Учимся анализировать лирическое произведение_5 класс
презентация к уроку по литературе (5 класс)
Учимся анализировать лирическое произведение_5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_stihotvoreniya_uchimsya_analizirovat_liricheskoe_proizvedenie_5_klass.ppt | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Тема . 2. Идея (основная мысль). 3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)? 4. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ? 5. Рифмический рисунок стиха. 6. Размер стихотворения. 7. Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему?
Тема Это о чем (или о ком) говорится в стихотворении. Очень часто тема отражается в заглавии.
Основная мысль Эта та мысль, которую хотел донести автор стихотворения до читателя (слушателя) Идея может быть выражена в заглавии или в какой-нибудь строке стихотворения. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать
Лирический герой Это лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.
Образы лирики Предметы Явления Природа Лирический герой Автор
Изобразительно-выразительные средства Эпитет Сравнение Метафора Олицетворение Антитеза Аллитерация Анафора Гипербола Ассонанс
Эпитет Это красочное определение чего-либо (в основном прилагательные ) *** Там, на неведомых дорожках, Следы невиданных зверей…
Метафора Это скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается. В саду горит костёр рябины красной , но никого не может он согреть. С.А.Есенин
Сравнение Это прямое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, даётся при помощи союзов: как, словно, точно, как будто. Около леса, как в мягкой постели , Выспаться можно: покой и простор. Листья поблекнуть ещё не успели, Жёлты и свежи лежат, как ковёр . Н.А.Некрасов
Олицетворение Это художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами. Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком . С.А.Есенин
Антитеза Это литературный приём, основанный на противопоставлении . Они сошлись: волна и камень , Стихи и проза, лёд и пламень . А.С.Пушкин
Аллитерация Литературный приём звукописи, основанный на повторении в тексте определённых созвучных или одинаковых согласных звуков. С ви щ ет ветер, с еребряный ветер В ш ёлковом ш еле с те с не ж ного ш ума. С.А. Есенин
Ассонанс Литературный приём звукописи, основанный на повторении в тексте одинаковых гласных звуков. М е ло, м е ло по вс е й з е мл е Во вс е пр е д е лы… Б.Л.Пастернак
Анафора Литературный приём, построенный на одинаковом начале нескольких соседних предложений ( строк, стихов). Вот моя деревня, Вот мой дом родной. А.С.Пушкин
Гипербола Это литературный приём, основанный на художественном преувеличении В сто сорок солнц закат пылал… В.В.Маяковский
Рифма Туча мглою небо кр оет , Вихри снежные кру тя . То как зверь она зав оет , То заплачет, как ди тя. А.С.Пушкин ПЕРЕКРЁСТНАЯ А Б А Б
Рифма ПАРНАЯ А А Б Б Царь с царицею прост ился , В путь-дорогу снаряд ился , И царица у ок на Села ждать его од на .
Рифма И там я был, и мёд я п ил ; У моря видел дуб зел ёный ; Под ним сидел, и кот уч ёный Свои мне сказки говор ил … КОЛЬЦЕВАЯ А Б Б А
Двусложные размеры стиха ХОРЕЙ (ударение падает на нечетные слоги в стихе; на первый слог в стопе) Мч а тся т у чи, вь ю тся т у чи. ЯМБ (ударение падает на четные слоги в стихе; на второй слог в стопе) Он е гин, д о брый м о й при я тель, Род и лся на брег а х Невы…
АЛГОРИТМ определения размера стиха Выписать первый стих, посчитать количество слогов в нём (сколько гласных – столько и слогов), расставить ударения; Нарисовать: столько ячеек, сколько слогов. Пронумеровать ячейки снизу; Расставить ударения над ячейками в соответствии с ударениями в стихе, выделить стопы; Написать шифр этого стиха, сделать вывод о размере стихотворения.
Алгоритм
ПОТРЕНИРУЕМСЯ
Проанализируйте Печальная берёза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят,- И радостен для взгляда Весь траурный наряд. Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей. А.А.Фет
Анализ стихотворения А.А.Фета «Печальная берёза у моего окна…» по плану 1.Тема – Печальная берёза. 2. Идея :Печальная берёза прекрасна в траурном белом наряде в лучах денницы (утренней зари). 3.Мотив грусти, трагизма, любование этой печалью берёзы и сочувствию к ней света утренней зари, которая как бы обнимает её всю в белом траурном наряде.
4. Средства художественной выразительности: Эпитеты : печальная берёза, прихоть мороза, разубрана (прихотью мороза) берёза, наряд траурный, наряд радостен, краса ветвей.
Метафоры: прихоть мороза, игра денницы. Сравнение: Как гроздья винограда, концы ветвей висят…
Аллитерация: 1 строфа: Р, 2строфа: В, Р, 3 строфа: сонорные Л, М, Н. Ассонанс : 1 строфа: Е,А; 2 строфа: А; 3 строфа: У, И.
Анафора : Повтор 3 строки в каждой строфе: И… 4. Рифма : Перекрёстная: АБАБ 5.Стихотворный размер : трёхстопный ямб _ _/ _ _/ _ _/ _ _ _/ _ _/ _ _/
6. Особенно привлекает то, что лирический герой восхищён берёзой даже в трауре зимней белой одежды. Печаль берёзы ему по душе, так как созвучна его грустным мыслям. Словно хочется спросить у берёзы, наряд которой румянит свет утренней зари, о чём её скорбь. Любимый лик прекрасен и в траурной одежде. Горе не способно умалить истинную красу. Такой взгляд автора необычен , но отражает представления людей дохристианской поры: берёза для них символ смерти и последующего воскресения. Может, потому берёза в белом саване под лучами солнца розовеет? Так, при рождении появляется на свет розовокожий младенец…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе "Учимся анализировать стихотворение"
Уок построен по деятельностному методу. В качестве приложения включены творческие работы учащихся и самоанализ урока....
Образец анализа лирического произведения (стихотворения А.С.Пушкина "Подъезжая под Ижоры..." (Для 9 класса)
Учителя литературы знают, как сложно бывает научить девятиклассников анализу лирического произведения. Несомненно, в период обучения можно предложить ученикам примерный образец такого анализа, выполне...
Особенности организации уроков по изучению лирических произведений в 5-м классе по программе А.Г. Кутузова
По программе А.Г.Кутузова в 5 классе на изучение раздела «Лирика» отводится только 10 часов, и за это ограниченное количество времени необходимо так построить работу над лирическими произведениями, чт...
Методическая разработка урока литературы для 6 класса "Н.Заболоцкий "Журавли". Особенности лирического произведения".
В своей работе руководствуюсь филологическим принципом сближения преподавания языка и литературы. В связи с этим ведущую роль на уроках играет такой прием, как наблюдение над языком, позволяющий выяви...
Презентация к мастер-классу "К пониманию лирического произведения через рисунок"
Презентация к мастер-классу "К пониманию лирического произведения через рисунок" отражает основные элементы занятия по литературе на примере анализа стихотворения А.С.Пушкина "Пророк", основанного на ...
Учимся анализировать проекты
Презентация курса "Индивидуальный итоговый проект. 10 класс"...
Учимся анализировать лирическое произведение_5 класс
Учимся анализировать лирическое произведение_5 класс...