веточка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Каменный цветок" Драматическая сказка в двух действиях, по мотивам сказов П. П. Бажова «Каменный цветок», «Горный мастер».
Действующие лица Прокопыч– горный мастер.Данило– ученик Прокопыча.Катя– невеста Данила.Медной горы Хозяйка.Приказчик.Вихориха– бабка-знахарка.Автор....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/04/picture-652042-1438686702.jpg)
Презентация "Сравнительный анализ сказа П.П.Бажова "Каменный цветок" и сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и золотой рыбке" .
В презентации даётся сравнительный анализ сказа П.П. Бажова "Каменный цветок" и сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и золотой рыбке". Выполнила ученица 5б класса Фатнёва Дарья....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-184949-1433142732.jpg)
Технологическая карта урока литературы в 5 классе. П.П.Бажов. Сказ «Каменный цветок»
Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки. Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Данилы-мастера, про...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/25/picture-355300-1508945226.jpg)
Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов
Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс: 5Тип урока: урок «открытия» нового знания...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/27/picture-259609-1369626444.jpg)
Викторина по сказу П. Бажова "Каменный цветок"
Викторина по сказу П. Бажова "Каменный цветок". Презентация создана с использованием технологического приёма "Анимированная сорбонка"Можно использовать на уроке литературы и во внеклассной работе по л...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-843106-1478262160.jpg)
Статья Тема: «Воспитание интереса к творчеству П.П. Бажова на примере изучения сказа «Каменный цветок»»
Статья на тему:"«Воспитание интереса к творчеству П.П. Бажова на примере изучения сказа «Каменный цветок»» позволит молодому педагогу провести один или несколько уроков, наполненных интересной информа...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/13/picture-1505561-1705167561.jpg)
П.Бажов "Каменный цветок"
Рабочий лист по сказу П.Бажова "Каменный цветок". Может использоваться как на уроках, так и привыполнении домашнего задания...