Интерактивные образовательные технологии на уроках русской литературы для развития читательских компетенций
статья по литературе (11 класс)

Бобрышева Наталья Ивановна

Межрегиональная научно – практическая конференция «Повышение качества образования: интересный опыт и эффективные методики». ГБПОУ ВО «РКММП» доклад «Интерактивные образовательные технологии на уроках русской литературы для развития читательских компетенций» 2 февраля 24 г 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья28.66 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Бобрышева Наталья Ивановна, ГБ ПОУ «ВМКР»,

г. Воронеж

Задачей современной школы становится освоение не только конкретных предметных знаний и умений в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий. Одним из таких универсальных учебных действий является чтение. Овладение чтением на разных этапах обучения способствует развитию как интеллектуальной, так и эмоционально-нравственной сферы личности.

Современный студент колледжа - это учащийся ХХI века, которому характерны динамичность и мобильность. Обучение же в таком колледже стало гибким, творческим, интересным и вместе с тем сложным процессом.

Каждый день, приходя в колледж, учащийся получает разный объём информации от преподавателя, притом каждый преподаватель считает свой предмет самым главным и приводит тысячи аргументов и доказательств. Поток информации перекрывается потоком, с точки зрения взрослых, ненужной, засоряющей голову информации вне колледжа: фильмы, игры, общение в сети и т.д. Чаще всего наказанием для современных учащихся от взрослых является принуждение к чтению. Давно осознаю, что литература вряд ли будет в списке любимых и тем более нужных предметов при таком подходе родителей и учителей.

Если для современного ребёнка компьютер является равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы; их тянет к новому, яркому, выразительному, захватывающему, интересному; то в этой увлечённости можно найти рациональное начало: заменить это чем-то не менее азартным, но полезным для интеллектуального развития.

Так появилась идея об использовании IТ (итц) -форматов и интернет-сервисов в образовательном процессе по литературе, которые будут способствовать созданию условий для формирования читательской компетентности учащихся.

Проведённые психологами эксперименты показали, что большинство современных школьников не в состоянии понять смысл прочитанного. Из-за отсутствия у  них интереса к книге напрямую связан низкий уровень восприятия текста, слабое владение техникой чтения, падение речевой грамотности, что, несомненно, сказывается на общем уровне коммуникативно-речевой культуры.

Какие же методы и приёмы, служащие повышению литературного образования, присутствуют на моих уроках литературы?

Большинство из них традиционны и используются они в сочетании с информационно-коммуникативными технологиями. Использование ИКТ стало важным подспорьем, позволяющим осуществить различные подходы к изучению текста.

Дело в том, что на I ступени образования литературное чтение направлено скорее на приобретение навыков чтения и получение первичных знаний, направленных на нравственные ценности, а уроки русской литературы на II и III ступени образования базируясь на опыте младших школьников, решает более глобальную проблему - развитие читателя мыслящего, чуткого, критически настроенного. Поэтому приходится пробуждать интерес к литературным «новым знакомым» через визуализацию, используя возможности программы Microsoft Power Point. К зрительному образу (иллюстрации) появилась необходимость обратиться на уроках при изучении произведений художественной литературы на 1 курсе, когда пришла пора читать произведения с большими фрагментами художественного описания (романы И.Тургенева, Ф.Достоевского, Л.Толстого); но то, что мы можем рассмотреть в произведении, дополнили ещё и звуки окружающего героя мира, и художественное описание заработало по-другому. К следующему уроку ребята приходят уже более внимательными читателями, осмысливающими всё то, что изображается в произведении и почему. После чего предлагаю им создать кадр-план (буктрейлер) к произведению, в котором должны отражаться ключевые эпизоды понимания содержания.

Таким образом, приходим от чтения - через чувствование слова - к критическому осмыслению текста.

Интерактивный образовательный проект прошел успешную адаптацию в нашем колледже. Созданный нами проект представляет собой первичную модель мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер».

Изначально он воспринимается как некое дополнение к урокам информатики, но сегодня это вышло далеко за пределы этой предметной области. Его можно рассматривать в качестве универсального инструмента обучения и применять на всех без исключения уроках и внеурочных занятиях.

В нашем случае модель содействует появлению интереса к чтению через зрительные образы литературных персонажей, представленных в памятниках в разных городах мира. Это своеобразный литературный туризм, но не реальным, а виртуальным.

Вот один из проектов - «Литературный туризм: по странам и континентам с персонажами художественной литературы второй половины XIX века ».

По форме это карта, на которую нанесены города, где находятся необычные памятники персонажам литературы, а также можно пройти по ссылке и узнать о создателе этого персонажа и даже перейти к прочтению произведения, героем которого он является.

А чтобы не потеряться в своих поисках, мы приготовили путеводители по данному проекту, в который включили имена литературных персонажей, которым поставлены памятники, определили название произведения. Указали страну и город, в котором он находится, год установки и авторов (произведения скульптуры, музыкальные посвящения). То есть собрали своего рода «портфель экскурсовода».

А после мониторинга читательской активности опрошенных студентов мы уже поняли: такого рода модель образования становится универсальным инструментом обучения, который можно использовать на всех уроках литературы и внеурочных занятиях.

Формирование читательской компетентности через онлайн взаимодействие заключается в активном включении актуальных для учащихся видов деятельности, привычных для их повседневной компьютерной практики (социальная сеть, гиперссылка, комментарий, чат пост, постер, буктрейлер) в образовательный процесс по литературе и использование их в образовательных, развивающих и воспитательных целях. Решая эту же задачу, на сайте нашего колледжа предложили учащимся ответить на вопросы анкеты «Хороший ли я читатель».

Сегодня уже у каждого учащегося есть аккаунт на каком-либо медийно сервисном Интернет- портале. В своей практике на уроках русской литературы я использую Google-сайты в качестве инструмента привлечения к чтению (для такой работы определила учащихся 1 курса): мои учащиеся, работая с различными сервисами, сами того не замечая, начинают читать. И не просто читать, а читать вдумчиво, скрупулезно и ответственно: за выполненную работу в сети они получают реальные отметки.

Сделать уроки запоминающимися и наглядными поможет задание на интерактивной виртуальной доске (Linoit.com или Scrumblr.ca, на которой воплощается теория визуального мышления и визуального взаимодействия, и позволяет пользователям не только наглядно решать поставленные задания, но и делать это командой в режиме реального времени. Linoit.com - это бесконечная виртуальная доска, на которой есть пространство для самых больших идей как учителя, так и ученика. На доску можно прикрепить картинки, PDF-файлы, клеить стикеры с информацией, оставлять текстовые заметки и комментарии к любой информации. Ею можно пользоваться фрагментарно на уроке и в качестве домашнего задания. Так появилась работа по осмыслению пьесы А.Чехова «Чайка», в которой ребята через посты в Интернете или афоризмы определили ключевую проблему далеко не простого произведения. Осмыслили название, символику, особенности жанра, новаторство Чехова в драматургии.

Похожую работу, но с творческим воплощением предложила после прочтения романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Напомню, что композиция произведения строится по принципу матрёшки (роман в романе), а здесь - две истории в рамках одного романа, да ещё с глубоким социально-философским содержанием. После 3 уроков анализа и осмысления данного произведения предложила выбрать из текста фразы, которые могли бы стать афоризмами или постами, и, используя популярную сегодня форму сервиса Tagul «облако слов», разместить на виртуальной доске, подкрепляя иллюстрациями из Интернета. А на следующем уроке результат такой работы предложила оставшейся части группы прочитать эти облака и прокомментировать.

Ещё одну интересную форму совместной творческой работы предложила своей группе: создать интерактивный виртуальный плакат в формате Thing Link, представляющий собой обложку прочитанного произведения, на которой можно разместить любую информацию, скрыв до клика мышкой под определённым значком. Так они разместили письма главным героям романа И. Тургенева «Отцы и дети», в которых высказали свои мысли о событиях, произошедших в романе.

Развитие аналитических способностей внимательного читателя необходимо и при выполнении олимпиадных заданий на этапе написания отзыва о предложенном произведении. Своим одарённым ученикам предлагала работу по методике «Чтение в Web2.0. Роман с текстом». Работа проходила в формате Google-документа. Происходит интерактивное чтение и анализ произведения с использованием чата, комментариев, гиперссылок. Такая коммуникация логически подразделяется на три этапа (предпонимания для «распаковывания» читателя; анализа - происходит постижение законов «внутреннего мира» произведения через понятия: образ, мотив, позиция автора, читателя и т.д.; и интерпретации в соединении с целостностью авторского мира). В завершение участникам предлагается отрефлексировать процесс чтения, поразмышлять над тем, как мы приходим к смыслу произведения [1]. Этот же формат можно использовать и в совместной исследовательской деятельности.

Среди учебного года, в рамках предметной недели, учащимся и преподавателям общеобразовательного цикла колледжа предложили поучаствовать в мероприятиях недели активного чтения. Сначала стартовал литературный QR - квест. Для его проведения зацифровали поэтические тексты русских поэтов и иллюстрации, соответствующие их содержанию, в QR-коды. Обозначили их цифрами и буквами. В течение недели участникам квеста необходимо было сосканировать телефоном QR-коды, прочитать тексты, найти соответствующие им иллюстрации, назвать произведения и их авторов. Учащимся за разгаданный квест была гарантирована отличная отметка по литературе, а взрослым - удовольствие от нового формата чтения.

Литературная гостиная, посвящённая творчеству поэтов Серебряного века, продолжила неделю. Выступления воронежских поэтов и оперных певцов дали возможность слушателям ещё раз погрузиться в мелодику русского  слова и убедиться, что человеческие чувства и переживания не потеряют своей актуальности никогда.

Ещё одна новая форма чтения была опробована в этот период. Это поэтический онлайн - марафон. Студентам 1и 2 курсов предложили выбрать и выучить стихотворения воронежских поэтов.  Онлайн - марафон художественного чтения проводился на сайте колледжа и по количеству просмотров и набранных голосов - лайков был выбран победитель.

В течение года  на уроках по Основам сценической речи, которую веду со студентами отделений Сольное народное пение, Эстрадное пение и Вокальное пение,  звучала «Музыка слова». С большого экрана актёры театра и кино читали классику в сопровождении музыки. Учащиеся имели возможность просмотреть мастер-классы по художественному чтению поэзии.

Готовясь к неделе чтения, студенты 2 курса организовали выставки плакатов, посвященных теме  «Русский футуризм». По итогам недели все участники получили сертификаты, а победители дипломы.

Учащиеся 2 курса стали открывателями берега Малого жанра. Им (каждому) за этот период необходимо было ответить на тесты по прочитанным на уроках произведениям современной литературы начала XX века и создать виртуальный плакат - рекламу по понравившемуся произведению (или снять видео буктрейлер к прочитанному произведению и разместить на странице команды).

Каждый год наши студенты пробуют себя в ежегодном конкурсе творческих работ в жанре эссе по произведениям современной русской литературы, который проводит Филологический факультет Воронежского государственного университета. Это произведения, которые не включены в школьную программу  по литературе. Чтобы понять содержание непростых текстов современной литературы,  ребятам приходится обращаться к сайтам Научной электронной библиотеки LIBRARY.RU.

Ежегодно студенты колледжа пробуют себя и в поэтических конкурсах, где, помимо поэтов-юбиляров, предлагают и номинацию «Авторское стихотворение». Свои видиоклипы студенты размещают на разных сайтах. Это стимулирует интерес к русскому языку и  литературе на примере творчества  поэтов и  предоставляет  возможность обучающимся, занимающимся литературным творчеством, обменяться опытом.

А ребятам - олимпиадникам по русской литературе предложили пережить «Роман с текстом» в формате Web 2.0, который состоялся в прямом включении онлайн. После всех творческих выступлений лирики этого этапа ответили на вопрос: нужна ли современному человеку поэзия?

В век стремительного развития информационных технологий и активного формирования инфосферы учитель просто не имеет права не использовать в своей деятельности веб - сервисы как современный и удобный инструмент.

Целесообразность реализации нашего проекта диктуется требованиями времени и подтверждается педагогической реальностью.

Таким образом, IT - формат в литературном образовании дает деятельностный опыт приобретения знаний и презентации собственных результатов; развивает поисковые, исследовательские способности (постановка вопросов, поиск информации по гиперссылке, оформление собственных выводов в виде поста-статуса, постера, буктрейлера) (когнитивно-познавательный аспект); формирует культурную коммуникацию в ее сетевых и очных формах, развивает навыки диалога и эстетической рецепции (коммуникативный аспект); позволяет сформировать потребности в чтении, коммуникации, мыследеятельности и сделать их смысложизненными (аксиологический аспект); дает возможность участникам раскрыть/апробировать/продемонстрировать свои эстетические, аналитические и творческие способности (художественно-творческий аспект).

Актуальная сегодня рецептивная эстетика обусловила смену стратегии и технологии литературного образования. Работа с произведением начинается «от читателя», его впечатлений, ощущений, вопросов, понимания/непонимания, а не с вопроса «Что хотел сказать автор?». Безусловно, вопрос об авторе, его жизни, мыслях и замыслах возникнет, но не потому, что его задал учитель (учебник), а по запросу самого читателя после того, как произойдет знакомство с художественным миром произведения, диалог с текстом, самостоятельное «путешествие к смыслу» [3, с. 200].

Вместе с тем, важность формирования и развития читательской культуры учащихся определяется и необходимостью подготовки к PISA (Programmefor International Student Assessment) - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся - тест, который оценивает грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Известно, что один из основных тестов - на умение читать и понимать прочитанное.

Таким образом, преподаватель в колледже больше, чем носитель и «даритель» знаний, он координатор обучения, он конструирует образовательную среду и создает условия тех умений и навыков учащихся, которые впоследствии позволят им быть успешными в жизни.

Целесообразность реализации проекта диктуется требованиями времени и подтверждается педагогической реальностью.

Список источников:

  1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1986.
  2. Волкова, Е.И. Сервисы Google как инструмент профессионального саморазвития педагога // Интернет-конференция «Повышение качества дополнительного образования взрослых через развитие способности к профессиональному саморазвитию» (Академия последипломного образования), 11.2015.
  3. Камлюк-Ярошенко, Л.В. Чтение как роман с текстом: Коммуникативно-деятельностные основы читательской рецепции / Л.Я. Камлюк-Ярошенко // Мир в слове. Слово в мире (к-70летию кафедры русской и зарубежной литературы ГрГУ) / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: Т. Е. Автухович (ответ.ред.) [и др.]. - Гродно : «ЮрСаПринт», 2015. - С. 185-202.
  4. Мосунова, Л.А. Чтение художественной литературы как процесс понимания смысла // Вопросы психологии. - 2005. - №5. - С.66-74.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...

Исследовательский проект Использование современных интерактивных образовательных технологий на уроках ФК и во внеурочной деятельности как механизм развития универсальных учебных действий учащихся основной школы

   В наше  время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт, ко...

РМО "Применение образовательных технологий на уроках русского языка и литературы как способ развития одарённости учащихся"

РМО "Применение образовательных технологий на уроках русского языка и литературы как способ развития одарённости учащихся"...