Периодизация русской литературы (10 класс)
учебно-методический материал по литературе (10 класс)
Повторение и обобщение теоретического материала по теме "Периодизация русской литературы" для учащихся 10 класса. Содержит практические задания на выделение характерных признаков литературного направление и его определение (работа с текстом и тест)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnye_napravleniya_russkoy_literatury._10_klass.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
- Периодизация литературы.
Периодизация зависит от того, как историк литературы понимает основное содержание эпохи: борьба классиков и романтиков? архаистов и новаторов? предромантизма, романтизма и зарождающегося реализма? В литературоведении до сих пор нет единого мнения по этому вопросу, поэтому периодизация может предлагаться на правах гипотезы. Цель периодизации — не создание жесткой схемы, а обозначение ряда главных ориентиров на каждом этапе литературного движения.
Конец 1790-х — 1800-ые гг. Карамзинский период. “Вестник Европы” Карамзина. Литературная деятельность М.Н.Муравьева. Возникновение многочисленных литературных обществ. Развитие поэзии карамзинистов (“поэтической бессмыслицы”, “галиматьи”, фамильярной дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.)
1810-ые гг. Становление романтизма. “Вестник Европы” под редакцией В.А.Жуковского и М.Т.Каченовского. Противостояние “Беседы…” и “Арзамаса”. Спор о жанре баллады, народности, о литературном языке. “Психологический романтизм” В.А.Жуковского, “мечтательный романтизм” К.Н.Батюшкова.
1820-1830-ые гг. Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве Пушкина. “Гражданский романтизм” декабристов. А.С.Грибоедов. Поэты пушкинского круга. М.Ю.Лермонтов. Н.В.Гоголь.
Предлагаемую периодизацию не следует рассматривать как окончательное решение проблемы, так как в ней не нашлось отдельного места таким событиям как война 1812 года и декабрьское восстание 1825 года, которые были важнейшими вехами в русской жизни, породившими новые мощные творческие импульсы. Давая характеристику писателю или поэту, нельзя ограничиться лишь механическим причислением их творчества к тому или иному направлению.
- Литературное направление обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств.
- Классификация литературных направлений
Литературные направления и его основные признаки | Представители лит-ры |
КЛАССИЦИЗМ (XVII — начало XIX века) 1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве. 2) Гармония содержания и формы. 3) Цель искусства — нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. 4) Простота, стройность, логичность изложения, подражание античным образцам . 5) Соблюдение в драматическом произведении правил «трех единств»: единство места, времени, действия. 6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных чертах характера за определенными персонажами. 7) Строгая иерархия жанров: «высокие» — эпическая поэма, трагедия, ода; «средние» — дидактическая поэзия , эпистола, сатира, любовное стихотворение; «низкие» — басня, комедия, фарс. 8) В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует 9) Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник. Классицизм в России: | Франция: П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер,
Россия: М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, |
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (XVIII — начало XIX века) 1) Изображение природы как фона человеческих переживаний. 2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма). 3) Ведущая тема — тема смерти. 4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны. 5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть. Сентиментализм в России: б) Сильна дидактическая (нравоучительная) установка; в) Просветительские тенденции; г) Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались к разговорным нормам, вводили просторечия. | Англия: С. Ричардсон; Ж.-Ж. Руссо. Германия: И.В. Гете. Россия: Н.М. Карамзин. |
РОМАНТИЗМ (конец XVIII — XIX век) 1) «Космический пессимизм» (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации). 2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея «эскапизма» (бегство романтического героя в идеальный мир). 3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии). 4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности.. 5) Изображение яркого, исключительного героя в особых, исключительных/ необычных обстоятельствах, целеустремленность к недостижимому идеалу. 6) Не существует никаких жанровых перегородок, стилистических разграничений. Только стремление к полной свободе творческого воображения. Появились фантастическая повесть, исторический роман, лиро-эпическая поэма, необычайного расцвета достигает лирика. 7) Обращение к фольклору, появление исторической тематики | Германия: Э.-Т.-А. Гофман. Д.Г. Байрон, Франция: В. Гюго. Россия: В.А. Жуковский, |
РЕАЛИЗМ (XIX — XX век)- правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. 1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности. 2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах). 3) Герои — не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях. 4) Характеры героев даны в развитии, они многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы. 5) Живой разговорный язык; разговорная лексика. 6) Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Критический реализм Углубление психологизма, обострение социальных конфликтов, | Англия: Ч. Диккенс, Франция: Стендаль, Россия: А.С. Пушкин, |
Задание
Определите, к какому направлению следует отнести фрагменты произведений разных авторов.
Перечислите в примерах существенные черты (см. таблицу)
- Ты хочешь знать, что видел я
На воле? - Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года -
Им не сойтиться никогда!
2. Из-за усталых, бледных туч
Блеснул над тихою столицей
И не нашел уже следов
Беды вчерашней; багряницей
Уже прикрыто было зло.
В порядок прежний всё вошло.
Уже по улицам свободным
С своим бесчувствием холодным
Ходил народ. Чиновный люд,
Покинув свой ночной приют,
На службу шел.
3. О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
4. … Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света. Но Лиза все еще сидела подгорюнившись. Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу.
ПОВТОРЕНИЕ
ТЕСТ «Литературные направления»
1. Литературное направление 17-19 вв. , основанное на подражании античным образцам.
2. Для этого направления характерны жанры : элегия , послание , роман в письмах , дневник. Преобладают исповедальные мотивы.
3. Направление ,которому присуще стремление рассматривать действительность в развитии , способность обнаруживать развитие новых социальных отношений .
4. Примером какого литературного направления является произведение Н. Карамзина «Бедная Лиза»?
5. В России основы этого литературного направления были заложены в 1820-30 гг. творчеством А.С. Пушкина («Евгений Онегин», «Капитанская дочка»). Этот этап связан с именами И.А. Гончарова , И.С. Тургенева , Н.А. Некрасова, А.Н. Островского.
6. Этому направлению присуща ярко выраженная социальная направленность .Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К.Ф. Рылеев , В.А. Жуковский)
7. Примером какого направления является комедия Фонвизина «Недоросль»?
8. Направление в литературе и искусстве 19 в. , ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.
9. Для какого литературного направления характерны порыв , необычайная сложность , внутренняя глубина человеческой индивидуальности , а также идея двоемирия .
10. Это литературное направление зародилось в России на фоне национального подъёма после войны 1812 г.
11. Для этого направления характерны следующие признаки :
- герои чётко делятся на положительных и отрицательных;
- порок всегда наказан , а добро торжествует;
- принцип трёх единств :времени , места , действия .
12. Направление , для которого главным является чувство , переживание простого человека , а не великие идеи .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русской литературе. 11 класс.
Рабочая программа для 11 класса татарских школ. По учебнику под ред. М.Г.Ахметзянова....
Программа элективного курса по литературе "Золотой век русской литературы".10 класс
программа занятий, тематическое планирование...
Русская литература 10 класс. II – полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.
Русская литература 10 класс.II – полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....
Русская литература 11 класс. II полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.
Русская литература 11 класс.II полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....
Русская литература 11 класс. I полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.
Русская литература 10 класс.I полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.
Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...
Контрольная годовая работа по литературе на тему "Итоговый тест по русской литературе", 6 класс
Итоговый тест по литературе (6 класс) проводится в конце учебного года для проверки уровня усвоения учащимися учебного материала по программе " Уроки литературы в 6 классе"...